Жесткая ниша – это та сфера, где рынок уже плотно сформирован и идет настоящая борьба за место под солнцем. Примеры жестких ниш: психология, продажи, изучение языков, заработок – то есть рынки с актуальными темами, за которые люди готовы платить. В таких областях огромное количество компаний, школ, людей, сообществ, и все они пытаются продать свои продукты и курсы.
Когда вы приходите на такой рынок, он просто так вас не принимает – уже есть определенные сформировавшиеся правила, бренды, товары, личности. И среди всего этого множества вы как эксперт, который только-только зашел на этот рынок, не можете быстро набрать популярность и продвинуться, потому что крайне сложно выделиться и показать себя с наилучшей стороны, чтобы завоевать сердца аудитории.
Прежде чем заходить на рынок, нужно определиться с целевой аудиторией. Целевая аудитория – это те клиенты, которым можно продать свой опыт и результат деятельности и которым мы помогаем развиваться в какой-либо сфере.
Отдельная целевая аудитория – лидеры мнений. Это медийные ресурсы, через которые можно транслировать свои идеи и мысли. Вас приглашают на выступления, после этих выступлений вы становитесь примером и экспертом, которому начинают доверять, и в результате выходите в топ рынка. Лидерами мнений могут быть партнеры и рекламодатели, через которых можно получать дополнительный источник дохода. Чтобы завоевывать сердца целевой аудитории – как клиентов, так и лидеров мнений – любому эксперту необходимо прокачивать свой личный бренд.
Что такое личный бренд
Личный бренд – это образ человека в обществе, который состоит из его внешнего вида, его подачи и поступков.
Развитый личный бренд – это когда твое имя на слуху: мы называем имя человека, и в голове сразу всплывает его образ. Пример человека с уже развитым и сильным личным брендом – Михаил Лабковский. Мы прекрасно знаем, кто это: эксперт в психологии, который выпускает книги и дает консультации за большие деньги, помогает разобраться с психологическими проблемами.
В современном обществе легко определить, что является личным брендом, а что нет. Чаще всего это медийные личности: личный бренд – это некое социальное доказательство того, что человеку можно доверять как эксперту, что он один из лучших в своей области и что если купить у него какой-то продукт, то проблема решится.
Что важно для личного бренда
Первое, о чем нужно помнить при построении личного бренда – взаимосвязь между экспертом и аудиторией. Чтобы выстроить качественные отношения и правильно позиционировать себя, важно знать ответы на вопросы:
- Чем вы полезны аудитории?
- Какие запросы вы можете решить?
- Знают ли люди, что с таким запросом можно прийти именно к вам?
- Сколько человек знает, в чем вы эксперт?
- Какая у вас целевая аудитория?
Ответив на эти вопросы, мы будем хорошо понимать суть своего бренда и сможем его правильно позиционировать.
Построение личного бренда требует немало ресурсов: время, деньги, стратегия, анализ, планирование и фокус. Однако делать это необходимо. Вне зависимости от того, что происходит в мире, мы должны постоянно прокачивать свой личный бренд, чтобы личный бренд потом работал на нас.
Благодаря первоначальным вложениям приходят первые клиенты, потом их становится все больше и больше, появляется известность в нише и начинается отстройка от конкурентов. Конечно, сначала рост медленный. Потом, когда приходит известность, рост становится очень быстрым, но при этом нужно продолжать развивать и прокачивать себя как эксперта.
Пример – наши звезды эстрады: мы видим, как они постоянно развивают свой личный бренд, взаимодействуют со СМИ, ведут соцсети, показывают себя. Несмотря на то, что их узнают в кинофильмах, сериалах или на сцене, любой актер или певец ведет блог, ведет соцсети, показывает свою жизнь, общается со СМИ и рекламодателями – словом, делает так, чтобы лицо было на виду.
Для современного мира и общества характерен большой поток информации, и, если ты делаешь паузу и перестаешь проявляться, то очень быстро оказываешься на второстепенных позициях. Если нужны клиенты, выступления, продажи, партнерские отношения, если вы хотите прокачивать себя и свою компанию – всегда будьте на виду, потому что это повышает охваты, а охваты – это новые клиенты.
Из чего складывается личный бренд
Личный бренд – это медийность, индивидуальность, ценности, целевая аудитория и контент-стратегия. Разберем каждый аспект подробнее.
Медийность
Медийность – это известность, благодаря которой вас знают и признают как эксперта в той или иной области. Ваше лицо узнаваемо, ваше имя является брендом, о вас говорят и пишут, вас приглашают на выступления, на прямые эфиры, на коллаборации и интервью.
Индивидуальность
Индивидуальность – это то, как вы себя позиционируете, кем вы являетесь: внешность, тип личности, ваши ценности и все, что вы транслируете аудитории.
Ценности
По вашим ценностям вас выбирают. Если аудитории близки ваши ценности и взгляды, то вокруг собирается комьюнити людей с такими же интересами, привычками, со схожим психотипом и восприятием мира. Ваша целевая аудитория – в какой-то степени отражение вас.
Целевая аудитория
Целевая аудитория – это группа людей со схожими целями и задачами, решить которые помогают ваши продукты и ваш опыт. Именно на эту группу вы рассчитываете, когда транслируете свои идеи и говорите о ценности продукта.
Контент-стратегия
Контент-стратегия – это дорожка между экспертом и аудиторией, благодаря которой люди лучше узнают эксперта и начинают больше ему доверять. Вы помогаете своей целевой аудитории сблизиться с вами, показываете ей, кто вы и чем можете ей помочь.
Как создать личный бренд и с чего начать
Провести анализ рынка
Изучите, что есть на рынке. Если вы не школа английского языка, а просто репетитор – смотрите, какие репетиторы есть на рынке и чем они между собой отличаются. Вам нужно понять свою ценность и определить уникальность. Чтобы отделиться от конкурентов и выделиться на рынке, выберите более узкую направленность. Например, преподавать английский язык для врачей: если на рынке именно в этой нише нет специалистов, а вы в этой теме разбираетесь – это даст вам шанс быстрее выделиться среди остальных.
Проработать имидж
Ваш имидж – это часть личного бренда. Подумайте, чем вы можете выделяться. Может быть, у вас кудрявые волосы или красивые голубые глаза. Может быть, у вас есть какой-то акцент во внешности или его можно придумать. Например, появляться на встречах, на фото и видео в красном галстуке или каком-то красивом пиджаке – и через какое-то время аудитория привыкнет ассоциировать вас с этой изюминкой.
Моя аудитория привыкла видеть меня кудрявой. Если я эти кудри выпрямлю или сделаю короткую стрижку, то моя изюминка пропадет и, возможно, люди потеряются. Они привыкли меня видеть такой, какая я есть, и связывают мою прическу с моим брендом.
Создать персональный сайт
Можно создать логотип, придумать яркое название, продумать какие-то фишки, которые будут выделять именно вас и по которым люди будут вас узнавать. Например, мой бренд «Финский с Алисой» ассоциируется у людей с Финляндией, с тем, что я преподаю финский язык легко и веду YouTube-канал с интересным и познавательным контентом. Меня ассоциируют с логотипом в виде сердца, потому что я всегда транслирую мысль о том, что финский язык нужно изучать с любовью. Если я выхожу в эфиры или пишу посты, то всегда говорю о легкости и любви. Это помогает людям ассоциировать меня с этими принципами и ценностями, а также воспринимать изучение финского языка как что-то такое, что приносит радость.
Вести аккаунты в соцсетях
Очень важно не закрываться только в одной соцсети. Если вы постоянно производите контент – дублируйте его в остальные соцсети. Мы все помним, как год назад в феврале запретили использовать Instagram*. Люди начали переходить в другие соцсети – в VK, в Telegram, и те эксперты, у кого уже были развиты соцсети, испытали гораздо меньший стресс, чем те, кто публиковался только в Instagram*.
Несмотря на все санкции и ограничения, в России есть возможность хорошо продвигаться. Конечно, все зависит от целевой аудитории и от того контента, который вы хотите создавать. Если вам нравится создавать короткие видео – подойдут Instagram* и YouTube. На YouTube можно выкладывать короткие видео (shorts) до минуты, и они хорошо индексируются, можно очень быстро набрать там просмотры.
Если вы предпочитаете тексты, можете писать посты и выкладывать в Telegram-канал, там аудитория привыкла читать и хорошо воспринимает этот формат. Все зависит только от вас. Можете этот контент миксовать или переливать аудиторию между соцсетями.
Пробуйте, тестируйте гипотезы и выбирайте то, что близко вам. Главное – не сидеть на месте, пробовать и делать.
* признана экстремистской организацией в РФ