В марте 2022 года Google официально сообщил, что прекратит поддержку системы аналитики Universal Analytics. Привычная платформа для отслеживания данных перестанет существовать, и до 1 июля 2023 года пользователям следует перейти на новую версию системы – Google Analytics 4.
У многих маркетологов и владельцев бизнеса, привыкших к Universal Analytics, данное мероприятие вызвало ряд вопросов. Команда Mediacontext изучила все нюансы, с которыми связан «переезд» на GA4, и делится с вами своими наблюдениями. Зачем нужно переезжать, как это сделать, что в этом сложного и чем хороша новая система – рассказываем.
Google Analytics 4 – что это такое
На фото – интерфейс главного экрана Google Analitycs 4
GA4 – это новая версия системы аналитики Гугла, которую позиционируют как «более умную» и расширенную. Система аналитики позволяет собирать данные о пользователях вашего ресурса, чтобы на их основе оптимизировать рекламную кампанию или стратегию SEO-продвижения сайта.
До октября 2020 года ко всем сайтам по умолчанию подключалась Universal Analytics, хотя тестовая версия Google Analytics 4 функционировала уже с 2019 года. Предыдущая версия Universal перестанет обрабатывать обращения пользователей 1 июля 2023 года, а обработка уже поступивших обращений должна быть завершена до 1 октября 2023 года.
Главное отличие новой системы GA4 от предыдущей – это принцип сбора и обработки данных. Если раньше за основу брались просмотры страниц, то теперь акцент делается на событиях, то есть на действиях посетителя. Такой подход усложняет работу с аналитикой, но позволяет собирать более точные сведения. А это, в свою очередь, дает больше возможностей для оптимизации ресурса и развития бизнеса.
Почему это вызывает сложности
Потому что в новой системе используются другие метрики, соответственно, меняются разделы в интерфейсе и сам принцип работы с аналитическими данными. Продолжать работу с новой платформой по тому же принципу, что и раньше, уже не получится.
На фото – интерфейс отчета по источникам трафика
Например, в GA4 отсутствует показатель отказов, к которому привыкли пользователи Гугл Юниверсал. Строго говоря, для одностраничных сайтов и мобильных приложений он был бесполезен, так как демонстрировал по ним лишь формальные результаты. Теперь вместо него внедрили полезный показатель – Доля вовлеченности. Также появилась возможность задавать автоматические цели.
В новой системе по-другому рассчитывается длительность сеанса и время просмотра. В предыдущей версии сеанс по умолчанию считался завершенным, если пользователь не взаимодействует с сайтом в течение 30 минут. В новой системе длительность сеанса рассчитывается исходя из временного интервала между первым и последним событием на странице.
Google Analytics 4 и Universal Analytics: отличия
Помимо вышеописанных различий, существует и ряд других. Расскажем более детально обо всех нюансах.
Метод сбора данных
Итак, это первое и главное отличие новой и старой версии. В системе Google Universal сбор сведений строился вокруг Просмотра страниц, то есть учитывалось, сколько раз была просмотрена та или иная страница. За Событие принималось активное взаимодействие пользователя с сайтом: скачивание файлов, нажатие кнопки, заполнение формы обратной связи и т.д.
В GA4 сбор и обработка данных выстраивается вокруг понятия Событие. При этом Событием считается любое взаимодействие пользователя с ресурсом, и Просмотр страниц входит в это понятие. К нему также относятся скроллинг экрана, выпадающие системные ошибки сайта и так далее.
Характеристики пользователей
На фото – интерфейс отчета по демографическим данным
Система аналитики Google Analytics 4 учитывает все свойства пользователей, начиная от общих – пол, возраст, местоположение, и заканчивая техническими – с какого устройства пользователь заходил на сайт, из какого онлайн-магазина загрузил приложение и т.д. Демографические, географические и прочие показатели широко используют маркетологи при формировании рекламной стратегии.
ID пользователя
Система Google Universal связывает ID пользователя с данными о конкретном сеансе, то есть о его взаимодействии с сайтом.
В GA4 пользователи получают уникальные постоянные ID, что позволяет наблюдать активность одного и того же посетителя с разных девайсов. Если пользователь зарегистрирован и авторизован, то все события система привязывает к его личному кабинету и отслеживает в этой связке.
Если посетитель не авторизован, то включается Google Signals, и тогда активность отслеживается в привязке к Google-аккаунту. С помощью инструмента ID Device система умеет распознавать конкретное устройство, с которого пользователь чаще всего заходит на ресурс, и следит за его действиями в привязке к конкретному девайсу.
Усовершенствованная система дает более полное представление о вашей аудитории, при этом позволяя собирать сведения о ней без помощи cookies.
Прогноз покупок
Система Гугл Аналитикс 4 автоматически делит пользователей на тех, кто совершит сделку в ближайшие несколько дней, и тех, кто пока к ней не готов. Механизмы системы сами анализируют поведение посетителей и составляют прогноз на ближайшее будущее. В предыдущей версии системы такой опции не было.
Возможность прогнозирования также помогает правильно выстраивать маркетинговую стратегию и рационально расходовать рекламный бюджет.
Срок хранения данных
В системе Google Universal хранить собранные данные можно было сколько угодно времени. При желании устанавливался необходимый временной отрезок – 14 месяцев, 26 месяцев и так далее.
На фото – интерфейс управления хранением данных
В новой системе Google Analytics 4 срок хранения не превышает 14 месяцев. Но при необходимости можно экспортировать данные в BigQuery, причем делать это напрямую, без внедрения дополнительных инструментов. Это очень удобная функция, которая позволяет маркетологам хранить большие объемы информации и эффективно работать со статистикой при ведении контекстной рекламы и SEO-продвижения.
Электронная торговля
В предыдущей версии аналитики Гугла автоматически разделялись данные по стандартной электронной торговле и по расширенной. Первая показывает сведения только о совершенных денежных операциях, а вторая фиксирует весь путь клиента/потенциального клиента на сайте: что он добавил в корзину, какие изменения вносил в заказ, на каком этапе отказался от оформления сделки и т.д.
В новой версии разделения по типу электронной торговли нет. Система собирает все данные вместе, маркетолог анализирует их и делает выводы.
Как перейти на GA4
Если вы впервые подключаетесь к аналитике Гугла, то специальных действий совершать не нужно – вам по умолчанию доступна только новая версия. Если же вы ранее пользовались системой Universal Analytics, то важно знать, как правильно перейти с нее на Google Analytics 4. Поскольку переход не предусматривает автоматический перенос данных, настраивать новую систему придется заново.
Для перехода на обновленную систему нужно:
- Открыть свой аккаунт в Universal Analytics и перейти в раздел «Администратор».
- Найти опцию «Обновить до GA4» в столбце «Ресурс».
- Далее есть два пути: создать новый ресурс или привязать уже существующий.
После выполнения любого из этих действий будет установлена связь ресурса с системой GA4.
Ресурс в любом случае придется настраивать с нуля. В рамках настройки нужно сделать несколько шагов:
- Задать название ресурса, часовой пояс, валюту.
- Внести информацию о компании: отрасль, размеры, цели.
- Настроить поток данных, выбрав источник их получения.
- Добавить теги на сайт – настроить уже имеющиеся или установить новые.
- Связать GA4 с Google Ads и Google Search Console.
Далее выполняется настройка следующих параметров:
- Аудитория,
- Отслеживание конверсий,
- Права на доступ.
В GA4 есть встроенный Debug Viewer, так что проверить работу целей теперь будет проще. Чтобы воспользоваться им, нужно установить расширение Google Analytics Debugger для Chrome.
На фото – интерфейс отладки событий Debug View
Также из отличительных черт нужно отметить появление автоматических целей. Использовать их до полноценной обкатки мы не советуем.
На фото – интерфейс управления целями (теперь – событиями)
Зачем переходить на GA4
Принимая во внимание все особенности новой версии аналитики, можем выделить ее преимущества перед Universal Analytics.
Главные плюсы Google Analytics 4 заключаются в следующем:
- Данные собираются комплексно по всем платформам. Система собирает и отправляет данные как с сайта, так и с мобильного приложения, и больше не нужно использовать дополнительные инструменты для разных платформ.
- Есть возможности для более глубокого анализа. Новая версия фиксирует не только просмотры страниц, но и глубину скроллинга, поиск, клики пользователя и т.д., предоставляет расширенные статистические данные.
- Система самостоятельно генерирует прогнозы о будущих сделках. Их полезно учитывать при разработке рекламной стратегии.
Учитывая все преимущества, которые предлагает обновленная система, мы рекомендуем постепенно переходить на нее всем видам бизнеса. В первую очередь это касается проектов, которые продвигаются или планируют продвигаться на разных платформах, имеют полноформатный сайт и мобильное приложение, а также проектов, которым требуется углубленный анализ аудитории и ее поведения. Но с учетом того, что в 2023 году обслуживание Universal Analytics завершится, переход на Google Analytics 4, так или иначе, потребуется всем.
Бояться этого не нужно. Всё, что от вас требуется, – как следует изучить новую систему и внимательно подойти к настройке. В конце концов, энергозатраты на переход будут оправданы плюсами, которые она даст вашему бизнесу для успешного продвижения в интернете.