Пресловутый Trust Rank — знают и говорят о нем достаточно давно, точнее, мало что знают и строят догадки. Одно известно наверняка — поисковые системы в целом, и Яндекс в частности, используют подобные оценки сайтов. Причем для Яндекса она имеет чрезвычайно большое значение — достаточно обратить внимание на Википедию, заполнившую топы по всем мыслимым и немыслимым запросам безо всякого ссылочного ранжирования.
Прежде всего, интерес вызывает сам алгоритм расчета траста, он подразумевает наличие некоторого числа сайтов-источников, наиболее авторитетных сайтов. Эти сайты в свою очередь ссылаются на другие и передают им траст. Таким образом, траст «растекается» по Сети.
Возможен и обратный процесс, когда выделяются неблагонадежные сайты (читайте ГС). Они получают низшую оценку траста, а всем, кто на них ссылается, траст аналогично снижается. Тут заметна принципиальная разница между алгоритмами Page Rank и Trust Rank. Если первый можно было накручивать, создавая нулевые сайты, и просто перелинковывая их друг с другом, то для получения второго необходимо наличие источника траста. Естественно, получить ссылку с той же Википедии просто так невозможно — нужно как минимум иметь качественный сайт с уникальным авторским контентом. Т.е. траст может получить только заведомо качественный сайт.
Но самое интересное во всем этом то, что логика траста работает так, как должен был работать в идеале Page Rank, если бы ссылки, ставящиеся на сайтах, ставились бы ответственно. Т.е. по сути, старый добрый Page Rank отживает свое, уступая место трасту.
Пока мы наблюдаем переходный период, следствием которого является то, что ссылочное еще работает, но и траст набирает силу. По понятным причинам, подменить одно другим одномоментно невозможно — это будет катастрофой, поэтому ссылки еще работают, раскручивая маховик ссылочных бюджетов — если раньше для раскрутки нужно было сотни ссылок, то сейчас тысячи и десятки тысяч. Этот маховик привлекает все больше любителей легких денег, день и ночь строгающих трехрублевые ГС, а Яндекс занимается их планомерным отстрелом, дабы не раздувалась искусственно ссылочная масса. В условиях дефицита качественных ссылок и отсутствия от результатов использования ссылок с ГС оптимизаторы будут вынуждены все чаще задумываться о трасте и его влиянии на ранжирование. А дальше работает простая логика: «лучше сайт — больше траст». Работы по раскрутке сайта сместятся из сферы раздувания ссылочных бюджетов в сферу работы по улучшению и развитию сайта.
На ближайшее будущее можно уверенно прогнозировать планомерный рост значимости траста и постепенное ослабление влияния ссылочного ранжирования.
Расстраивает в этой ситуации только одно — рано или поздно оптимизаторы найдут управу и на траст, создадут биржи по его продаже, и все вернется на круги своя. Только вот ссылочное станет историей, как когда-то ей стал «meta keywords».