На прошедшей в конце марта конференции компания «Ашманов и партнеры» разыграла поисковый аудит сайта. Победителем конкурса стала сеть центров дополнительного образования для школьников «Юниум» с сайтом unium.ru.
В аудите мы приводим целый ряд необходимых рекомендаций, которые можно разбить на 3 основные части:
1. Рекомендации по улучшению индексации сайта главными русскоязычными поисковыми системами;
2. Рекомендации по текстовой коррекции сайта, направленные на повышение релевантности страниц поисковым запросам из семантического ядра;
3. Рекомендации по эргономике сайта и его коммерческой составляющей.
Аудит достаточно объемный, поэтому мы решили рассказать о его результатах в двух статьях. В первой мы расскажем об улучшении индексации и рассмотрим наиболее критичные ошибки, во второй поговорим про текстовое наполнение и эргономику.
Прежде чем приступить к анализу оптимизации сайта, мы изучили его тематику и конкуренцию в соответствующей поисковой нише. Мы сформировали семантическое ядро из 1233 запросов, общая популярность которых — 418 753 показа в месяц (по данным сервиса Seorate.ru на апрель 2016 года). В тематическом рейтинге сайтов по количеству эффективных показов, построенном по набору релевантных запросов, занимает лишь 45-ое место.

Источник: SeoRate.ru; анализ «Ашманов и партнеры»
Эффективные показы зависят от популярности поисковых запросов, определяющих данную тематику (совокупный спрос) и от позиций, занимаемых сайтом в результатах поиска.
На момент проведения измерений общее число эффективных показов сайта по ядру по данным SeoRate.ru (регион – Москва) составило 1942, тогда как у одного из лидеров рейтинга количество эффективных показов около 10114. Видимость сайта составляет 2,93%.
Видимость сайта рассчитывается как отношение числа эффективных показов сайта к общему числу поисков по заданным запросам. Увеличение видимости — одна из основных предпосылок увеличения посещаемости сайта.
Сайт крайне редко встречается на первых страницах поисковой выдачи по запросам тематики «Обучение» и на фоне конкурентов выглядит слабо. Это обусловлено недостаточным уровнем текущей оптимизации ресурса.
Поисковый трафик сейчас — основной источник посетителей и составляет 63%. Критичные ошибки в оптимизации не позволяют сайту получать тематический трафик, именно поэтому очень важно реализовать рекомендации, о которых мы говорим в статье.
Теперь детально рассмотрим необходимые исправления.
Работа по протоколу HTTPS и смена главного зеркала
В первую очередь мы столкнулись с тем, что сайт доступен сразу по двум протоколам – HTTP и HTTPS. Например, в индексе Google находятся страницы в обоих вариантах, что служит источником дублей и не позволяет корректно индексировать ресурс.
С учетом конкретной ситуации мы рекомендуем следующую последовательность шагов:
1. Файл robots.txt на обоих сайтах необходимо привести к единообразию. Файл должен стать таким же, как по адресу , однако в директиве Host файла robots.txt адрес сайта необходимо указать с HTTPS.
Host: https://unium.ru
Sitemap: https://unium.ru/sitemap.xml
2. Указать новое главное зеркало с протоколом HTTPS в Яндекс.Вебмастере.

3. После изменения главного зеркала в Яндекс.Вебмастере необходимо настроить постраничные серверные 301 редиректы для всех страниц сайта: со старых адресов (HTTP) на новые адреса (HTTPS).
4. После настройки 301 редиректов отправить с целевого сайта (с HTTPS) в Google Search Console две XML-карты сайта, содержащие старые и новые URL. Для текущей версии карту требуется создать (она может быть доступна по адресу ), а для версии с HTTPS карта доступна по адресу . Это поможет поисковым роботам Google обнаружить переадресацию со старых URL на новые URL и упростит перенос.
Важно!
С момента перехода на протокол HTTPS любые данные, которые посетители передают сайту (логин с паролем, информация для регистрации и т.п.), будут проходить через шифрованную систему. Это обязательно будет учтено поисковыми системами и может увеличить доверие к сайту со стороны его посетителей.
В процессе смены главного зеркала может произойти временное снижение позиций. Это связано с обновлением адресов страниц сайта в поисковой выдаче. Тем не менее, это необходимые доработки, которые окажут существенное влияние на позиции сайта в поисковых выдачах.
Помимо страниц с разными протоколами мы обнаружили и иные источники дублей, как, например, страница , которые необходимо исключить из результатов выдачи поисковых систем.
Одновременно с этим, ряд страниц, не обладающих ценными свойствами, был допущены к индексации. Среди них —

Такие ошибки можно устранить, разместив корректные указания для поисковых систем в файле unium.ru/robots.txt.
Таким образом, обновленный файл robots.txt по адресам и с учетом правок, предложенных в аудите, должен выглядеть так:
User-agent: *
Disallow: /*.swf
Disallow: /*?utm_source=*
Disallow: /_backup/
Disallow: /auth/
Disallow: /bitrix/
Disallow: /bitrix_personal/
Disallow: /*search
Disallow: /contacts/$
Disallow: /developers/
Disallow: /diary/
Disallow: /e-diary/
Disallow: /images/
Disallow: /photo/
Disallow: /upload/
Disallow: /*register=yes
Disallow: /*index.php
Disallow: /*PAGE_NAME=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_2=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_3=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_4=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_5=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_6=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_7=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_8=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_9=*
Disallow: /teacher/*PAGEN_10=*
Disallow: /*SHOWALL_*
Disallow: /*&ELEMENT_ID=*
Disallow: /*year=
Disallow: /*auth.php
Disallow: /promo/result
Disallow: /*request
Disallow: /*category=
Allow: /*.js
Allow: /*.css
Host: https://unium.ru
Sitemap: https://unium.ru/sitemap.xml
Канонизация основного адреса сайта
На данный момент со страниц сайта настроены 301 редиректы на страницы HTTP-сайта:

После внедрения рекомендации по смене главного зеркала сайта для корректного индексирования страниц необходимо настроить 301-й редирект со всех страниц сайта с www на url-адреса без www. Например, со страницы должен быть настроен 301 редирект на страницу , со страницы — на и так далее.
Чтобы настроить постоянный редирект со страниц сайта (должен быть Status:HTTP/1.1 301 Found) на страницы (в выдаче поисковых систем находятся страницы без www), необходимо скорректировать файл .htaccess в корневой папке :
RewriteCond %{HTTPS} off [OR]
RewriteCond %{HTTP_HOST} ^www.
RewriteRule (.*) unium.ru/$1 [L,R=301]
Точный вид серверных директив зависит от настроек конкретного сервера.
Некорректная обработка ошибки 404
Сайт некорректно выдает ошибку 404 Not Found при запросе ряда несуществующих страниц. В результате неправильной обработки ошибки 404 в индексе поисковых систем образуются такие страницы, как и .
Они отдают код ответа сервера 200 ОК, говорящий поисковому роботу о том, что страница существует.

Такое поведение сервера приводит к тому, что индекс поисковиков замусоривается большим количеством ошибочных страниц, а поисковый робот распознает их как верные и существующие.
Необходимо поменять настройки сервера, чтобы в ответ на запросы с неверными или устаревшими значениями параметров он отвечал кодом 404 Not Found. Содержимое страниц можно оставить как есть, поскольку код ответа в HTTP-заголовке имеет первостепенное значение для поискового робота.
Коррекция поведения сервера при обращении к адресам страниц без знака “/” в конце строки
Сейчас большинство страниц в ссылочной структуре содержат в конце строки адреса знак “/”, например:
Тем не менее, в некоторых URL знак “/” в конце пропущен, например:
Поиск «Яндекса» легко различает подобные случаи и фильтрует дубли такого типа еще на стадии скачивания страниц роботом. Поиск Google, наоборот, все еще продолжает вносить такие URL в «дополнительный индекс», что плохо сказывается на оценке сайта.
Эту проблему можно решить настройкой постоянных серверных редиректов с кодом ответа 301 для всех страниц, к которым обратились с ошибкой в адресе (в нашем случае это html-страницы с пропущенным знаком “/” в конце строки). Например, обращаемся к адресу → получаем с сервера код ответа 301 (постоянно находится по новому адресу) и указание на страницу со знаком “/” → /.
Сейчас программное обеспечение на сайте, отвечающее за обработку страниц HTTP, проводит описанную выше процедуру полностью корректно:

Однако при обращении к страницам без знака “/” в конце строки, расположенных по защищенному протоколу HTTPS (на который мы рекомендуем полностью перевести работу сайта), процедура перенаправления проводится с ошибками:

На примере выше страница была перенаправлена на неактуальный адрес с незащищенным протоколом и портом 443, закрепленным за HTTPS.
Такое поведение может привести к появлению ошибок индексации сайта и плохо сказаться на продвижении.
Чтобы избежать проблем, на сервере потребуется организовать 301 редирект: с URL без знака “/” в конце строки на URL по умолчанию, то есть со знаком “/” для страниц, доступных расположенных по защищенному протоколу HTTPS.
Например, при вводе мы получим от сервера код ответа 301 и указание на страницу со знаком “/” в конце строки: /.
Скорость загрузки
В своих рекомендациях мы также обращаем особое внимание на скорость загрузки десктопной и мобильной версии сайта. По данным сервиса , скорость загрузки страниц сайта, например, не соответствует требованиям Google и имеет показатель 39 и 100 возможных:

Скорость загрузки — один из значимых критериев как при использовании пользователями, так и при ранжировании сайта в поисковых системах. Низкая скорость загрузки напрямую влияет на конверсию, так как большинство пользователей не будет пользоваться медленным сайтом.
Также можно воспользоваться рекомендациями сервиса от Google. Например, проверим внутреннюю страницу :

Сейчас мы видим цифру 11/100 около заголовка «Рекомендации», что является критично низким значением: чем ближе первая цифра к 100, тем лучше скорость загрузки сайта с точки зрения поисковой системы Google. Оптимально – от 80.
Для нашего примера рекомендуется обязательно:
- Оптимизировать изображения.
- Удалить из верхней части страницы код JavaScript и CSS, блокирующий отображение.
Исправить по возможности:
- Использовать кеш браузера.
- Оптимизировать видимое содержимое.
- Сократить JavaScript.
Проверка скорости загрузки внутренней страницы сайта с мобильных устройств показала значение 10/100, что тоже является недопустимым результатом.
Переадресация в навигации по сайту
Мы нашли несколько некорректных редиректов с кодом ответа сервера 301 Moved Permanently. Это может привести к снижению скорости загрузки и неоптимальному распределению ссылочной массы. В нашем случае ссылки через редиректы ведут на страницы с указанием порта в URL. Поисковые системы могут воспринять такие ссылки как дубли.

Исправление «хлебных крошек»
«Хлебные крошки» на сайте организованы некорректно: они либо неполные, либо содержат неправильный URL.
Пример со страницы :

«Крошка» «Английский язык» содержит неправильный URL - (должен быть ).
«Хлебные крошки» на странице неполные:
![]()
Не учтен раздел . «Крошки» на странице должны выглядеть так:
- – - Развитие памяти и скорочтение
Аналогичная проблема наблюдается на всех основных подразделах курсов.
На страницах раздела «Новости» в «крошки» не включена последняя страница (она не должна быть оформлена, как ссылка, но присутствовать должна). Пример «хлебных крошек» для страницы :
- - Подведены итоги розыгрыша Iphone-6
Отметим, что последняя «крошка» не должна быть оформлена ссылкой. Иначе получается, что страница ссылается на саму себя.
Таким образом, нужно внести следующие правки:
1. Включить в «хлебные крошки» полный путь до раздела.
2. Заменить некорректные URL с вхождением “extranet” на правильные.
3. Убрать атрибут href с последней «крошки».
После того, как «крошки» будут откорректированы, следует разметить их согласно инструкции: . Размечать HTML-код мы рекомендуем с помощью микроданных .
Рассмотрим разметку на примере страницы .
Мы имеем следующую навигационную цепочку:
/ / Математика
Следует обернуть каждый элемент цепочки навигации в блок (например, div) с атрибутами itemscope itemtype=, где
- itemscope означает, что данный блок описывает элемент;
- itemtype обозначает тип элемента (в нашем варианте – элемент навигации).
Для ссылки добавляем атрибут itemprop="url". Он указывает разметке, что это ссылка. В блок с названием ссылки добавляем атрибут itemprop="title".
Для страницы модернизируем блок ссылок для «хлебных крошек» (красным цветом выделено то, что необходимо добавить в HTML-код):


Теги:
