Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
18 Октября 2021 в 12:47

Как выбрать платформу для онлайн-обучения: мнение 100 российских вузов

Россия +7 (495) 139-20-33
2 15526
Подпишитесь на нас в Telegram
Диляра Сиразеева
Директор по маркетингу и продажам вебинарной платформы Pruffme

С наступлением сентября преподаватели каждого вуза задумываются о том, как эффективно организовать дистанционное обучение. Сегодня это неотъемлемая часть сферы высшего образования. Чтобы поддерживать мотивацию студентов к занятиям и контролировать их вовлеченность в образовательный процесс, важно использовать всевозможные цифровые инструменты платформ для дистанционного обучения.

Сейчас на рынке немало таких сервисов, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Мы пообщались с вузами страны, узнали об их проблемах и открыли важные инсайты, которые помогут существующим платформам доработать функционал, а преподавателям – сделать правильный выбор.

С какими сложностями сталкиваются вузы?

Каждый преподаватель сам выбирает то, как он будет вести занятие – кому-то достаточно просто выйти в эфир, загрузить презентацию или даже прочитать лекцию без нее. Но сделать занятие интерактивным, чтобы каждый студент запомнил необычный подход и проще воспринимал информацию, могут только самые заинтересованные.

Более 100 российских вузов рассказали нам о самых распространенных сложностях в организации дистанционного обучения:

  1. Нет полноценной отечественной замены популярным Zoom и Microsoft Teams – практически все уступают по цене или качеству.
  2. Многие сервисы не имеют прямой интеграции с LMS-системами (система управления обучением – приложение для администрирования учебных курсов в рамках дистанционного обучения).
  3. Сложности с хранением записей и их последующим просмотром студентами, утечка информации.
  4. Нехватка времени и усилий у преподавателей на освоение новых платформ, ведь не каждый готов участвовать в гонке за современными технологиями.
  5. Присутствие студентов на занятии «фоном», без включения микрофона или камеры.
  6. Незнание, как создавать вовлекающие и эффективные практико-ориентированные занятия в онлайн.

На рынке онлайн-образования существует более 30 сервисов. Разберем плюсы и минусы дистанционного обучения, проблемы, возникающие в процессе обучения, советы по использованию обучающих платформ и лайфхаки для преподавателей, которые помогут сделать дистанционное обучение эффективным и интересным.

Российские аналоги Zoom и Microsoft Teams для вузов

Новые инструменты для работы со студентами и коллегами на парах и вебинарах помогут обеспечить двустороннюю передачу и обработку видео и аудио-информации на расстоянии в режиме реального времени, а значит вовлечь в обучающий процесс и повысить мотивацию.

Платформы для видеоконференций

Эти платформы вузы чаще всего используют для видеоконференций

Лучшие платформы для онлайн-занятий

Платформы для видеоконференций

Общие характеристики основных платформ для онлайн-занятий

  1. Тип сервиса. Облачные решения предполагают работу напрямую в браузере по купленной подписке на платформу. При серверном решении сперва надо купить серверы, затратив дополнительные финансовые и кадровые ресурсы, что зачастую оказывается намного дороже, даже если сама платформа бесплатная.
  2. Число зрителей на вебинаре предполагает одновременное подключение участников как пассивных слушателей, без выхода в эфир с камерой и/или микрофоном. Лидерами по этому критерию являются Pruffme, Microsoft Teams и Webinar (до 10000 человек).
  3. Число участников с видео предполагает одновременное подключение спикеров в эфир с камерой и/или микрофоном. Лидером в этой категории также является Microsoft Teams (до 10000 чел.) и Zoom (до 1000 чел.).
  4. Работа на мобильных устройствах. Браузерные решения предполагают прямой вход на лекцию по ссылке без предварительной загрузки приложения. Приложение же обеспечивает Вам постоянный доступ к аккаунту, некоторые считают, что они стабильнее работают. Однако сегодня браузеры оптимизированы под формат вещания WebRTC, который технически не проигрывает работе через приложение.
  5. Интеграция с LMS-системой Moodle возможна двумя путями. Первый – через открытый код API, который предоставляет вузу программист, и он самостоятельно его настраивает. Второй –через плагин, специальный ZIP-файл, который вуз скачивает и загружает в Moodle.

Базовый функционал платформ

Базовый функционал образовательных платформ примерно одинаков. Однако крайне важна техническая поддержка, которая снимает ответственность с преподавателя за технические настройки камеры/микрофона у студентов. Выйти в эфир гарантированно сможет каждый, что позволит преподавателю контролировать процент присутствия.

Функционал платформ онлайн-обучения

Функционал основных платформ для дистанционного обучения

Включенная в тарифный план техническая поддержка есть у Pruffme и Webinar, остальные платформы предлагают либо текстовую помощь по почте, либо поддержку за отдельную плату.

Инструменты для интерактивного вовлечения

Интерактивные инструменты позволяют сделать занятие динамичным, напрямую влияя на уровень восприятия информации и интерес к лекции.

Платформы для видеоконференций

  1. Реакции позволяют собирать обратную связь со студентов об уровне понимания материала при выключенных микрофонах. Например, отправленный «палец вверх» означает «я понял тему», а «палец вниз» – «я не понял тему».
  2. Поднятая рука напротив студента в списке участников сигнализирует преподавателю о том, что у него есть вопрос, который студент может задать в письменной или устной форме.
  3. Групповые комнаты позволяют преподавателю разделить студентов на небольшие подгруппы, в рамках которых они могут продолжить проектную работу.
  4. Онлайн-доски – это бесконечное пространство, в рамках которого в режиме реального времени преподаватель самостоятельно или совместно со студентами может визуально отображать информацию.
  5. Тесты и опросы дают возможность прямо на занятии задать вопрос студентам, а затем оценить их ответы.
  6. Виртуальная реальность (VR) позволяет внести в классическое занятие элемент игры, где студенты могут создавать своих персонажей и, перемещаясь по пространству, общаться и выполнять задания.

Аналитика и контроль студентов

Как узнать, действительно ли студенты слушают лекцию? Ведь все эти черные квадраты неподключенных камер вряд ли свидетельствуют о большой любви студентов к Малевичу – скорее всего, они просто занимаются посторонними делами. Поэтому для преподавателей возможность контролировать присутствие студентов на занятии является важнейшим требованием к платформе для онлайн-занятий.

Платформы для дистанционного обучения

Системы контроля студентов на платформах для дистанционного обучения

Так какие же инструменты помогают отслеживать активность студентов во время занятия? Российские вузы поделились своими наблюдениями:

  1. Принцип размещения контента в одном окне позволяет максимально точно отслеживать время присутствия студента на занятии. Если для демонстрации презентации ему приходится переходить на рабочий стол или другую вкладку, значение процента присутствия падает.
  2. Зал ожидания позволяет запускать на видеоконференцию по группам или по одному студенту, а также организовывать перерывы во время лекции или между ними.
  3. Одновременный контроль за рабочими столами дает преподавателю возможность в любой момент переключиться на нужный компьютер конкретного студента и посмотреть, какое окно или вкладка у него открыты.
  4. Смена отображения лекции помогает настроить визуальное отображение конференц-комнаты в зависимости от используемого контента.
  5. Статистика после мероприятия дает полную информацию об уровне вовлеченности каждого студента. Лучше всего, когда она включает в себя количество отправленных сообщений, вопросов и подтвержденных контролей присутствия, время входа и выхода с комнаты, общую продолжительность присутствия на вебинаре или за выбранный период (например, за месяц).
  6. Функция контроля присутствия позволяет преподавателю путем запуска всплывающего окна отслеживать, кто из студентов присутствовал на занятии в конкретный момент времени.

Основные преимущества и недостатки платформ

Самыми важными критериями при выборе платформы являются техническая стабильность и качественное вещание, возможность контроля и подробная статистика после мероприятия, инструменты для интерактивного взаимодействия и стоимость.

Платформы для дистанционного обучения

Ключевые преимущества и недостатки платформ для дистанционного обучения

Конечно, в зависимости от специфики вуза запросы могут меняться. Например, театральному институту очень важен доступный объем памяти для онлайн-показа фильмов, а физикам – большой каталог формул на интерактивной доске.

Платформы для дистанционного обучения

Главные недостатки платформ, по мнению пользователей

Как вовлекать студентов в процесс обучения и создавать практические занятия: главные инструменты платформ

Сегодня рынок платформ для онлайн-обучения предоставляет самые разные инструменты для того, чтобы сделать процесс получения знаний интересным и ярким.

Сегодня – от обычных занятий к видеоконференциям, а завтра – в виртуальный мир

Виртуальная реальность (VR)

Виртуальная реальность – это искусственный мир, созданный с помощью компьютерных технологий, но ощущаемый органами чувств пользователя в реальном времени в соответствии с законами физики.

Рынок платформ виртуальной реальности

Рынок платформ виртуальной реальности

Зачем нужны виртуальные Вселенные?

Виртуальные Вселенные делают студента активным участником занятия, а не пассивным слушателем, ведь он может общаться с коллегами, взаимодействовать с предметами и изучать материалы. Так повышается творческая активность, вовлеченность и мотивация к учебе. А практические занятия, где студент опытным путем изучает информацию, более эффективны для понимания. К тому же преподаватель сам может создать и показать студентам мир, который наглядно подтвердит теоретическую информацию.

Виртуальная реальность в платформах для обучения

Функции виртуальной реальности популярных образовательных платформ

Функции виртуальной реальности популярных образовательных платформ

На всех площадках есть возможность загрузить картинку в виртуальное пространство – так можно наглядно показывать, например, произведения искусства, устроив виртуальную прогулку по импровизированной картинной галерее.

У каждого студента в виртуальной реальности есть свой скин или аватарка для идентификации, а перемещения внутри VR-комнаты с помощью стрелок клавиатуры захватывает внимание и создает у студентов положительное впечатление, так как от обучения они получают эмоции, схожие с прохождением квестов в любимой видеоигре.

Браузерные решения платформ дают возможность подключаться к виртуальному пространству напрямую по ссылке без загрузки дополнительного софта, тогда как программы требуют установки на устройство. А разнообразие типов взаимодействия позволяет максимально окунуться в атмосферу виртуальности – чем больше действий, тем больше возможностей для реализации игрового или учебного сценария.

Какие параметры влияют на выбор платформы?

Создание виртуальных комнат не требует навыков программирования. Попасть в игровое пространство, чтобы учиться, играя, может любой желающий.

Критерии выбора платформы с виртуальной реальностью

Критерии выбора платформы с виртуальной реальностью

Российские университеты поделились с нами, какие особенности стоит учитывать при выборе платформы для дистанционного обучения, если вы хотите обучать студентов в виртуальной реальности:

  1. Большой список доступных для загрузки типов контента дает возможность разнообразить занятие, показать весь материалах в рамках виртуального пространства.
  2. Работа на мобильных устройствах является важным критерием, поскольку далеко не у всех студентов сегодня есть ПК – люди привыкли сидеть с телефонов и планшетов.
  3. В среднем создание несложного пространства занимает около часа, но на сервисе Virbela придется потратить более недели.
  4. Практически на всех платформах есть разнообразие готовых пространств – начиная от классических офисов и заканчивая фантастическим лесом.
  5. Сейчас запускать тестирование внутри виртуального пространства нельзя ни на одной платформе.

Основные преимущества и недостатки платформ

Ключевым функционалом, которым должна обладать VR-платформа, вузы считают разнообразие виртуальных пространств для проведения мероприятий разного типа, большой выбор элементов движения для персонажа, возможность запустить ее прямо во время видеотрансляции.

Преимущества платформ для создания виртуальных пространств

Преимущества платформ для создания виртуальных пространств, которые отмечают вузы

Основные недостатки платформ для создания виртуальных пространств

Основные недостатки платформ для создания виртуальных пространств, по мнению вузов

Основными недостатками имеющихся на рынке платформ пользователи считают ограниченный функционал на смартфонах и небольшой выбор функционального взаимодействия между предметом и персонажем.

Исследовать бесконечное онлайн-пространство вместе со своими студентами позволят цифровые инструменты, например, интерактивные доски.

На интерактивную доску вы можете вставлять картинки, документы, а также делать заметки – рисовать, писать, клеить стикеры – сохраняя результаты в реальном времени. Кроме того, можно пригласить студентов, коллег и клиентов поработать вместе из любой точки мира.

Сервисы, в которых есть поддержка интерактивных досок

Сервисы, в которых есть поддержка интерактивных досок

Зачем нужна интерактивная доска?

  1. Конспектировать материал в формате текста, схем или прикрепленных фотографий.
  2. Хранить контент: на доску можно прикреплять файлы разного формата (Word, Excel, видео или аудио и др.) с различным доступом (только просмотр, редактирование, скачивание и др.). Опираясь на используемые материалы, студент может готовиться к сессии, а преподаватель оценивать прикрепленные файлы.
  3. Выполнять задания индивидуально или в группах в режиме реального времени. Например, заполнять пропуски в предложениях или устраивать мозговой штурм.
  4. Рисовать на доске как на флипчарте в аудитории.
  5. Сохранять результаты работы в файл путем загрузки на устройство в формате PDF или PNG/JPG для дальнейшей проверки или распечатывания.
  6. Создавать интерактивные сессии для групповой работы, чтобы сделать привычную лекцию более динамичной и интересной.

Базовый функционал интерактивных досок

Базовый функционал интерактивных досок

Области применения интерактивных досок обширны – под каждую задачу можно выбрать удобный инструмент и с его помощью визуально отобразить информацию или организовать групповую работу.

Интерактивные доски используются в совершенно разных областях: химия, физика, медицина, иностранные языки, технические направления, культура и искусство, математика, статистика и анализ. Они удобны не только в творческих и бизнес-областях!

Особенности досок популярных платформ

Удобство работы с интерактивными досками определяется ключевыми критериями.

Общие характеристики интерактивных досок популярных платформ

Общие характеристики интерактивных досок популярных платформ

Бесконечная доска представляет собой неограниченное пространство, которое можно двигать во всех направлениях, приближать и отдалять. Ограниченная доска выглядит как последовательные слайды, которые можно количественно добавлять, но не изменять их размер.

Браузерное решение позволяет работать по прямой ссылке в браузере без установки приложения на свое устройство.

Как использовать интерактивную доску

Простота использования интерактивной доски во время занятия – важный фактор вовлечения и мотивации студентов на лекциях, а минимум кликов избавит от появления седых волос на голове преподавателя.

Возможности при создании интерактивных досок

Возможности при создании интерактивных досок

Какие функции интерактивных досок вузы считают самыми удобными:

  1. Комментарии позволяют оставлять пояснения к показываемым на доске материалам. Отлично, если на платформе есть возможность оставлять пояснения в текстовом или голосовом формате.
  2. Голосование за объекты дает возможность собрать со слушателей обратную связь о различных элементах или идеях.
  3. Загрузка материалов на доску для дальнейшего показа есть у всех анализируемых платформ, кроме Zoom.
  4. Запись видеоконференции вместе с доской позволяет по окончании мероприятия пересмотреть занятие, не упуская важные детали.
  5. Загрузка доски на устройство в формате PNG/JPG или документа для последующего изучения или распечатки.

Основные преимущества и недостатки платформ

Самые важные требования, которые выдвигают к платформам интерактивных досок, – это разнообразие инструментов (фигур, кистей, формул, шаблонов), возможность сохранить доску в формате картинки или документа для последующей работы на устройстве, возможность запустить доску напрямую на онлайн-встрече.

Главными недостатками имеющихся платформ являются невозможность работать в рамках одного пространства по одной ссылке, отсутствие готовых шаблонов и технические проблемы при большом количестве одновременно работающих с доской студентов.

Преимущества и недостатки платформ

Преимущества и недостатки платформ

Преимущества и недостатки платформ с функцией поддержки интерактивных досок, которые называют сами вузы и пользователи

Проверка знаний, сбор мнений и конкуренция. Тесты и опросы

Тесты и опросы являются неотъемлемой частью учебного процесса, позволяющей оценить уровень знаний студентов. Тесты могут быть созданы в разных форматах – открытые и закрытые вопросы, задания, установка соответствия и др.

Самые популярные среди вузов платформы

Самые популярные среди вузов платформы, позволяющие создать онлайн-тест или опрос

Квизы, квесты и баттлы как альтернатива серьезным тестам

Разберем, почему стоит использовать квизы, квесты и баттлы в образовательных процессах:

  1. Эти типы тестирования дают возможность прокачать групповую работу и развивают межгрупповую конкуренцию. Студент понимает, что от его вклада зависит успех всей команды.
  2. Студенты изучают новые IT-технологии, интерактивные инструменты и гаджеты.
  3. Учеба начинает восприниматься как игра, вследствие чего растет уровень вовлеченности, стимулируется творческое мышление и активизируются мыслительные процессы.

Однако классические тесты тоже необходимы – они позволяют контролировать студентов и собирать подробную аналитику, дают возможность использовать библиотеку типовых вопросов и защищают от списывания.

Основные преимущества и недостатки платформ

Самыми важными достоинствами, которые должны быть у платформ для онлайн тестирования, вузы считают полноценный редактор с множеством разнообразных типов вопросов и заданий, подробный и корректный блок результатов, возможность организовать тестирование в рамках видеоконференции.

Главные недостатки нынешних платформ – «детский формат», неподходящий для серьезных мероприятий, ограничение в количестве тестов и их наполненности на бесплатных тарифах, мало интерактива (нет таблицы лидеров, кубков для самых активных, элементов геймификации).

Ключевые преимущества и недостатки платформ для дистанционного обучения

Ключевые преимущества и недостатки платформ для дистанционного обучения

Ключевые преимущества и недостатки платформ для дистанционного обучения

Как же определиться с выбором онлайн-платформы?

Конечно, мы рассказали далеко не про все возможности, инструменты и сервисы для организации дистанционного обучения. Разные площадки по-своему решают проблемы, возникающие в процессе учебы.

  1. Поиск отечественной замены Zoom и Microsoft Teams реален, поскольку сейчас на рынке представлены достойные российские разработки.
  2. Интеграция с LMS-системами удобнее всего происходит при использовании готового плагина. На рынке есть два плагина: у Pruffme и Big Blue Button.
  3. Вы можете сохранять записи занятий на собственные серверы или хранить их на платформе, которую решили использовать для проведения онлайн-занятий.
  4. Страх перед освоением функционала новой площадки уходит благодаря технической поддержке, которая проводит обучение, поддерживает на первых видеоконференциях и всегда остается на связи, поэтому при выборе платформы обращайте внимание на факт наличия техподдержки.
  5. Контроль вовлеченности студентов и степени их присутствия на занятии осуществляется с помощью инструмента «Контроль присутствия» для того, чтобы после занятия преподаватель мог выгрузить статистику с информацией о количестве подтверждений, сеансах входа, написанных сообщений и вопросов.
  6. Проблема создания интересных практико-ориентированных занятий решается за счет использования интерактивных досок, тестирования в форматах квиза или баттла, виртуальной реальности. Формат лекции «спикер+презентация» отходит на второй план и активно замещается нестандартными онлайн-конференциями с использованием интерактивных инструментов.

Рынок отечественных платформ для онлайн-обучения активно развивается и стремится к созданию комфортной среды для развития дистанционного образования.

Стоимость использования видеоконференций

Стоимость месячной подписки на тариф для проведения видеоконференции на 100 участников на разных платформах отличается. Информация взята с официальных сайтов.

Стоимость использования видеоконференций

Стоимость подписки на создание тестов и опросов

Стоимость подписки на создание тестов и опросов

Годовая стоимость подписки, взятая с официальных сайтов

Онлайн-обучение может быть интересным, ведь с помощью инструментов современных образовательных платформ можно изучать материалы лекций в любом удобном формате с использованием интерактивных элементов. Выбирайте с умом, изучив все плюсы и минусы платформ для дистанционного образования. 

Желаем, чтобы онлайн-лекции проходили без зависаний и оставляли наилучшее впечатление у студентов!

2 комментария
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
  • Гость
    2
    комментария
    0
    читателей
    Гость
    6 месяцев назад
    Да ну не подходит дистанционное обучение для вузов. Совсем не то. Дистанционка хороший вариант для повышения квалификации например. Я сама так проходила повышение квалификации в рбк rostbk.com/ Очень удобно оказалось
    -
    -2
    +
    Ответить
  • я
    2
    комментария
    0
    читателей
    я
    больше года назад
    Меня интересует куда пойти учиться. Хочу стать разработчиком или дизайнером игр.
    -
    -1
    +
    Ответить

Отправьте отзыв!
X | Закрыть