«Я мыслю, значит, я существую!»
Рене Декарт
Это статья для опытных SEO-шников и интернет-маркетологов. Тем, кто не может выговорить слово «пертинентность» (от англ.: «pertinent» — уместность, принадлежность), следует научиться это делать. Идея познакомить аудиторию SEOnews с более высоким понятием, чем релевантность пришла ко мне после того, как я побывал на защите кандидатской у моего коллеги, известного блогера
Что же такое пертинентность и чем она отличается от релевантности?
Существует множество определений релевантности. Например, ГОСТ 7.73-96 гласит: «релевантный: соответствие полученной информации информационному запросу».
Таким образом, релевантность определяется исключительно алгоритмами поиска конкретной поисковой системы.
В том же ГОСТе говорится: «пертинентность; пертинентный: соответствие полученной информации информационной потребности», то есть пертинентность определяет степень соответствия между ожиданиями пользователя и результатами поиска.
По Яндекса велению по МОЕМУ хотению...
Начнем с того, что сначала пользователю начинает чего-то хотеться: если брать коммерческие потребности, то, как сказал Владимир Долгов (руководитель «Гугл Россия»): «
Поскольку потребности человека неограниченны, то, в зависимости от своей лени (двигателя прогресса, кстати), пользователь пытается ДУМАТЬ, что бы такое «СПРОСИТЬ», чтобы удовлетворить свои материальные и нематериальные потребности. Все ли пользователи умеют эффективно общаться с машиной? Очевидно, что когда процент пользователей Интернет достигает 50% от взрослого населения (а в развитых странах еще выше), то среди этой массы очень малая доля программистов или IT-шников, которые умеют говорить с компьютером на его «языке». И распространенный на Западе (и у нас) глагол: «To google» не просто говорит «иди поищи», а именно «воспользуйся новым навыком интернет поиска»!
Human Computer Interaction (HCI)
Избушка-избушка, повернись к лесу передом, а к Ивану задом, и, немного наклонись!
Из одной современной сказки
Не все могут представить, насколько общение человека с вычислительной машиной было трудным. Вот как
С тех пор схема практически не изменилась, только теперь не пользователь учится «понимать» машину, а машина пользователя. В эпоху конкуренции чья «машинка» лучше это будет делать, ту пользователь и «купит» (сравните разницу в привлекательности устройств с сенсорным управлением и кнопочным). Также и в веб-поиске: простой пользователь, которому поисковая машина не смогла подсказать «где купить слона даром за амбаром», считает эту поисковую систему «тупой».
На этой, мною доработанной, замечательной схеме нарисованы все шаги (и внешние влияния) на человеко-машинное взаимодействие процесса интернет поиска.
Оптимизаторы и асессоры поисковых систем
А судьи кто?
Кто-то из великих.
Добившись релевантности (
Вообще говоря, релевантность может сильно отличаться от пертинентности, однако данные понятия постоянно путают при толковании до того, что понятие П. так и не прижилось (то есть осталось жить только в узкой научной среде, а также среде разработчиков поисковых систем).
Очевидно, что прочесть мысли и понять, что же ищет пользователь, который вбивает общий запрос, например «
Создать у пользователя ощущение, что поиск ему «по нраву» и призваны
Чем же пертинентность может быть полезна оптимизатору? Для более глубокого понимания задач поисковых систем! Так же, как и осознание того, что юзабилити сайта влияет на выдачу, в случае, если SEO-шник видит нерелевантную выдачу, и решает, что «яндекс совсем сдурел», то на самом деле он сделал выдачу ПЕРТИНЕНТНОЙ! Нужны примеры? Пожалуйста:
Информационная потребность пользователя: «послушать Билана, что-нибудь, что недавно крутили по радио»
Поисковый запрос: «дима билан скачать» (пользователь, исходя из своего пользовательского опыта — User Experience ведь привык ранее скачивать музыку, ведь ему было сложно послушать ее в онлайн, только немногочисленные ролики на YouTube).
Что же выдает ему Яндекс?
Релевантен ли нулевой результат? Не совсем! Ведь там нельзя скачать музыку. Удовлетворяет ли он информационную потребность пользователя «послушать здесь и сейчас Диму Билана»? Да!
Это и есть пертинентность поиска.