Конспект для начинающих SEO-фрилансеров

Это не статья о том, как искать клиентов или как управлять своим временем, тут даже не будет информации про плюсы и минусы работы фрилансером или сравнения студий с одиночками. Это небольшой пошаговый мануал для тех, кто берется за работу с чеком до 500 USD и чаще всего не имеет никакой команды.

Не ожидайте увидеть тут что-то сверхъестественное, обычный конвейерный подход.

Описываю ситуацию, когда вы хотите получить результат за эти деньги, а не слить бюджет или просто оприходовать деньги и отдыхать дальше в Таиланде.

Первое, что вам нужно, это обсудить с клиентом, что работы программиста и дизайнера не входят в этот чек. Внедрение моих ТЗ обычно стоит несколько тысяч долларов, это ощутимый % на старте работ, когда вам и так есть куда тратить деньги и силы.

Второе, что нужно обсуждать, это то, что вы не будете покупать ссылки в первые 3–6 месяцев. С таким бюджетом это не имеет смысла почти в любой тематике, лучше закажите лишние 50 текстов. Но тут есть исключения:

  • LP на один товар в очень узкой нише.
  • На сайте уже 300+ страниц текста и качество такое, что вы не будете переписывать с нуля, а только дооптимизировать.
  • ПС — Google, продвигать нужно старый домен, который точно не был под «Пингвином» и тематика не ВК.

Последний пункт перед началом: правильно оценивайте свой час работы и закладывайте в проект определенный лимит времени. Сразу отмечу, что, говоря клиенту бюджет 500 USD, закладывайте в него времени на 600–650 в первый месяц, если не хотите потерять клиента в конце «испытательного срока». В любом случае на поиск клиента вы тратите больше чем 100–150 USD, а объяснить ему, что все ваше время ушло на написание 10 задач в таскменеджере и «курение» его аналитики не получится, он все равно захочет что-то увидеть/пощупать, например, 100 текстов, для которых у вас еще не собрано СЯ...

С чего начать?

Есть два варианта старта:

  • Сбор семантического ядра
  • Внутренняя оптимизация и задачи программистам

Оба варианта хороши тем, что вы сможете показать клиенту текущие результаты в скором времени, и они могут делаться параллельно на стороне клиента. Это важно – озадачить клиента на первой неделе, пока он плотно контролирует вашу работу.

Семантическое ядро по пунктам

  1. Соберите ВЧ-запросы по основным разделам сайта (если их >70, то сразу начинайте обсуждать приоритезацию с клиентом). По 5–10 слов. Неплохой вариант – воспользоваться онлайн-сервисами, а не KeyCollector'ом. 

Для чего это нужно? На этом этапе важно понимать, кто ваши конкуренты, и проверить выдачу на наличие основных плейсмаркетов и прайсагрегаторов. Если нашли площадки для получения реферального трафика, то сразу говорим клиенту, что надо готовиться и начать с ними общаться (разделы, которые нужно будет в них выгружать, вы скажете в конце месяца, когда будет готова семантика, и вы сможете проверить их видимость), но создание фида и общение с их продажниками тоже занимают время.

2. Что узнаем по конкурентам? Трекаем количество ссылок на страницы, которые имеют высокую видимость. Причем нет смысла смотреть на ТОП-бренды, они и с нулем ссылок могут быть в ТОПе из-за внутреннего веса. Мониторим сайты похожие на продвигаемый. Делаем на будущее вывод, сколько нужно будет ссылок для ВЧ-запросов.

Первые два пункта обычно делаются на этапе допродажи и используются во время продажи как скрытые потребности клиента.

3. Сбор семантики и расширения структуры проекта. Начните с анализа поисковых запросов конкурентов из Ahrefs/Serpstat и SimilarWeb, прогоните их кластеризатором и получите стартовую структуру.

4. На следующем этапе добейте каждую группу Key Collector'ом. Если у вас не ВК-тематика (а с таким бюджетом ее у вас не должно быть), то на этом стартовая структура готова. Обычно этот процесс длится 3–6 месяцев и идет параллельно с добавлением текстов на проект. Дальше она расширяется за счет ручной проработки ассортимента и логических связок ключей.

5. Если тематика сложная и проект не очень трастовый, то лучше начинайте с НЧ-СЧ-запросов.

6. Каждая группа запросов (кластер) — это отдельный текст. Сама страница может быть разного формата — от товарной до статьи или FAQ-ответа.

7. Не забывайте готовую семантику добавлять в сервисы трекинга, с целевой страницей и группировкой, чтобы клиент видел вашу работу.

8. Если семантика выбрана полностью, начинайте копать в сторону информационных запросов из соседних тем.

9. Чтобы писать правильно тексты, нужно проводить эксперименты и исследовать выдачу, факторы ранжирования меняются и могут немного отличаться в разных тематиках. Чаще всего в открытом доступе описывают неработающие решения, поэтому проверяйте их, перед тем как внедрять на клиентских проектах.

Я рекомендую расширять проект минимум до 100 страниц с текстами. Обычно не меньше 500 страниц. Это в среднем от 100 страниц с оптимизацией в месяц.

Как это все перезавязывать между собой описывать не буду. Надеюсь, вы понимаете, что такое внутренняя перелинковка и «полезные» страницы для ПС.

Внутренняя оптимизация

Она состоит из:

  • Ошибок дублирования
  • Данных из Вебмастеров и добавления информации в них
  • Релевантности страниц запросам
  • Проблем на уровне кода и сервера
  • Настройки микроразметки и задач по повышению CTR
  • Перелинковки
  • Задач по загону в индекс страниц
  • Оптимизации скорости сайта
  • SEO-usability улучшений
  • Расширения продвигаемого СЯ

Возможно, моя схема спецификации поможет в составлении вашего мануала типичных вопросов и задач.

Каждый пункт можно расписать в полноценную статью, а иногда и в цикл материалов. Большинство ответов есть в открытом доступе. Чтобы делать это хорошо, нужны просто опыт и личные эксперименты.

На каждом своем проекте старайтесь по максимуму закрыть каждый из пунктов, описанных выше. Открываете проект, берете «Ошибки дублирования» и начинаете думать про дубли метатегов, какими инструментами их потрекать, почему не все ссылки с Вебмастера видит «лягушка», какой контент кроме метатегов еще дублируется и кем (сателлиты на ваших текстах, ворованные картинки у вас), проблемы дублируемых блоков, проблемы www., https, слешей и т. д. Все, что можете придумать на эту тему. И так по каждому направлению.

На выходе у вас должен получится пул задач для программиста. НЕ СПИСОК ОШИБОК, это не аудит, вы уже работаете с клиентом. Программист не должен становиться SEO-специалистом и разбираться, как оно должно быть правильно.

Используйте любой из таскменеджеров. Возьмите аккаунт для себя, цена довольно лояльна, учитывая от скольких проблем вы убережете своих клиентов и себя.

Очень рекомендую учить программирование, если вы его еще не знаете.

Процесс внутренней оптимизации довольно долгий и постоянный, но основную массу задач — самых критичных – вы должны поставить к концу первого месяца.

Еще в первый месяц вы должны разобрать историю проекта в аналитике, проработать каждый спад и прирост, уточнить у клиента, что происходило в это время (чаще всего он может ответить). Оставьте настройку аналитики, расширение ее информативности и заточку под бизнес-процессы на следующие месяцы. Часто решение проблем спадов связано с ошибками на сайте и закрытием/удалением части контента. Если вы решите их, то можете очень скоро получить хороший прирост.

Но еще в первом месяце вам стоит задать ряд вопросов по бизнесу клиенту: чтобы вы понимали, как построить правильную приоритезацию; какая реальная окупаемость вложений и куда не стоит вообще залезать; какие из запросов самые маржинальные; как ведется учет продаж и можно ли его интегрировать в аналитику; кто принимает решения по вашей работе и какие у него «хотелки» и красные флажки.

Что делать со второго месяца?

Продолжать, что не успели в первом. Делать дальше акцент на расширении структуры проекта. Но теперь начинаем подключать методы улучшения поведенческих факторов и делатьбазовую внешнюю оптимизацию, готовимся к локальным запросам.

У вас должен существовать свой список бесплатных (или очень дешевых) ссылок. Он должен закрывать несколько функций:

  • Локальное продвижение (обычно 20–70 региональных порталов и плеймаркетов).
  • Генерация заходов поисковика на сайт для ускорения переиндексирования (обычно 50–150 ссылок из вашей базы).
  • Закрывать все социальные сети, которые есть у конкурентов.
  • Создать профили под локальное продвижение (зависят от ПС и региона).
  • Использовать всю сетку проектов клиента (обычно их достаточно много – от брендовых одностраничников до неудачных онлайн-бизнесов в похожих тематиках).
  • Получить максимум ссылок с партнеров клиента.

Эту работу можно размазать на несколько месяцев, можно закрыть за один. Этого будет мало для ВЧ-запросов, но это важно сделать для НЧ-СЧ-трафика.

Если не вдаваться в подробности поведенческих факторов, то можем выделить одну ключевую функцию, которую обязан закрывать SEO-специалист. Посетитель, который попал на сайт, должен на нем остаться и не возвращаться на страницу поиска.

Вот несколько методов, которые работают:

  • Онлайн-консультант. Он всегда намного кликабельнее, чем конверсия звонков по телефону, а значит, помогает решить проблемы клиента. Возможно, товар, который ищет клиент уже не производят 3 года, а он ищет его по сайтам и портит вам ПФ.
  • Pop-up для уходящих с сайта. Работает довольно хорошо, а это всегда шанс задержать на лишние 10–20 сек пользователя, что в свою очередь снижает шанс возврата в поисковую выдачу.
  • Полезные виджеты и продающие блоки («Почему мы», «Как делается доставка», «Товарные тесты» и т. д.). Чем дольше клиент у вас, тем меньше шансов, что он продолжит поиски сейчас еще где-то, может, вспомнит про них завтра, но вам это уже не навредит.
  • Работа над первым впечатлением — чтобы посетитель не закрыл сайт до того, как посмотрит на его содержимое и узнает, что у вас есть, что ему предложить. Часто связано с редизайном всего сайта или ключевых блоков в зоне видимости. Сюда же можно отнести мобильную версию проекта.
  • Просите клиента сделать минимальную цену на рынке на ключевые «товары-выбора». Демпинг остается лучшим стимулятором ПФ и конверсий.
  • Играйте в маркетолога и попробуйте предугадать желания клиента, ассортимент товаров и т. д.

Что еще должен делать SEO-специалист?

Если вы работаете с таким чеком, то наверняка вы лучший аналитик на проекте. А поэтому вам придется настраивать аналитику и соединять ее с CRM. Зачем это нужно для SEO-шника? Как минимум это даст вам +42 очка в карму от клиента. Но что важнее — вам нужна контекстная реклама для продвижения, а запускать ее без хорошей аналитики — это слив денег и выключение РК через месяц открута.

Вы будете работать с контекстом или кто-то еще — не столь важно, но реклама должна быть, поскольку она является генератором прямого трафика и брендовых запросов. Если вы сможете построить хороший объем посещений с положительным ROMI, то через некоторое время ваш проект начнет сам расти без внешнего продвижения за счет роста трастовости.

Дальше есть много путей развития (закупка ссылок – только один из них и часто совсем не обязательный), и даже этот краткий конспект можно расширять в зависимости от вашего стиля работы и тематики проекта, потребностей клиента и ресурсов в наличии. Но сделайте хотя бы это, чтобы очередной клиент не говорил, что в SEO одни мошенники, которые берут деньги просто так.

Если вкладывать много усилий, то даже с низким чеком можно достигать результатов, но важно работать над ключевыми этапами, а не распыляться. Если начинаете экспериментировать и пробовать что-то новое, делайте это так, чтобы основные работы не страдали.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)