Партнерский материал
Аудит необходим любому сайту, ожидающему посетителей. И уж тем более, если ресурс призван продавать товар или услугу. Команда «Персонального менеджера» SeoPult может рассказать немало успешных историй, когда после диагностики и устранения недочетов КПД сайта клиента рос на глазах. К примеру, молодой московский интернет-магазин косметики вышел в ТОП 10 менее чем за полгода. А его посещаемость спустя лишь месяц после проведения работ уже выросла в шесть раз.
И все это без единой внешней ссылки — только благодаря грамотной внутренней оптимизации страниц.
Если вы хотите видеть уверенный рост позиций в поиске, трафика и других показателей (заявок, продаж и проч.), обязательно начните с диагностики сайта. В этой статье мы поможем разобраться в типах аудита, расскажем, как выбрать тот или иной вариант в зависимости от поставленных задач и размера бюджета.
Кого хочешь выбирай
Предложений и типов аудита сайта — масса. Есть бесплатные сервисы, которые выдают автоматические отчеты. Есть платные услуги, который тоже между собой отличаются по составу и цене. Каждая уважающая себя рекламная студия (и не только SEO-профиля) считает необходимым включить в коммерческое предложение аудит сайта. Это неудивительно, ведь без диагностики нет смысла планировать продвижение площадки.
Давайте разберемся, какие бывают аудиты и что вам можно выбрать в соответствии с текущими задачами.
1. Технический экспресс-аудит
К этому типу относится проверка сайта разного рода софтом. Обычно в рекламных студиях она производится бесплатно и позиционируется как подарок (к основному пакету услуг) или мониторинг текущего состояния сайта (эдакая затравка и мотивация к дальнейшей работе).
Подойдет тем, кто:
- еще не проводил никакого анализа сайта — после разработки или покупки готового ресурса;
- ранее проводил проверку, но прошло время и нужно актуализировать данные о техническом состоянии сайта.
Что дает проверка: позволяет выявить наиболее часто допускаемые ошибки в технической составляющей и контенте, показывает картину популярности сайта в сети.
В экспресс-аудит может входить:
а) Постраничный анализ:
- SEO-верстка (корректность заполнения мета Description, Keywords и тегов заголовков Title и H1);
- страницы в индексе поисковых систем;
- ответ сервера;
- ссылочная масса (внешние, внутренние, анкорные / безанкорные, графические, битые ссылки);
- скрытые блоки в контенте;
- оптимизация картинок (наличие атрибутов alt и title);
- оптимизация текстов (релевантность, объем), также в сравнении с топовыми конкурентами;
- уникальность текстов;
- файлы robots.txt и sitemap;
- исполняемые скрипты;
- наличие вирусов;
- запрет к индексации в meta.robots;
- возраст сайта (дата первой индексации) и возраст домена (дата регистрации);
- регион сайта;
- отработка 404-ой ошибки;
- внутренняя перелинковка (пути по сайту с точки зрения направления трафика и роста конверсии);
- поиск дублей страниц;
- скорость загрузки страниц;
- мобильная адаптация.
б) Анализ маркетинговых показателей:
- динамика позиций в поисковой выдаче;
- динамика трафика, посещаемость/просмотры (+ по источникам);
- поисковые фразы;
- исходящие и входящие ссылки.
Обратите внимание, что вы можете провести подобный базовый аудит самостоятельно, не обращаясь к подрядчикам. Однако потребуется минимальный уровень знаний в области SEO, интернет-маркетинга, HTML, чтобы правильно прочесть и интерпретировать результаты проверки сайта.
Инструменты в помощь:
- SEO-модуль SeoPult (Шаг 2. «Страницы»)(постраничный текстовый и технический аудит);
- а\.а\. (технический аудит домена);
- Google PageSpeed Insights (проверка скорости загрузки страниц);
- text.ru (проверка текстов на уникальность);
- SimilarWeb, SEMrush (проверка маркетинговых показателей, платные сервисы, но есть ограниченный бесплатный функционал — для общего понимания картины этого бывает достаточно).
Пример автоматического постраничного экспресс-аудита в SeoPult
2. Комплексный аудит специалистом
Для проведения более подробного аудита, который затрагивает семантическое ядро, юзабилити, дизайн, поведенческие метрики сайта, недостаточно автоматических алгоритмов. Потребуется участие специалиста (или даже не одного) с должным уровнем экспертизы. Стоимость аудита может быть разграничена по видам работ или озвучена в целом за комплексную услугу. И, конечно, цена зависит от уровня раскрученности исполнителя — у именитого специалиста (или компании) прайс будет заоблачным.
Это необходимо тем, кто:
- только планирует продвижение сайта (например, требуется собрать заведомо результативное ядро);
- участвует в гонке за ТОП, особенно в высококонкурентной зоне (тщательная проверка и подготовка сайта для успешной борьбы);
- столкнулся с проблемой длительной стагнации в поисковой выдаче (деньги тратятся — позиции не растут);
- пережил резкое падение позиций сайта (например, попал под фильтр поисковых систем);
- наблюдает высокий показатель отказов и низкую конверсию (люди приходят, но быстро покидают сайт и не совершают целевые действия);
- с целью профилактики (убедиться, что все системы работают нормально, или своевременно найти и устранить недочеты).
Что дает проверка: полную оценку сайта как инструмента привлечения трафика, монетизации и продаж, детальную стратегию его развития (план внутренней оптимизации, маркетинговый план, план роста продаж) с прогнозом необходимого бюджета на проведение работ. Полнота отчета в каждом случае будет зависеть от уровня компетенции специалиста, проводившего аудит.
Разобьем работы на несколько групп:
а) Анализ семантического ядра:
- оценка семантики страниц сайта;
- рекомендации по корректировке списка ключевых запросов;
- рекомендации по оптимизации контента целевых страниц.
б) Анализ технических параметров и контента:
- все работы, описанные выше в пункте 1 «Технический экспресс-аудит»;
- оценка внутренней перелинковки (навигационное меню, «хлебные крошки», контекстная перелинковка);
- проверка URL (структура ЧПУ, релевантность целевым страницам);
- поиск дублированных страниц;
- анализ коммерческих факторов (ассортимент, цены, корзина, формы, контакты, информация о компании, услуги, шапка сайта, организация карточек товара и др.).
в) Анализ юзабилити и поведения пользователей:
- оценка поведения посетителей на сайте (отчеты систем статистики — показатель отказов, время пребывания, карта путей, карта кликов, карта скроллинга, достижение целей);
- анализ сниппетов в поисковой выдаче;
- социальная активность вокруг сайта (наличие представительства в соцсетях, наличие социальных ссылок, отметок «Нравится», «Поделиться»);
- мониторинг упоминаний сайта в блогах, на форумах;
- оценка дизайна сайта, удобства пользования в текущем исполнении;
- составление рекомендаций по созданию новых разделов, страниц, внедрения дополнительного функционала с учетом назначения и тематики сайта.
г) Анализ прямых конкурентов — лидеров ТОПа:
- SEO-показатели сайтов конкурентов;
- стратегия продвижения и бюджеты;
- внешний ссылочный профиль и его характер;
- оптимизация контента;
- количество страниц в индексе поисковых систем;
- посещаемость;
- социальная активность;
- сравнительный анализ коммерческих факторов.
Стоимость профессионального аудита сильно колеблется на рынке: именитые компании и независимые эксперты могут запросить от 10 000 рублей и более за определенный пул работ (и обычно он довольно ограничен за эти деньги). Фрилансеры имеют более умеренные аппетиты и возьмут за работу примерно втрое меньше.
Расценки на аудит в одной из лидирующих на рынке компаний
Особняком стоят автоматизированные рекламные системы, где за счет отлаженных процессов и алгоритмов можно получить экспертный аудит за очень приемлемую цену. К примеру, в SeoPult — от 3000 рублей (анализ семантики, контента, технической начинки) до 9000 рублей (самый полный и подробный аудит). В одном пакете и диагностика, и рекомендации, и план дальнейших работ, и консультации специалистов. Вся история отчетов хранится в одном месте — вашем личном онлайн-аккаунте — ничего не потеряется.
Важно: регулярный контроль состояния сайта
Необходимо понимать, что любой аудит сайта — не разовая акция, а перманентный процесс. Со временем может многое измениться — алгоритмы поисковых систем, принципы верстки, юзабилити, требования к контенту. Нужно смотреть в динамике, как еще можно улучшить сайт. Следует регулярно проводить анализ семантического ядра (какие слова работают эффективно, какие нет), смотреть на движение и конвертацию трафика.
Все это можно делать самостоятельно, если есть должная подготовка и большой запас времени. Или же поручить задачу тому, кто работает с этим каждый день и имеет в копилке тысячи успешных проектов, как «Персональный менеджер» SeoPult. Держите ваш сайт под пристальным контролем, постоянно уделяйте ему внимание, и положительный результат продвижения не заставит себя долго ждать.