Комплексная работа над сайтом невозможна без грамотного SEO-подрядчика, который сможет организовать работу со всех сторон внутренней и внешней оптимизации (технологии, контент, юзабилити, репутация).
Как правило, в этой работе принимают участие несколько специалистов, каждый из которых выполняет свою роль:
- программист (+html-верстальщик),
- контент-менеджер (возможно, с ролью копирайтера),
- копирайтер,
- дизайнер,
- маркетолог,
- и другие специалисты, работа которых может повлиять на улучшение позиций сайта в поисковой выдаче благодаря получению хороших поведенческих факторов* на сайт.
Например, контекстная реклама и социальные сети способствуют получению конверсий. Это, в свою очередь приводит к улучшению поведенческих факторов, которые влияют на повышение позиций сайта в поисковой выдаче Яндекса и Google.
* Поведенческие факторы – это действия пользователей на вашем сайте, которые учитываются поисковыми системами для ранжирования сайтов.
Давайте рассмотрим варианты сотрудничества в качестве SEO-подрядчика с разными типами привлеченных подрядчиков:
Агентство |
Специалист в штате компании |
Фрилансер на «удаленке» |
команда |
один или команда |
один или команда |
высокая экспертиза, есть сертификаты |
экспертиза замкнута |
экспертизу проверить сложно |
можно подобрать под бюджет |
высокая стоимость |
как правило, недорого |
репутация |
полная управляемость |
сложно контролировать |
незнание специфики бизнеса |
погружение в специфику бизнеса |
незнание специфики бизнеса |
Разберем подробнее каждый пункт таблицы.
Агентства
Плюсы:
+ Агентство располагает максимальным количеством необходимых специалистов для выполнения комплексных работ по SEO. Оно также может привлечь смежных специалистов, которые используют другие рекламные каналы во благо SEO.
+ Как правило, узкие специалисты, работающие в агентстве, имеют сертификаты, подтверждающие их навыки. Они участвуют в профильных конференциях и постоянно повышают уровень своей экспертизы.
+ Сегодня рынок предлагает большой выбор агентств, среди которых можно подобрать подходящее под ваш бюджет.
+ Репутацию агентства несложно проверить с помощью интернет-сервисов, например, рейтингов SEO-агентств на сайтах ruward.ru, ratingruneta.ru и SEOnews.
Минусы:
- Высокая стоимость услуг по сравнению с услугами фрилансеров. Вы оплачиваете работу нескольких специалистов.
- Невозможность общаться напрямую с узкими специалистами. Все общение будет идти через закрепленного за вами аккаунт-менеджера.
- Незнание подрядчиком специфики вашего бизнеса или неглубокое погружение. Все потому, что специалисты агентства работают над несколькими проектами одновременно, и ваш сайт – один из их числа.
Специалист (или специалисты) в штате
Плюсы:
+ Возможность напрямую, с глазу на глаз, общаться со специалистом (специалистами), которые будут работать только над вашим проектом под полным вашим контролем.
+ Полное погружение в специфику вашего бизнеса, возможность напрямую влиять на отдел продаж, взаимодействовать с другими бизнес-подразделениями компании.
Минусы:
- Вам нужно будет обустроить рабочее место для специалиста, обзавестись современной компьютерной техникой и оплачивать специальные сервисы + нести все расходы нашего законодательства по использованию наемных работников.
- Замкнутая экспертиза – вы будете ограничены только теми знаниями, которые есть у ваших специалистов без возможности обратиться за экспертизой по смежным специализациями и направлениям. А также, как правило, ограниченные возможности для повышения скилов и навыков.
Фрилансер
Плюсы:
+ Невысокая стоимость услуг по сравнению с агентством.
+ Можно найти исполнителя из региона по достаточно низкой цене, чем в вашем родном крупном городе.
+ Современные фрилансеры работают чаще всего уже не в одиночку, а в партнерстве с копирайтерами, программистами и другими специалистами, необходимыми для редакции сайта.
Минусы:
- Сложно проверить квалификацию специалиста и убедиться в его навыках и знаниях.
- Сложно контролировать фрилансера и быть уверенным, что он точно работает над вашим проектом, держит все процессы на контроле и в срок выполнит поставленные задачи.
- Как и в случае с агентством, вы можете столкнуться с низким знанием специфики вашего бизнеса.
- Всегда есть опасность, что специалист может пропасть и не выходить на связь.
Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно решить для себя, с какими минусами вы готовы мириться, какие плюсы перевешивают минусы. Даже если вы определились, исходя из минусов и плюсов, не торопитесь делать окончательный выбор.
Другие полезные советы
Прежде чем выбрать подрядчика по SEO:
- соберите рекомендации от ваших коллег, друзей, наверняка у них уже есть опыт работы с SEO-подрядчиками,
- посмотрите рейтинги SEO-агентств, поищите отзывы по агентствам, специалистам и фрилансерам в интернете (http://www.ktoprodvinul.ru/, http://otzyv.semsocial.ru, https://otzyvmarketing.ru и др.),
- посмотрите их профили в социальных сетях, поищите отзывы о них в специальных группах.
Что должно вас насторожить при выборе подрядчика:
- предлагает 100% гарантии – это должно точно насторожить, так как подрядчик напрямую не может влиять на ранжирование сайта, на мнение пользователей, а только «подстраивать» сайт под алгоритмы поисковых систем и под задачи и потребности пользователя,
- не готов давать контакты своих клиентов, чтобы вы могли напрямую пообщаться с ними и узнать их мнение о специалисте (специалистах),
- не попросил у вас доступов к системам аналитики и вебмастерским панелям (если они у вас есть), чтобы сделать вам коммерческое предложение,
- не провел как минимум технический аудит, анализ на коммерческие и текстовые факторы прежде чем приступить к формированию стратегии продвижения,
- вообще не готов или не может предоставить стратегию продвижения, прежде чем приступить к SEO-работам по сайту.
Перед вами сложный выбор, который следует делать вдумчиво, взвешивая свои возможности (бюджет), потребности, плюсы и минусы каждого из вариантов сотрудничества. Конечно, сложно избежать ошибок при выборе SEO-подрядчика, однако любой опыт, согласно классику, «друг ошибок трудный».
Статья подготовлена по материалам к лекции «Как правильно выбрать подрядчика по SEO и контролировать его работу» на курсе SEO-специалист Алексея Гарника, руководителя группы в агентстве Риалвеб.