Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (909) 261-97-71
15 Февраля 2024 в 14:00

Мерч и IT: на что обратить внимание в 2024 году

Россия +7 (909) 261-97-71
0 4513
Подпишитесь на нас в Telegram
Проект 111
Эксперты компании «Проект 111»

VK Store, SberShop, Яндекс Музей, Tinkoff Shop – что это? Это крупнейшие магазины мерча брендов, и все они открыты IT-компаниями. Какая связь между высокими технологиями и брендированными товарами? Почему именно IT-сектор уделяет особое внимание мерчу? И на какие тренды стоит обратить внимание в 2024 году? 

Мерч

Биг босс в худи оверсайз и кедах – таким образом высшего менеджмента IT-компании никого не удивить. Этот сектор изначально более демократичен в выборе тональности коммуникации, но есть и общие тренды, которые маркетологи выделяют в 2024 году, и которые влияют на выбор мерча.

По данным компании «Проект 111», ведущего поставщика мерча в России, «IT и финансы» – крупнейший бизнес-сектор по годовым закупкам мерча. Следом за ними идут «Машиностроение и оборудование» и «Наука и образование». Постараемся вместе с экспертами компании разобраться, почему мерч в финтехе так популярен.  

Смена поколений 

По данным PayScale, средний возраст специалистов восемнадцати крупнейших международных IT-гигантов, включая SpaceX, Google и Amazon – 32 года. В разных исследованиях HR-специалисты из России подтверждают эту статистику для нашей страны. Очевидно, что сотрудники IT-компаний преимущественно представляют поколения Y и Z, миллениалов и зумеров. 

Характерная черта миллениалов – это так называемая «бессрочная молодость», они родились и выросли в разные эпохи, и в каждой быстро хватали новое, что сформировало привычку всегда быть в повестке современности, выглядеть и вести себя, как окружающее молодое поколение, независимо от возраста и карьерного роста. 

Зумеры – пропагандисты комфорта, равенства и свободного творчества. Они разрушают устоявшиеся нормы делового этикета в одежде и жесткие законы субординации, создавая новый мир, свободный от белых воротничков и обращений по имени-отчеству. Но и те, и другие сходятся в одном – стремлении к индивидуальности. 

В этом понимании мерч IT-компаний в первую очередь направлен на внутреннюю аудиторию. 

Инструменты, которые используют IT-компании, максимально широки: от запуска мерч-шопов, где сотрудники покупают мерч за деньги или бонусы, до различных стимулирующих подарков, которые создают причастность сотрудников к бренду, усиливают лояльность и формирует амбассадоров бренда. 

Амбассадоры бренда – не только сотрудники. Компании привлекают внешних лидеров мнений, блогеров и селебрити, формирующих образ целевой аудитории. И это отдельный тренд последних лет, в котором также активно участвует мерч. 

Живой контакт 

Если первый тренд на мерч обусловлен запросами аудитории, то второй вырастает из коммуникационных «болей» IT-компаний. Виртуальные продукты, существующие преимущественно на экранах смартфонов, остро нуждаются в дополнительных, нецифровых точках коммуникации. Некоторые бренды имеют офлайн-представительства, офисы продаж и оказания услуг. Но большинство взаимодействуют с клиентами исключительно онлайн, что для тех же поколений Y и Z является максимально комфортным. 

При этом для укрепления конкурентных позиций в сознании потребителей цифрового общения недостаточно. И IT-бренды делают фокус на офлайн-каналах, таких как очные мероприятия и мерч. 

Мерч

Что касается простого мерча, то обратите внимание, как IT-бренды формируют из своих клиентов сообщество. Чехол для карточек с логотипом банка – знакомая история? Миллионы людей ходят с брендированными кардхолдерами, в которых носят карточки разных банков, но логотип на карточке один, и именно он работает на узнаваемость и создает ощущение лидирующих позиций «главного» бренда. 

Трансляция ценностей 

Мерч – инструмент, который позволяет транслировать ценности бренда. Причем делать это быстро и ситуативно. Любой важный посыл можно реализовать на уровне креатива, создав картинку и текст, так и на уровне выбора самой вещи. 

Например, нужно транслировать технологичность компании. Берем необычный гаджет, ставим логотип – всем все понятно без слов. Или демонстрируем использование самого шумного тренда года – искусственного интеллекта. Кому, как не IT-сектору, продвигать кейсы с использованием ИИ? Как несколько лет назад использовали AR, дополненную реальность, так и сейчас в мерч интегрируют контент, создаваемый ИИ. Передаваемая ценность также понятна – компания демонстрирует лидерство в технологиях. 

По другую сторону лежат более глубокие ценности. Например, бережное отношение к окружающей среде и помощь обществу. 

Корпоративная социальная ответственность давно подружилась с мерчем. 

Он помогает социальным проектам в фандрайзинге и привлечении аудитории, а компании делают совместные коллаборации, чтобы их участие в проекте не осталось незамеченным. Так, многие бренды заказывают мерч в социальных мастерских, тем самым помогая напрямую и призывая помогать свою аудиторию. А выбор при создании мерча падает на предметы из переработанных или органических материалов, пропагандирующих экологичное сознание и осознанное потребление.

В «Проекте 111» рассказали, что уделяют особое внимание такому ассортименту. К примеру, некоторая одежда и аксессуары могут быть помечены сертификатами Organic 100 и OEKO-tex. Кстати, за сертификацию OEKO-tex ответственны 17 исследовательских институтов: это международное сообщество с филиалами более чем в 40 странах мира. 

Знак о прохождении этой процедуры гарантирует качество и безопасность приобретаемых текстильных изделий. А Organic 100 означает хлопок, выращенный методами, не наносящими вреда экологии, и собранный вручную.

В компании отмечают, что главное на этом пути не поддаться гринвошингу и выбирать то, что действительно позволяет внести свой вклад. 

Офлайн-мероприятия 

Об офлайн-мероприятиях стоит поговорить отдельно. IT-компании стараются максимально присутствовать в реальном мире, и запускают как собственные события, такие как VK Fest и «Фонтанка-SUP», так и выступают спонсорами различных мероприятий, становясь их неотъемлемой частью, например, Сбер и «Золотая маска» или Тинькофф и Stereoleto. 

Конечно, все эти события сопровождаются огромных количеством мерча, брендируется буквально все, что можно унести с собой. Задача здесь простая – продлить эффект коммуникации как можно дольше, событие проходит один день, а вещь живет годами и является постоянным источником рекламы бренда в прямом окружении человека. 

Доли категорий брендированных товаров, закупаемых на ивенты, по данным компании «Проект 111», распределяются следующим образом: 

Мерч

IT-компании запускают и собственные форматы мероприятий: хакатоны, стартап-хабы, митапы, IT-конференции и даже выездные ретриты. Мерч на них – правило хорошего тона и эффективный способ усиления коммуникации компании. Здесь применяется даже тяжелая артиллерия: обязательная униформа, и, как следствие, общие фотографии участников в брендированных вещах.   

Пользовательский контент 

Вторая задача мероприятий – создание волны UGC (user generated content, пользовательский контент), то есть публикации о бренде в соцсетях, которые делают участники мероприятия. Мерч и подарки – это мощный генератор эмоций и контента. Кто из нас ни разу не фотографировался с бейджем или не выкладывал в соцсети раздатку на конференции? 

Посты в соцсетях видят люди, которые даже не были на мероприятии, но это ценная аудитория look-alike – похожая по профилю, ценностям и интересам. Фактически такие посты – это рекомендации от знакомых. И это реклама, которой доверяют больше всего, по исследованию Nielsen.

Мерч

Соцсети плотно связаны с мерчем. Вот несколько способов увеличения охватов и вовлеченности пользователей с помощью мерча: 

  1. Конкурсы giveaways. Механики, предполагающие розыгрыш брендированных призов, отсеивают «призоловов» и дают 100%-ное упоминание бренда, зарабатывая качественную лояльную аудиторию подписчиков.  
  2. Фотоконтент. Мерч позволяет оживить контент в соцсетях, насытить его живыми фотографиями, встроиться в органическую ленту новостей и тем самым привлечь больше внимания к сообщениям бренда.  
  3. Кобрендинговые кампании. Создание совместного мерча с популярным среди целевой аудитории проектом, например, музеем или онлайн-игрой, обеспечивает обмен подписчиками и потенциальными клиентами.  
  4. Стимулирование продаж. Подарки за покупки всегда были эффективным способом для быстрых продаж. Мерч выгодно выделяется на фоне других предложений за покупку, особенно при создании лимитированных коллекций.  
  5. Монетизация. Мерч – практически единственный инструмент коммуникации, который может окупать сам себя через продажи целевой аудитории. При этом создавая пользовательский контент и продвигая бренд.   

Рынок мерча растет. За 2023 год прирост оборота только компании «Проекта 111» составил 39% по сравнению с 2022-м. Вместе с этим растет и доля IT-сектора в закупках мерча. И потенциал развития огромен, опыт западных стран показывает, что наш рынок еще не развернулся в полную силу. И если в некоторых каналах, таких как наружная реклама или телевидение, объем трансляции достигает своих пиков, полностью насыщая эфир, в мерч-коммуникации еще много свободы для интеграций и творчества. 

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть