Чуть больше месяца назад «Яндекс» представил новую поисковую платформу под названием «Калининград». Ее суть заключается в формировании персональной выдачи для каждого пользователя на основании его поисковой истории и предпочтений. SEO-сообщество неоднозначно восприняло данное нововведение: у кого-то началась паника, а кто-то, наоборот, встретил новость спокойно.
Как бы то ни было, я предлагаю взглянуть на новую поисковую платформу, разобраться, из каких частей она состоит, какие параметры влияют на формирование персонализированной выдачи. Как уверяли представители Яндекса в своем пресс-релизе, по умолчанию «Калининград» включен для всех пользователей, как авторизованных, так и нет. То есть новая поисковая платформа создана для всех пользователей, имеющих историю поиска, и должна оказывать влияние на ранжирование всех типов запросов. В рамках данного мастер-класса я постараюсь выяснить, как сильно «Калининград» влияет на формирование персональной выдачи, а также на принципы продвижения сайтов в целом.
«Калининград» — это новая поисковая платформа Яндекса, состоящая из следующих частей:
Обе части поисковой платформы по умолчанию включены в настройках, но у вас есть возможность в любой момент отключить их.
Как уверяют специалисты Яндекса, ввод персонифицированных результатов улучшает качество поисковой выдачи, поскольку позволяет учитывать не только регион, но и предпочтения пользователя, историю его поисковых запросов. Теперь вместо тысячи вариантов выдачи по регионам мы будем иметь несколько миллионов вариантов SERP (по числу пользователей поисковой системы).
Так, например, если пользователь ранее искал информацию о профилях пластиковых окон, то с большой долей вероятности он увидит не «законсервированный» ТОП 10, а 10 сайтов по данной тематике, на которые он ранее уже заходил в поисках полезной информации.
Для того чтобы лучше разобраться и понять принципы работы новой поисковой платформы, мною был проведен небольшой эксперимент.
Цель эксперимента: выяснить, насколько сильно «Калининград» влияет на формирование персональной выдачи, и стоит ли менять принципы продвижения сайтов, чтобы удержать трафик из Яндекса.
Условия эксперимента: был создан новый аккаунт на Яндексе с чистой поисковой историей.
Ход эксперимента:
В течение 10 дней ежедневно создавались поисковые сессии продолжительностью от 30 до 60 минут. В качестве основного запроса, по которому планировалось изменить выдачу на персонализированную, был выбран запрос «пластиковые окна», регион поиска — Москва.
Вот так на дату старта эксперимента выглядела выдача по запросу «пластиковые окна» в регионе Москва для неавторизованного пользователя:
(кликните для увеличения)
Так выглядела выдача по этому же запросу, но для авторизованного пользователя:
(кликните для увеличения)
Как вы видите, выдача как в первом, так и во втором случае пока идентична.
Для эмуляции поисковых сессий был составлен список из 28 информационных и коммерческих хвостов для запроса «пластиковые окна», по которым совершались поисковые сессии:
Был составлен список из семи сайтов (ramokna.ru, plastika-okon.ru, oknalux.ru, zavodskieokna.ru, windmaster.ru, divnie.ru, ecookna.ru), которые не входили в ТОП 10 по запросу «пластиковые окна», но находились в ТОПе по представленным выше запросам. На данные сайты осуществлялись переходы из поисковой выдачи. Ежедневно перед началом новой поисковой сессии производилась проверка ТОП 10 по запросу «пластиковые окна» на предмет наличия изменений в выдаче.
Основная идея эксперимента заключалась в том, чтобы, совершая переходы на эти сайты, персонализировать выдачу по запросу «пластиковые окна» так, чтобы именно они попали в ТОП.
Далее предлагаю ознакомиться с результатами эксперимента.
Результаты эксперимента:
Сразу хочу отметить, что результаты в конечном итоге подтвердили все слова специалистов Яндекса. Почему «в конечном итоге»? Сначала я надеялся, что время между запуском эксперимента и первыми изменениями ТОПа будет незначительным, однако выдача персонализировалась только спустя 3 дня после завершения эксперимента с поисковыми сессиями, то есть на пересчет результатов с учетом персональных предпочтений уходит несколько дней.
В ходе эксперимента подтвердилась информация о факторах, которые учитываются Яндексом при персональном ранжировании информации:
Персонализации подвержены в большинстве случаев только первые пять позиций поисковой выдачи, но в редких случаях изменяться могут и все десять.
В результате эксперимента в ТОП 10 по запросу «пластиковые окна» попало только пять избранных сайтов из семи. В этом вы можете убедиться на примере следующего скриншота поисковой выдачи.
(кликните для увеличения)
Почему только пять сайтов из семи попали в ТОП?
На этот счет у меня есть предположение, которое связано с показателем возвратов обратно в SERP. Дело в том, что на сайтах oknalux.ru и zavodskieokna.ru в общей сложности было проведено меньше времени, и у этих сайтов в рамках моих поисковых сессий был достаточно высокий показатель отказов. Вполне возможно, что именно плохие поведенческие факторы в купе с постоянными возвратами в поисковую выдачу отрицательно сказались на месте в ТОПе.
Небольшой трюк: чтобы увидеть выдачу без учета пользовательских предпочтений (даже на аккаунте с достаточной поисковой историей) нужно добавить в адресную строку параметр &filter=person1 (где значение person может быть от 1 до 10):
(кликните для увеличения)
Стоит отметить, что, помимо измененной выдачи, персонализировались и поисковые подсказки для созданного в рамках эксперимента аккаунта. Так, при вводе буквы «п» первые три подсказки предлагаются на основании моей истории поиска.
При этом неавторизованные пользователи видят вот такой список подсказок:
(кликните для увеличения)
С большой долей уверенности можно говорить о том, что появление новой поисковой платформы не сильно скажется на ранжировании коммерческих запросов, что, в свою очередь, не должно негативно отразиться на органическом трафике из Яндекса. Связанно это со следующими факторами:
Если новая поисковая платформа и повлияет на SEO, то не так сильно, как могла бы. Естественно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что ничего не мешает Яндексу через некоторое время выкатить обновление, которое еще больше увеличит персональную составляющую выдачи и сократит время до появления первых персонифицированных результатов.
На текущий момент, исходя из полученной информации, можно сделать следующие выводы:
Дмитрий Орлов, руководитель отдела технологий Ingate:
Мы тоже проводили анализ изменений, произошедших после запуска поисковой платформы „Калининград“. В нашем эксперименте приняли участие около ста человек, что позволило получить достаточно точную оценку степени персонализации и качества выдачи. Можем подтвердить выводы Дмитрия: по коммерческим запросам расхождение выдач у разных пользователей очень слабое. Иная ситуация по информационно-развлекательным запросам: для них персонализация гораздо заметнее, и качество выдачи значительно повысилось за счет учета интересов каждого пользователя.
Можно смело утверждать, что продвижение по позициям в условиях новой поисковой платформы для коммерческих сайтов по-прежнему актуально. Учитывая последние тенденции развития поисковых систем, мы уделяем особое внимание повышению качества и полезности сайтов наших клиентов — это позволяет достигать высоких позиций в выдаче и не опасаться, что пользователи отдадут предпочтение другим ресурсам.
Вот несколько советов, которые смогут вам помочь сохранить достигнутые результаты в новых условиях:
Жду ваших вопросов и комментариев — с удовольствием на них отвечу!
по материалам Прожектора ROOKEE