С 18 по 20 ноября прошла конференция Optimization 2020. В последний день на мероприятии выступали представители поисковых систем: Яндекса, Google и Mail.ru. Они рассказали о самых значимых обновлениях поисковиков за год.
Предлагаем вам ознакомиться с обзором доклада «Курс на качество бизнеса» Елены Першиной, руководителя b2b-маркетинга нерекламных сервисов Яндекса.
Все обзоры с конференции можно посмотреть по тегу Optimization 2020.
В начале своего выступления Елена отметила, что еще года два назад ее доклад бы назывался «Курс на качество сайта». Но мир меняется, и сейчас сайт как отдельная сущность уже не столько важен. Теперь важно качество бизнеса, а сайт – это зеркало, которое отражает качество бизнеса, но далеко не полностью его представляет.
Для хорошей представленности в результатах поиска недостаточно хорошего сайта – нужен и хороший бизнес.
Вебмастера часто спрашивают у представителей Яндекса на конференциях, почему тот или иной сайт плохо ранжируется или не занимает первых мест в выдаче. Чтобы отвечать на такие вопросы Яндекс в последние годы проделал огромную работу. Теперь компания может не просто говорить, что, возможно, бизнесу нужно что-то прокачивать и развивать, но и предоставлять инструменты оценки качества. С их помощью владельцы сайтов и SEO-специалисты смогут понять, что происходит с сайтами и бизнесом и улучшать качество.
Что можно смотреть с помощью инструментов Яндекса
1. Статистика по разным каналам
Елена отметила, что в рамках доклада не будет говорить про Метрику, а сделает акцент на статистику, связанную с каналами привлечения трафика.
- Статистика сайта в поиске в Яндекс.Вебмастере.
Позволяет смотреть показы, переходы, CTR, собирать группы запросов и оценивать статистику по ним. Статистика доступна в разделе «Поисковые запросы» Яндекс.Вебмастера.
- Объединенная статистика в Яндекс.Справочнике.
В этом году Яндекс запустил объединенную статистику по своим сервисам в рамках Яндекс.Справочника. Статистика затрагивает те сервисы, которые бизнес не может измерить напрямую через сайт (Метрику).
Инструмент позволяет оценивать все источники трафика, создавать цели и отслеживать тренды. На основе данных организации могут понять, за счет каких сервисов можно увеличить охват.
Объединенная статистика доступна в разделе «Статистика» Яндекс.Справочника.
- Яндекс.Маркет Аналитика.
В этом году Яндекс представил сервис «Яндекс.Маркет Аналитика». Данный инструмент позволяет просмотреть статистику по рынку электронной торговли в России по 790 категориям. Владельцы бизнеса могут сравнивать продажи собственного интернет-магазина с другими, решать конкретные задачи (например, какие товары закупать под Новый год), находить точки роста. Сервис содержит полезные данные и для производителей.
Доступ к статистике бесплатный для продавцов, но взамен они должны предоставить данные о продажах.
2. Индексы качества
- Индекс качества сайтов.
В 2018 году Яндекс запустил ИКС – индекс качества сайтов. Поначалу ИКС был просто числовым показателем, за которым интересно смотреть. За эти два года Яндекс сильно переработал инструмент. Теперь ИКС отображает не просто числовое значение, но и тренд изменения (в положительную или отрицательную сторону).
В разделе «Качество сайта» в Вебмастере появилась возможность отслеживать не только собственный сайт, но и конкурентное окружение, сравнивать, кто выше тренда, а кто ниже, и на основе данных получать ответ на вопрос, почему сайт стал лучше или хуже показываться в поиске.
- Индекс лояльности клиентов в Яндекс.Справочнике.
В Справочнике появился тоже свой индекс – индекс лояльности клиентов. Пока он работает в бета и доступен только для категорий «Кафе и рестораны». В ближайшее время Яндекс планирует масштабировать индекс лояльности и на другие категории.
Мы долго думали, как дать сигнал бизнесу, что у него что-то не так с клиентским сервисом. Пользователь его один раз нашел, сделал звонок и больше не возвращается. Чтобы отслеживать такие моменты, понимать, как часто пользователь хочет вас искать, сделали индекс лояльности клиентов, – сообщила Елена Першина.
Инструмент позволяет отслеживать отношение клиентов к бизнесу, сравнивать свой индекс лояльности с индексом конкурентов, оценивать тренды.
Инструмент находится в Яндекс.Справочнике в разделе «Индекс лояльности».
- Индекс качества маркетплейса Маркета.
Индекс позволяет понять, почему магазин показывается пользователю лучше или хуже. Индекс качества маркетплейса Маркета напрямую влияет на количество заказов, которые получает магазин.
С помощью индекса можно оценивать не просто совокупные показатели качества, но и делать разбивку, например, по доле товаров, которые были отгружены с опозданием. Владельцы магазинов могут сегментировать рейтинг и понять, в каком блоке стоит улучшить клиентский сервис.
3. Рейтинги и отзывы
- Рейтинг и отзывы на сайт в Вебмастере в разделе «Качество сайта».
Инструмент позволяет отслеживать проблемы, которые возникают у сайта и быстро на них реагировать.
Когда мы его запустили где-то год назад, мы дружно назвали этот инструмент градусником, потому что он показывает температуру по сайту: насколько люди довольны или недовольны сервисом вашего сайта, качеством его работы и т. д.
Владельцы сайтов могут подписаться на отзывы и ежедневно получать сводку из новых отзывов удобным способом.
- Рейтинги и отзывы в Яндекс.Справочнике.
Яндекс проделал огромную работу по обновлению рейтингов. Компания провела серию интервью с пользователями и узнала, какие инструменты нужны бизнесу, чтобы понимать, что происходит. На основе полученных данных Яндекс запустил в Справочнике для всех категорий бизнеса рейтинг в динамике. Компании получили возможность смотреть, как меняется рейтинг организации и сравнивать его с конкурентами.
- Рейтинг Маркета.
Работает по схожему принципу. Позволяет владельцам магазинов смотреть разбивку, за что бизнес ценят, а за что критикуют.
4. Качество офлайн
Качество офлайн все больше влияет на то, как бизнес представлен в онлайне, как он ранжируется, какое количество запросов по этому бизнесу идет. Яркий пример – звездочка «Хорошее место», которую получают от Яндекса 10% лучших бизнесов в регионе. Для 42% клиентов «Хорошее место» – важный критерий при выборе организации в офлайне.
Яндекс продолжает работу по направлению, связанному с UGC-контентом (отзывами и рейтингами), чтобы правильно сравнивать компании и предотвращать попытки накруток.
В конце выступления Елена объявила большое обновление сниппетов с привязкой к качеству. Поначалу изменения коснутся сниппетов для интернет-магазинов.
Что дальше?
Дальше Яндекс будет делать упор на качество бизнеса и инструменты для улучшения конверсионности сайтов.
Интересное с Optimization 2020:
Optimization 2020: факторы ранжирования 2020
Optimization 2020: 7 событий 2020 из мира SEO, о которых должен знать каждый
Optimization 2020: SEO или экспертный контент? Борьба за Яндекс.Кью
Optimization 2020: сложности E-A-T и YMYL в Google.ru и способы их решения
Optimization 2020: Внедрение AMP для интернет-магазина без потери конверсии в Google
Optimization 2020: продвижение локального бизнеса в Google
Optimization 2020: Google про Core Web Vitals и метрики здорового сайта
Optimization 2020: круглый стол с поисковиками о накрутке ПФ и агрегаторах в выдаче
Optimization 2020: SERM – как успешно управлять репутацией бренда в поисковой выдаче