22 апреля Роскомнадзор внес в реестр запрещенной информации ряд IP-адресов Google, которые использовались для работы Telegram.
Результатом санкций стали перебои работы различных сервисов Google, в частности, пользователи жаловались на проблемы с доступом к Google Analytics и Google AdWords.
В связи с этим у сообщества возникли следующие вопросы:
- Если у пользователя нет доступа к сервисам Google, будет ли счетчик GA на сайтах работать корректно? И какова может быть погрешность в результатах, отображаемых сервисом?
- И что делать рекламодателям и сервисам в случае, если проблема с доступом к AdWords станет масштабной?
Своим видением ситуации поделился Никита Кравченко, ведущий специалист по контекстной рекламе и аналитике eLama.
Опыт Китая показывает, что даже при полной блокировке сервисов Google счетчики Google Analytics продолжают успешно работать на сайтах и собирать информацию о посетителях. При каждом новом визите запускается JavaScript код, который загружает актуальную библиотеку Google Analytics JavaScript (analytics.js). Она отслеживает трафик сайта с google-analytics.com. Чтобы счетчик перестал работать на территории РФ, должен быть заблокирован именно google-analytics.com.
В случае блокировки доступа к google-analytics.com счетчик может работать некорректно, поэтому возможны искажения данных в отчетах. Оценить возможную погрешность сложно, поскольку нет точных данных о количестве пользователей, для которых счетчик не сработает. Рекламодатели в этом случае заметят просадку трафика в отчетах Google Analytics. Узнать, действительно ли просадка связана с блокировками, поможет сравнение данных с другими системами аналитики, установленными на сайте (например, Яндекс.Метрика).
Если пользователь заходит на сайт через VPN, данные о визите будут отражены в отчетах Analytics. Но для такого посетителя будет определено местоположение, отличное от фактического. Для доступа к веб-интерфейсу Google Analytics можно воспользоваться VPN-сервисом. В настоящий момент мы не заметили скачков трафика в отчетах Analytics. Будем надеяться, серьезных проблем не возникнет.
Про AdWords
По нашим наблюдениям, проблем с доступом к Google AdWords не было. Жалоб от клиентов сервиса eLama на сбои в работе AdWords также не поступало. Хочется верить, что проблема не приобретет массовый характер, и пользователям не придется использовать VPN-сервисы.
В ином случае возникнет вопрос, как таргетироваться на целевую аудиторию, которая заходит в интернет через VPN. Поскольку Google определит местоположение пользователя по IP-адресу другой страны и города, решением для рекламодателей могут быть гео-добавки с названием города и их вариациями во все ключевые фразы поисковых кампаний (например, остекление балконов москва, ремонт ноутбуков самара).
Сначала объем трафика, скорее всего, снизится. Но с течением времени пользователи начнут самостоятельно добавлять название города в свои запросы, если не будут видеть релевантную выдачу в поиске. Так рекламодатели смогут показать им объявления. Но надеемся, что ситуация не зайдет так далеко, и эти меры не потребуются.