Это не статья о том, как искать клиентов или как управлять своим временем, тут даже не будет информации про плюсы и минусы работы фрилансером или сравнения студий с одиночками. Это небольшой пошаговый мануал для тех, кто берется за работу с чеком до 500 USD и чаще всего не имеет никакой команды.
Не ожидайте увидеть тут что-то сверхъестественное, обычный конвейерный подход.
Описываю ситуацию, когда вы хотите получить результат за эти деньги, а не слить бюджет или просто оприходовать деньги и отдыхать дальше в Таиланде.
Первое, что вам нужно, это обсудить с клиентом, что работы программиста и дизайнера не входят в этот чек. Внедрение моих ТЗ обычно стоит несколько тысяч долларов, это ощутимый % на старте работ, когда вам и так есть куда тратить деньги и силы.
Второе, что нужно обсуждать, это то, что вы не будете покупать ссылки в первые 3–6 месяцев. С таким бюджетом это не имеет смысла почти в любой тематике, лучше закажите лишние 50 текстов. Но тут есть исключения:
- LP на один товар в очень узкой нише.
- На сайте уже 300+ страниц текста и качество такое, что вы не будете переписывать с нуля, а только дооптимизировать.
- ПС — Google, продвигать нужно старый домен, который точно не был под «Пингвином» и тематика не ВК.
Последний пункт перед началом: правильно оценивайте свой час работы и закладывайте в проект определенный лимит времени. Сразу отмечу, что, говоря клиенту бюджет 500 USD, закладывайте в него времени на 600–650 в первый месяц, если не хотите потерять клиента в конце «испытательного срока». В любом случае на поиск клиента вы тратите больше чем 100–150 USD, а объяснить ему, что все ваше время ушло на написание 10 задач в таскменеджере и «курение» его аналитики не получится, он все равно захочет что-то увидеть/пощупать, например, 100 текстов, для которых у вас еще не собрано СЯ...
С чего начать?
Есть два варианта старта:
- Сбор семантического ядра
- Внутренняя оптимизация и задачи программистам
Оба варианта хороши тем, что вы сможете показать клиенту текущие результаты в скором времени, и они могут делаться параллельно на стороне клиента. Это важно – озадачить клиента на первой неделе, пока он плотно контролирует вашу работу.
Семантическое ядро по пунктам
- Соберите ВЧ-запросы по основным разделам сайта (если их >70, то сразу начинайте обсуждать приоритезацию с клиентом). По 5–10 слов. Неплохой вариант – воспользоваться онлайн-сервисами, а не KeyCollector'ом.
Для чего это нужно? На этом этапе важно понимать, кто ваши конкуренты, и проверить выдачу на наличие основных плейсмаркетов и прайсагрегаторов. Если нашли площадки для получения реферального трафика, то сразу говорим клиенту, что надо готовиться и начать с ними общаться (разделы, которые нужно будет в них выгружать, вы скажете в конце месяца, когда будет готова семантика, и вы сможете проверить их видимость), но создание фида и общение с их продажниками тоже занимают время.
2. Что узнаем по конкурентам? Трекаем количество ссылок на страницы, которые имеют высокую видимость. Причем нет смысла смотреть на ТОП-бренды, они и с нулем ссылок могут быть в ТОПе из-за внутреннего веса. Мониторим сайты похожие на продвигаемый. Делаем на будущее вывод, сколько нужно будет ссылок для ВЧ-запросов.
Первые два пункта обычно делаются на этапе допродажи и используются во время продажи как скрытые потребности клиента.
3. Сбор семантики и расширения структуры проекта. Начните с анализа поисковых запросов конкурентов из Ahrefs/Serpstat и SimilarWeb, прогоните их кластеризатором и получите стартовую структуру.
4. На следующем этапе добейте каждую группу Key Collector'ом. Если у вас не ВК-тематика (а с таким бюджетом ее у вас не должно быть), то на этом стартовая структура готова. Обычно этот процесс длится 3–6 месяцев и идет параллельно с добавлением текстов на проект. Дальше она расширяется за счет ручной проработки ассортимента и логических связок ключей.
5. Если тематика сложная и проект не очень трастовый, то лучше начинайте с НЧ-СЧ-запросов.
6. Каждая группа запросов (кластер) — это отдельный текст. Сама страница может быть разного формата — от товарной до статьи или FAQ-ответа.
7. Не забывайте готовую семантику добавлять в сервисы трекинга, с целевой страницей и группировкой, чтобы клиент видел вашу работу.
8. Если семантика выбрана полностью, начинайте копать в сторону информационных запросов из соседних тем.
9. Чтобы писать правильно тексты, нужно проводить эксперименты и исследовать выдачу, факторы ранжирования меняются и могут немного отличаться в разных тематиках. Чаще всего в открытом доступе описывают неработающие решения, поэтому проверяйте их, перед тем как внедрять на клиентских проектах.
Я рекомендую расширять проект минимум до 100 страниц с текстами. Обычно не меньше 500 страниц. Это в среднем от 100 страниц с оптимизацией в месяц.
Как это все перезавязывать между собой описывать не буду. Надеюсь, вы понимаете, что такое внутренняя перелинковка и «полезные» страницы для ПС.
Внутренняя оптимизация
Она состоит из:
- Ошибок дублирования
- Данных из Вебмастеров и добавления информации в них
- Релевантности страниц запросам
- Проблем на уровне кода и сервера
- Настройки микроразметки и задач по повышению CTR
- Перелинковки
- Задач по загону в индекс страниц
- Оптимизации скорости сайта
- SEO-usability улучшений
- Расширения продвигаемого СЯ
Возможно, моя схема спецификации поможет в составлении вашего мануала типичных вопросов и задач.
Каждый пункт можно расписать в полноценную статью, а иногда и в цикл материалов. Большинство ответов есть в открытом доступе. Чтобы делать это хорошо, нужны просто опыт и личные эксперименты.
На каждом своем проекте старайтесь по максимуму закрыть каждый из пунктов, описанных выше. Открываете проект, берете «Ошибки дублирования» и начинаете думать про дубли метатегов, какими инструментами их потрекать, почему не все ссылки с Вебмастера видит «лягушка», какой контент кроме метатегов еще дублируется и кем (сателлиты на ваших текстах, ворованные картинки у вас), проблемы дублируемых блоков, проблемы www., https, слешей и т. д. Все, что можете придумать на эту тему. И так по каждому направлению.
На выходе у вас должен получится пул задач для программиста. НЕ СПИСОК ОШИБОК, это не аудит, вы уже работаете с клиентом. Программист не должен становиться SEO-специалистом и разбираться, как оно должно быть правильно.
Используйте любой из таскменеджеров. Возьмите аккаунт для себя, цена довольно лояльна, учитывая от скольких проблем вы убережете своих клиентов и себя.
Очень рекомендую учить программирование, если вы его еще не знаете.
Процесс внутренней оптимизации довольно долгий и постоянный, но основную массу задач — самых критичных – вы должны поставить к концу первого месяца.
Еще в первый месяц вы должны разобрать историю проекта в аналитике, проработать каждый спад и прирост, уточнить у клиента, что происходило в это время (чаще всего он может ответить). Оставьте настройку аналитики, расширение ее информативности и заточку под бизнес-процессы на следующие месяцы. Часто решение проблем спадов связано с ошибками на сайте и закрытием/удалением части контента. Если вы решите их, то можете очень скоро получить хороший прирост.
Но еще в первом месяце вам стоит задать ряд вопросов по бизнесу клиенту: чтобы вы понимали, как построить правильную приоритезацию; какая реальная окупаемость вложений и куда не стоит вообще залезать; какие из запросов самые маржинальные; как ведется учет продаж и можно ли его интегрировать в аналитику; кто принимает решения по вашей работе и какие у него «хотелки» и красные флажки.
Что делать со второго месяца?
Продолжать, что не успели в первом. Делать дальше акцент на расширении структуры проекта. Но теперь начинаем подключать методы улучшения поведенческих факторов и делатьбазовую внешнюю оптимизацию, готовимся к локальным запросам.
У вас должен существовать свой список бесплатных (или очень дешевых) ссылок. Он должен закрывать несколько функций:
- Локальное продвижение (обычно 20–70 региональных порталов и плеймаркетов).
- Генерация заходов поисковика на сайт для ускорения переиндексирования (обычно 50–150 ссылок из вашей базы).
- Закрывать все социальные сети, которые есть у конкурентов.
- Создать профили под локальное продвижение (зависят от ПС и региона).
- Использовать всю сетку проектов клиента (обычно их достаточно много – от брендовых одностраничников до неудачных онлайн-бизнесов в похожих тематиках).
- Получить максимум ссылок с партнеров клиента.
Эту работу можно размазать на несколько месяцев, можно закрыть за один. Этого будет мало для ВЧ-запросов, но это важно сделать для НЧ-СЧ-трафика.
Если не вдаваться в подробности поведенческих факторов, то можем выделить одну ключевую функцию, которую обязан закрывать SEO-специалист. Посетитель, который попал на сайт, должен на нем остаться и не возвращаться на страницу поиска.
Вот несколько методов, которые работают:
- Онлайн-консультант. Он всегда намного кликабельнее, чем конверсия звонков по телефону, а значит, помогает решить проблемы клиента. Возможно, товар, который ищет клиент уже не производят 3 года, а он ищет его по сайтам и портит вам ПФ.
- Pop-up для уходящих с сайта. Работает довольно хорошо, а это всегда шанс задержать на лишние 10–20 сек пользователя, что в свою очередь снижает шанс возврата в поисковую выдачу.
- Полезные виджеты и продающие блоки («Почему мы», «Как делается доставка», «Товарные тесты» и т. д.). Чем дольше клиент у вас, тем меньше шансов, что он продолжит поиски сейчас еще где-то, может, вспомнит про них завтра, но вам это уже не навредит.
- Работа над первым впечатлением — чтобы посетитель не закрыл сайт до того, как посмотрит на его содержимое и узнает, что у вас есть, что ему предложить. Часто связано с редизайном всего сайта или ключевых блоков в зоне видимости. Сюда же можно отнести мобильную версию проекта.
- Просите клиента сделать минимальную цену на рынке на ключевые «товары-выбора». Демпинг остается лучшим стимулятором ПФ и конверсий.
- Играйте в маркетолога и попробуйте предугадать желания клиента, ассортимент товаров и т. д.
Что еще должен делать SEO-специалист?
Если вы работаете с таким чеком, то наверняка вы лучший аналитик на проекте. А поэтому вам придется настраивать аналитику и соединять ее с CRM. Зачем это нужно для SEO-шника? Как минимум это даст вам +42 очка в карму от клиента. Но что важнее — вам нужна контекстная реклама для продвижения, а запускать ее без хорошей аналитики — это слив денег и выключение РК через месяц открута.
Вы будете работать с контекстом или кто-то еще — не столь важно, но реклама должна быть, поскольку она является генератором прямого трафика и брендовых запросов. Если вы сможете построить хороший объем посещений с положительным ROMI, то через некоторое время ваш проект начнет сам расти без внешнего продвижения за счет роста трастовости.
Дальше есть много путей развития (закупка ссылок – только один из них и часто совсем не обязательный), и даже этот краткий конспект можно расширять в зависимости от вашего стиля работы и тематики проекта, потребностей клиента и ресурсов в наличии. Но сделайте хотя бы это, чтобы очередной клиент не говорил, что в SEO одни мошенники, которые берут деньги просто так.
Если вкладывать много усилий, то даже с низким чеком можно достигать результатов, но важно работать над ключевыми этапами, а не распыляться. Если начинаете экспериментировать и пробовать что-то новое, делайте это так, чтобы основные работы не страдали.