Компания CoMagic провела интервью с представителями компаний, которые настраивали систему сквозной аналитики через агентство, in house или фрилансера. Рассказываем, какие сложности часто возникают при выборе подрядчика, как их преодолеть и что лучше для бизнеса: найти исполнителя на фриланс-бирже, нанять специалиста в штат или обратиться в агентство.
Свой специалист – наиболее оптимальное решение. Но имеет риски!
Иван Осадчий успел поработать в 6 разных компаниях, в каждой из которых возникала задача построения сквозной аналитики.
Представители агентства могут возразить: «Неправда, мы даем полную инструкцию». Но, по моему опыту, ни одна инструкция, ни одно руководство не поможет, если не будет человека, изначально внедрявшего систему. Вот несколько распространенных ситуаций, которые отлично демонстрируют то, о чем я говорю:
- Если для построения сквозной аналитики необходимо было написать и разместить систему обмена данными (обычно она называется шлюзом), то для восстановления сквозной аналитики надо знать язык программирования, а также как работало соединение, где оно расположено.
Пример из личного опыта: при написании подобного шлюза все работало как часы, но в один момент мы перестали получать и отправлять данные из CoMagic, причем ошибок в программе не было. Как позже выяснилось, внутренняя IT-служба агентства, внедрявшего сквозную аналитику, проводила работы по модернизации оборудования. Компьютер, на котором стоял шлюз, подключили к другой сети, в итоге системы посчитали, что данные хочет получить третье лицо, и просто прекратили обмен.
- Другая проблема – масштабирование. Например, у вас была одна клиника и один сайт, вы настроили сквозную аналитику по заказу. Открывается новое направление, новый сайт, и перед вами встает задача масштабировать аналитику. Если все это происходит с разницей в пару месяцев, то, скорее всего, и проблем не будет, но у нас было не так. Техническая разница между Медицинскими информационными системами (МИС) оказалась существенной из-за разных версий баз данных, а также бизнес-процессов.
- Третья проблема: объем данных. Если вы только в самом начале пути создания сквозной аналитики, решение подойдет для разных объемов и задач в течение первой пары лет. Но в скором времени вы поймете, что есть необходимость вынести систему отчетности, например, в PowerBI. И тут появляются тонкости: чем больше данных у вас есть, тем дольше будут строиться отчеты, а то и вовсе придется увеличивать лимиты. Вам придется придумывать систему дополнительного накопления и хранения данных, чтобы ускорить работу отчетов и избавиться от *лимитов.
*Когда вы обмениваетесь данными, будь то с Google, Яндекс или CoMagic, вам выдаются лимиты на обмен данными. Это может быть лимит минутный, на час или день.
Надо учитывать и лимиты, и количество пользователей отчета. Плюс во многих BI-системах нет инструмента для простого подключения к системам аналитики, фактически это либо написание прямого обращения к API (специальному протоколу обмена данными), либо, как я писал выше, создание своего хранилища данных. Сразу дополню: это не Excel или Access, это создание базы данных минимум MSSQL с ежедневным резервным копированием.
Допустим, мы решили все или большую часть проблем. У нас появился человек в штате, который либо сам, либо с подрядчиками настроил систему сквозной аналитики. Но что делать, если такой специалист уйдет? Вне зависимости от того, сколько автоматизированных отчетов он успел написать, какие системы создал и даже как передал дела, вы рискуете заморозить всю работу до появления нового специалиста.
Фрилансер – дело не в стоимости, а в компетенциях...
Виталий Бахвалов занимается настройкой сквозной аналитики для среднего и крупного бизнеса. Почему заказчики обращаются к нему, в то время как на рынке существует столько разнообразных решений? Виталий считает, что для заказчика ключевыми пунктами при выборе подрядчика являются компетенции и доверие.
Если есть время и компетенция, то заказчик может сформулировать задачу в мире исполнителя (нам нужен человек, умеющий работать на Python или R, работавший с API CoMagic, Bitrics и Google-таблицами, который это все может подружить и выкатить нам в PowerBI) и поискать такого исполнителя сам. Если компетенций нет, но есть опыт и знание людей, можно просто поспрашивать коллег и найти себе исполнителя по рекомендациям и реальным кейсам. Однако и тут есть свои нюансы. Когда ты менеджер у заказчика и принимаешь решение взять фрилансера, это личная ответственность, которую обычно никто не любит.) Поэтому чаще всего все идут к «официалам», то есть в «большое» агентство.
В случае когда компетентности недостаточно, я рекомендую обратиться к разным сервисам, предоставляющим услуги аналитики. Послушать, что они расскажут, и уже тогда принимать решение.
Выбираем агентство, исходя из...
Мы обратились в CoMagic, так как были их партнерами по телефонии и системе коллтрекинга около 4 лет. У нас было подобие сквозной аналитики все это время, но она была очень трудоемкой и неавтоматизированной. Предполагала выгрузки из 1С и огромные Excel-таблички для сбора данных. Когда компания выросла в несколько раз, выросли бюджеты и количество рекламных каналов (сейчас мы отслеживаем несколько десятков), нам понадобилась полная автоматизация и синхронизация данных для последующей аналитики. Мы подумали о CoMagic, так как знали, что они могут разработать и внедрить такую систему.
Сейчас мы находимся в процессе разработки, многие вопросы упираются в наши внутренние процессы, поэтому нельзя сказать, что задача полностью решена. Но что я могу сказать точно – специалисты CoMagic хорошо разбираются в продукте и бизнес-процессах. Нам очень нравится поддержка: всегда можно позвонить или написать и вопрос решится в тот же день.
В целом мы получили то, что хотели. Теперь мы видим, сколько сделок с каких рекламных источников\кампаний нам приносит прибыль. Понимаем, во что еще необходимо сделать дополнительные вложения, которые окупятся.
И еще пару мнений...
- Сформулировать задачу.
- Получить от потенциальных исполнителей понимание задачи (это примерно как ТЗ, но для самих себя).
- Составить план действий, установить сроки. Что, откуда, как часто забираем, куда складываем, где визуализируем.
- Определить стоимость разработки, поддержки.
Мы работаем с аналитиками агентства-подрядчика – для нас это наиболее приемлемая формула сейчас. Однако, чтобы такая связка работала эффективно, понадобилось несколько месяцев настройки и экспериментов. На начальном этапе всегда важно убедиться в том, что мы знаем, что нужно отслеживать, и эмпирически выяснить, что это происходит корректно.
Несколько наших продвигаемых категорий находятся в области чрезвычайно перегретого аукциона в контекстной рекламе. Стоимость клика может достигать 300 рублей и больше. В таких условиях цена ошибки в настройке контекстной рекламы очень высока. Практика показывает, что из 10 гипотез удачными оказываются всего 2–3, поэтому работа с диджитал-рекламой – это постоянный процесс практики и измерений результата, а также обучения.
Хорошее агентство-подрядчик – это всего 40% успеха. Мы убедились в этом сами в процессе его смены в начале 2020 года. В штате компании обязательно должен быть руководитель, который знает, как следует декомпозировать бизнес-цели на маркетинговые цели, разбирается в инструментах диджитал-рекламы, способен сформулировать важные метрики и следить за их исполнением.
Так что же в итоге лучше?
Выбирайте способ внедрения аналитики, исходя из ваших возможностей и задач. Если вы обладаете достаточными компетенциями, чтобы и сформулировать задачу, и оценить качество ее выполнения, знаете хорошего аналитика – вы вполне можете сэкономить и настроить сквозную аналитику с помощью фрилансера. Однако в этом случае рекомендуем до начала работ обсудить не только первоначальную задачу и сроки ее выполнения, но и дальнейшую поддержку.
В том случае если вы хотите настроить бесперебойную работу сервиса под уникальные потребности компании, а также ежедневно контролировать этот процесс, ваш вариант – штатный сотрудник.
Выбирая эти два варианта, вы должны оценить все риски. Так, штатный сотрудник может уйти из компании, фрилансер – выбрать заказчика покрупнее. Кроме этого, у вас в любой момент могут возникнуть вопросы с масштабированием.
Чтобы избежать этих проблем, выстраивайте долгосрочные отношения с агентствами, а лучше – сервисами, которые разрабатывают продукт.