Забегая вперед, подпортим интригу – нетворкинг работает. Правда, не всегда так, как мы от него ждем. В чем подвох, как его увидеть и какова альтернатива – расскажем в этом материале.
Прежде чем перейти к вопросам нетворкинга, посмотрим, как и в каких ситуациях он стандартно отрабатывает.
Представьте: в некой компании вы руководите подразделением – например, маркетингом. А может быть, это вообще ваша компания, и вы как генеральный директор участвуете во всех ключевых процессах.
И вот вы обнаруживаете: проседают заявки с сайта. Есть риск закрыть месяц ниже плана. Вы со вздохом откладываете текущие дела и ставите интернет-маркетологу задачу: срочно разобраться, в чем дело.
На следующий день получаете на почту Excel с 15 вкладками, где разложена по полочкам вся работа с сайтом. К счастью, маркетолог у вас адекватный, он сопроводил отчет выводами и сэкономил несколько часов вашего времени:
«Наблюдаю просадку по органическому трафику. Падение на 32% относительно предыдущего месяца по трафику и на 14% – по конверсии. Изменения в остальных каналах – в пределах статистических колебаний».
А дальше обычно начинается игра «дежурный стрелочник». Сеошник говорит: просадка есть, упал спрос, нужно исследование конкурентов. Аналитик говорит: в прошлом году просадки не было, вряд ли она сезонная. Трафик-менеджер сетует, что приводит лиды уже из последних сил, косвенно подтверждая факт просадки. И так далее.
Между тем, конец месяца все ближе, а проблема пока не то что не решена – она непонятна. И вот тут может прийти на помощь нетворкинг. То есть сеть профессиональных контактов с теми, кто может помочь вам и вашим сотрудникам.
В чем подвох?
Представьте себе пирамиду из условных 10 уровней. На нижнем, самом широком, – бесчисленное количество начинающих специалистов в какой-то области. Например, в маркетинге. На верхнем, самом узком, – буквально несколько людей, истинных гуру рынка. Эта пирамида упрощенно представляет собой весь рынок специалистов в определенной области.
Что отличает новичка от гуру? То есть людей на нижнем уровне этой пирамиды от людей на ее верхушке? Понятное дело: опыт, знания, кейсы и прочее.
Но на практике будет достаточно такого определения: новичок – это тот, кто при наличии проблемы встает в ступор и не знает, что с ней делать. Как раз из-за недостатка знаний и опыта. Если он адекватен – он начинает учиться. Гуглить, анализировать данные, общаться с коллегами, пробовать разные способы решения.
Гуру – это человек, который знает, куда смотреть. Как в анекдоте:
– 5000 рублей за ремонт телевизора? Да вы же просто отверткой в него ткнули!
– Правильно. 500 рублей за выезд, а 4500 – за то, что я знаю, куда ткнуть отверткой.
Знания и опыт профессионала позволяют быстро определить небольшой список самых вероятных проблем. А значит, он может быстро проверить свои гипотезы и быстро найти причину. А когда причина понятна – чаще всего уже становится очевидным, как решить проблему.
Вернемся к пирамиде. Когда мы говорим «нетворкинг помогает решать проблемы», мы подразумеваем, что специалист, условно, на 4-м снизу уровне может получить помощь от специалиста на 7-м уровне. При такой разнице уровней помощь будет действительно полезна. Более опытный сможет быстро погрузиться в ситуацию и подкинуть пару вариантов решения.
Также определенно, что специалист на том же или соседнем уровне вряд ли сможет помочь. Ему потребуется много времени, чтобы вникнуть в ситуацию, а шанс получить качественно иные решения не так высок, как хотелось бы.
Теперь возьмем «вашего» маркетолога из примера выше, и зададим себе ключевой вопрос: «Какова вероятность, что среди его и ваших знакомых, готовых помочь, найдутся люди на 2–3 уровня выше?». В этой вероятности и заключается подвох. Если она невысока – скорее всего, нетворкинг не поможет.
Как увидеть этот подвох?
Легче, чем может показаться. Общаться с теми, кто состоит в вашей сети нетворкинга. И дать ту же задачу своим сотрудникам – регулярно общаться.
«Привет! Как там у тебя дела, какими проектами занимаешься?» – совершенно стандартный вопрос. Формулировка – на ваш вкус, но суть такова. Человеку, скорее всего, будет приятно ваше внимание. Если у него будет время, он может рассказать, как идет его работа. А вам того и нужно!
Исходя из того, какими вопросами занимается другой специалист, вы можете сравнить его уровень со своим. Это сделает понятным, по каким вопросам его можно привлекать, а где вы можете помочь ему сами.
Какова альтернатива?
Среди стандартных – поиск среди знакомых, найм новых дорогостоящих сотрудников или поиск внешнего подрядчика – например, фрилансера.
Эти способы вам точно известны, и долго на них останавливаться смысла не видим. Вместо этого попробуем дать еще один вариант – о нем, вероятно, вы еще не знаете.
Это сервис Точка Эксперты. С его помощью вы найдете подходящего эксперта для любой вашей проблемы.
- Формулируете проблему или сразу выбираете эксперта.
- Оплачиваете его консультацию.
- Предоставляете ему дополнительную информацию.
- Общаетесь, получаете варианты решений и письменный отчет эксперта.
- Как результат: вы закрываете свой вопрос, договариваетесь с экспертом о продолжении взаимодействия или получаете рекомендации других экспертов и исполнителей с верхушки пирамиды.
Что отличает этот вариант от описанных выше:
● Точка Эксперты – не доска объявлений и не маркетплейс. На сервисе нельзя просто “разместить себя для бесплатного пиара”. Все кандидатуры проверяются или приглашаются персонально внутренними экспертами. В каталоге на сайте уже более 100 топовых предпринимателей, руководителей и узких специалистов в разных областях. А всего в базе более 250 человек, и это число растет.
● Формулировка проблемы – любая. От «нужно понять, как построить сквозную воронку продаж на базе самописной CRM» до «с бизнесом что-то не так, но я пока не могу понять, что именно». Для последней – есть специальная услуга “Разбор бизнеса”: 30-60 минут с инхаус-трекером сервиса помогут понять, в каких зонах у вас “узкие места” и к какому специалисту идти.
● Никаких роботов, только живое общение. Будьте готовы к уточняющим вопросам. Уже на этапе подтверждения заявки специалисты сервиса погружаются в каждый бизнес и пристально диагностируют проблему. Это необходимо, чтобы предложить одного или нескольких экспертов, которые точно будут полезны в вашей ситуации.
● Нет колцентра с «первой линией поддержки». Специалисты сервиса, с которыми вы будете общаться, сами являются экспертами в разных областях бизнеса. И поэтому они говорят с вами на одном языке.