Как вывести бьюти-бизнес из минуса в плюс и увеличить прибыль

Как понять, что салон красоты уходит в минус? Какие маркеры сигнализируют, что бизнес уже не окупается или близок к этому? С чего начать выход из минуса и можно ли выбраться из затяжного кризиса без помощи экспертов? Опытом делится Виктория Сафронова, производственный директор «Персона групп».

Почему бьюти-бизнес уходит в минус. 3 распространенные причины

Попробуем разобраться, почему прежде прибыльные салоны постепенно оказываются в минусе, а некоторые даже попадают в глубокий кризис. Причин великое множество. У каждого салона своя судьба, свои особенности, тем не менее,  выделяются три основные причины, по которым около 80% предприятий бьюти-индустрии становятся убыточными. 

1. Открытие салона без предварительно разработанной финансовой модели, без планирования, без бюджетирования 

Если не был составлен план действий по тратам, то предприятие не получает точки отсчета, по которым можно ежемесячно подводить итоги и понимать, какие у салона на текущий момент финансовые показатели. 

Случается, что бизнес открыли интуитивно, не изучив рынок, не проведя необходимые расчеты и не составив корректных прайс-листов. В таком случае, собственник неизбежно оказывается в минусе и вынужден реагировать постфактум. 

2. Нескоординированная работа команды 

Сотрудники могут оказаться не командой, а одиночными игроками, а у собственника не хватает времени на плотную работу с коллективом. Большое упущение, если не разработана система грейдов. Специалисты рано или поздно упираются в потолок и начинают думать, что в этом салоне они уже никак не смогут развиваться. Начинают искать для себя новые возможности, уходят в свой бизнес, либо идут в другой салон, который предлагает им перспективы. 

Чтобы избежать потери доходности по этой причине, собственник должен понимать, что важная часть бизнеса – работа с командой, мастерами, продажниками, администраторами, умение мотивировать и закручивать персонал в экосистему, где для каждого есть место, задачи, перспективы. 

3. Выгорание собственника

Эмоциональная составляющая, которая очень важна. Если лидер устал от неудач, разочаровался в идее, больше не увлечен своим делом, то он заражает этим состоянием весь коллектив. 

Уныние и разочарование моментально передаются от руководителя сотрудникам, поэтому когда собственник находится в разряженном состоянии, он должен начать серьезно работать над эмоциональной составляющей, иначе перспектив у бизнеса не будет. 

Как понять, что бизнес уходит в минус: светофор опасности

В какой-то момент собственник понимает, что не хватает средств на покрытие базовых нужд: нечем платить заработную плату, арендные платежи, не на что закупать косметику и одноразовые расходники. Это уже красная черта, которую нельзя переходить, доставая деньги из своего кошелька. Нужно срочно начинать аудит. 

Давайте разберем светофор опасности – маркеры, по которым можно судить о проблемах в салоне.

Красные маркеры – высокий фонд оплаты труда и завышенная аренда помещения. 

Если фонд оплаты труда составляет больше 45% от вашей выручки, это серьезный звоночек, на который стоит обратить внимание в первую очередь. Проанализируйте, почему зарплатный фонд выходит за предельные значения: у вас слишком много сотрудников? Что можно предпринять для оптимизации ФОТ. 

Высокая аренда помещения – это более 25% от прибыли. Этот фактор потенциально потянет вас вниз, если ничего не менять. 

Оранжевые маркеры: низкая возвратность клиента и неправильный подбор персонала.

Низкая возвратность клиентов – однозначно сигнал к действию. Если к вам пришел новый клиент, но после оказания услуги не вернулся, это может означать одно из двух: либо услуга оказана некачественно, либо существует несоответствие цены и качества. Желательно вести отработку по каждому входящему клиенту: классифицировать, по какой причине он не вернулся, а если вернулся, то что зацепило. С пластом новых клиентов салона стоит особенно активно работать. 

В подборе сотрудников многое зависит от управленцев, лидеров салона. Необходимо не только собрать профессиональный коллектив, но и мотивировать сотрудников, уметь с ними контактировать, развивать персонал. Понятно, что этому надо учиться, выделять на это время, но если заниматься, вкладываться в команду, – это обязательно приведет к хорошему результату.

Зеленый маркер – неверное распределение бюджета. 

Сюда можно отнести все, что мы вносим в расходы, но неправильно распределяем. Допустим, на закупку косметики выделяется неправильный процент от прибыли, закупается больше или меньше одноразовой продукции, чем нужно для функционирования салона. Да, это не самый существенный фактор работы предприятия в минус, но на него также стоит обращать внимание.

С чего начать, если минус небольшой: первые шаги выхода из кризиса

Начинать выход из минуса я бы рекомендовала с цифр, а именно с определения точки А – то есть с результатов аудита текущего состояния бизнеса.

Для этого подсчитываются все доходы, внимательно рассматриваются расходы, записывается каждая из трат и разносится по разным статьям – таким образом собирается полная картина. Этот этап можно пройти самостоятельно или привлечь профессионального финансового аудитора. 

Это первый шаг, который нужно сделать, чтобы потом правильно выстроить весь путь. Далее я бы рекомендовала работу с построением бюджетирования и оптимизацией расходной части. Необходимо проанализировать, на что расходуется основная часть собранных денег, как они тратятся, расписать все по статьям. Таким образом, можно прикинуть примерный финансовый план на ближайшие 6-12 месяцев. 

Если подытожить: первый шаг – определить точку А, второй –спланировать путь к точке Б на 6 либо 12 месяцев с помощью цифр.

Также к необходимым первым шагам выхода из кризиса я бы отнесла работу с командой. У коллектива должен появиться общий и личный планы, план на день, план на месяц и т.д. Это должно касаться каждого специалиста. Можно составить емкость задач , которые может делать сотрудник у вас в салоне, чтобы понять, на кого рассчитывать, планируя перспективу на 6-12 месяцев. Надо соединить цифры с людьми и получить уверенность, что команда смотрит с вами в одном направлении и тоже будет участвовать в выходе из кризиса. Помните, что сухие цифры без людей в бьюти-бизнесе – это заведомый провал.

Что делать в ситуации глубокого затяжного кризиса

Что стоит предпринять, если бизнес уже давно находится в состоянии глубокого минуса? Здесь рекомендация по работе с цифрами такая же, как и при маленьком минусе: разобраться с положением дел на текущий момент, провести аудит, создать точку А, постараться спланировать шаги на ближайшие полгода-год. 

Но что, если вы проделали все манипуляции и даже больше, а минус продолжает генериться? Одним из выходов может стать найм антикризисного менеджера. Это специалист, который оценивает ваш бизнес на 360 градусов и предлагает не испробованные и не всегда очевидные для собственника методы. Например, пересобрать команду, чтобы сбалансировать эмоциональное состояние персонала, уволить или наоборот нанять топ-стилиста.

Второй вариант – уйти под франшизу, получить определенную систему работы, которую вы внедрите в своем салоне. Плюс сейчас очень много вариантов по работе с недвижимостью для оптимизации расходов на эту статью. Например, переезд из дорогого помещения или разработка предложения по субаренде части площадей салона при возможности. 

Где найти деньги, чтобы выйти из кризиса 

Непростой вопрос. Но есть эффективное решение – привлечь к бизнесу другого сособственника, то есть еще одного предпринимателя, который верит в ваше дело, идею, в потенциальную прибыль, в запланированные вами изменения. В таком случае он готов будет разделить с вами первоначальные затраты, необходимые для выхода из кризиса. 

Или вы можете привлечь заемные средства, если верите в свою идею и понимаете, что ваш бизнес может процветать в будущем. 

Также важно отметить, что можно обращаться в профессиональные отраслевые сообщества, к  другим профессионалам индустрии, которые могут помочь той или иной услугой или знаниями. Сообщество владельцев салонов красоты в вашем городе вполне может стать неплохим помощником в выходе из кризиса.

Выход из кризиса путем продажи бизнеса

Продав бизнес, можно закрыть часть денежных проблем, но не решить другие. Как правило, кризис начинается в голове предпринимателя.  

Если салон ушел в глубокий кризис, это явное свидетельство, что предприниматель, который вел бизнес, выгорел, изначально была применена неправильная управленческая модель, из лидера не получился идейный вдохновитель. 

Основная рекомендация перед продажей – попробовать отойти от операционной деятельности, отдать управление салона в руки профессионалов. У этого решения есть дополнительное преимущество. Задача нового управляющего или антикризисного менеджера – поставить бизнес на ноги так, чтобы в будущем им можно было управлять, не вникая глубоко в операционку.  

Есть ли шанс после выхода из кризиса сделать предприятие еще прибыльнее

Уход бизнеса в минус всегда сопровождается стрессом владельца. В сложных обстоятельствах собственник может потерять веру в свое дело, в себя как успешного предпринимателя, в благополучный исход антикризисных мероприятий. Но есть и хорошие новости. Если владелец салона прошел все шаги выхода из кризиса, шансы на увеличение прибыли повышаются, в сравнении с теми, что были до упадка бизнеса. 

Кризис становится переломным моментом, после которого наступает этап оживления, подъема. Выходя из минуса, собственник самостоятельно или с помощью экспертов оздоравливает свой бизнес: получает знания по финансовому планированию, грамотному управлению сотрудниками, создает новую эффективную систему работы салона. Этот опыт позволяет в будущем не только выйти на докризисный уровень прибыли, но и увеличить доходность.

(Голосов: 4, Рейтинг: 4)