Есть мнение, что онлайн-покупки можно совершить только в интернет-магазине. Это заблуждение! 44% пользователей, совершающих такие покупки, хотя бы раз делали это без посещения сайта интернет-магазина.
Как такое возможно? Если задуматься, то все очень просто: есть же маркетплейсы, где пользователь может оформить заказ без посещения сайта мерчанта. Но и это еще не все: онлайн-продажи вовсю идут через социальные сети, доски объявлений, сообщества совместных покупок и мессенджеры. Попробуем разобраться, как обстоит дело в этом сегменте сегодня и какие есть перспективы.
Немного цифр: общий объем интернет-торговли в России в 2018 году впервые превысил 1 трлн рублей. Порядка 591 млрд рублей пришлось совокупно на так называемые «социальные каналы». Конечно, это не только социальные сети: сюда же относятся и мессенджеры, и доски объявлений, и sharing-economy сервисы.
47% от всего объема social ecommerce приходится на 4 крупнейших игроков (по убыванию) – ВКонтакте (15%), Avito (14%), Юла (12%) и Instagram (6%). Видно, что ВКонтакте лидирует в канале, хоть отрыв и нельзя назвать уверенным (пока). У автора есть личное убеждение: уже по итогам 2019 года ситуация изменится, и первенство ВК станет очевидным.
Главная причина этому – существующая технологическая инфраструктура. Еще в 2015 году на платформе был запущен сервис «Товары», который хоть и не дал функционала полноформатного интернет-магазина, но стал первой продуктовой витриной для российских пользователей соцсетей. С тех пор прошло немало обновлений, и сегодня для бизнеса доступны разные форматы представленности.
Во-первых, можно иметь товарную витрину и продавать через чаты. В таком случае на странице карточки товара для пользователя доступна кнопка «написать продавцу». При ее нажатии создается чат с продавцом, в котором последний сразу видит товар, заинтересовавший покупателя. Далее в режиме личного общения стороны обсуждают условия доставки, порядок оплаты и все прочие детали.
Именно так сегодня реализовано, кажется, большинство магазинов ВК. Пример реализации – страница ASUS Россия.
Это и есть первый способ продавать в соцсетях, не имея сайта. Очевидный и главный плюс подобного формата – это его элементарная простота. Создать такой магазин можно без каких-либо интеграций, посвятив этому буквально пару часов и не имея никаких специальных знаний. Главный минус – это отсутствие системы управления заказами и их учета. Все продажи идут в режиме «ручного управления».
Второй способ организации магазина ВК – это объединение витрины ВК и сайта. Как это работает: на странице ВК создан магазин, реализован каталог, а кнопка «купить» в карточке товара уводит пользователя на соответствующую страницу сайта. Пример реализации такого формата можно увидеть на странице Clarins Russia.
В принципе, вариант классный. Но очевидно, что он не подходит продавцам, у которых нет собственного сайта – интернет-магазина. К тому же тут пользователю приходится совершать дополнительный шаг на пути к конверсии, а также перейти из одного интерфейса в другой. Понятно, что такие факторы будут влиять на итоговый процент конверсии отрицательно.
Третий формат создания магазина ВКонтакте – это гибрид предыдущих двух, позволяющий пользователю полностью оформить заказ, не уходя из социальной сети, но сделать это не в формате чата, а «как на сайте». Иначе говоря, оставить свои контактные данные, выбрать способ доставки, указать адрес и оставить комментарий, если в этом есть необходимость. Вишенкой на этом торте оказывается оплата – можно сразу же оплатить заказ через VK Pay. Вот как это делает, например, екатеринбургский интернет-магазин мягкой мебели DeМетрос.
Следует признать, что это лучший способ организовать магазин внутри социальной сети, не имея при этом сайта. Конечно, он сложнее предыдущих, но выбор между легким способом и эффективным должен быть очевиден!
Если сравнить все это с Instagram, станет понятно, что с технологической точки зрения есть довольно безнадежное отставание. В России до сих пор не реализован «для всех» функционал торговых отметок (shopping tags), но даже он – это лишь возможность дать прямую ссылку на страницу сайта с визуала в Инсте. Ни о каких покупках внутри инфраструктуры соцсети, не говоря уже о платежном функционале, речи не идет.
Однако, несмотря на отсутствие технологического функционала, многие ритейлеры продают в Instagram в формате «заказы в директ» – через прямое общение с покупателем. Это тот случай, когда на первое место выходит контент, а не удобство совершения покупки.
Такой подход может быть актуальным для продавца из Fashion сегмента, не обладающего большой категорийной представленностью. В таком случае красивая картинка, актуальное УТП и правильно настроенный таргет играют ключевую роль.
Так или иначе на текущий момент ВК впереди. И, по моему прогнозу, его доля в структуре социальной коммерции будет только расти. Помимо развитой технологической инфраструктуры, для этого есть и другие причины.
Нельзя забывать, что ВК был и остается самой популярной социальной сетью в России. 70 млн активных пользователей из РФ, 41% из которых открывают сайт или приложение ежедневно. ВК лидирует не только по охвату, но и по вовлечению: 32% времени в мобильном интернете пользователи проводят именно ВКонтакте. Люди читают новостную ленту, переписываются, слушают музыку и смотрят видео. Все это является индикатором высокого вовлечения в разноплановое использование платформы, а значит, дает мощнейшие предпосылки к росту использования нового функционала – покупок.
С другой стороны, для ВК как для бизнеса этот вектор развития является важным. Пожалуй, даже одним из ключевых.
Буквально 3 недели назад был анонсирован запуск продаж AliExpress внутри ВК. Это должно случиться в рамках совместного предприятия Alibaba и Mail Group и будет только одним из первых шагов в направлении выбранной интеграции. Чтобы понять масштаб явления, достаточно взглянуть на цифры: объем выручки AliExpress за прошедший год превысил 200 млрд рублей.
Все это говорит в пользу ВК в качестве первоочередного канала социальных продаж. Этот вывод не универсален и не работает «сразу-одновременно-для-всех». Бизнесам, продающим на визуальном контенте, может оказаться более подходящим Instagram. В любом случае рост социальной коммерции – это бесспорный тренд начавшегося года и must-do для абсолютного большинства ритейлеров из разных сегментов.
Использованы источники данных:
- Data Insight «Интернет-торговля в России 2018» .
- Data Insight + Яндекс.Касса «Покупки и покупатели в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и sharing economy» .
- Data Insight + Яндекс.Касса «Соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и sharing economy как каналы продаж» .
- Яндекс.Касса «Российская статистика 2018» .
- Mail Group «Аудитория и особенности социальных сетей 2018» .