11 Февраля 2009 в 16:08

Пираты XXI века

1 2200
Альберт Суслов
Заместитель руководителя отдела продвижения,
VIPRO

Воровство в интернете или как защитить уникальный контент сайта. Пиратство на просторах сети или что делать, если ваш сайт ограбило контент-пиратство. Юридические и практические аспекты защиты.

Пиратство (от греч. «пейратес» — разбойник, пират), в современном международном праве грабеж или иные насильственные действия, осуществляемые с частных кораблей в международных водах либо с частных воздушных судов в воздушном пространстве над международными водами.

Правовой аспект. Пират объявлен hostis humani generis (лат.), т.е. врагом рода человеческого, и потому подлежит суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, и их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом.

В настоящее время у всех на слуху захваты морских торговых судов пиратами у берегов Сомали. Преступники без чести и совести, ради денег готовые на все.

Практически все из нас, кто имеет дело с продвижением сайтов, наверняка сталкивались с разновидностью более безобидного, но от этого не менее подлого, пиратства, когда создается новый сайт, и, дабы не утруждать себя сбором информации для него и написанием уникального контента, вебмастер просто-напросто ищет подходящую по тематике жертву на необъятных просторах WWW, нападает на нее (естественно, незаметно!) и грабит. Отбирает не деньги, драгоценности и товар — нет. Он отбирает самое дорогое, что есть у сайта — его уникальный контент. После чего со спокойной совестью размещает его на своем детище. Если сайт делался под заказ, то показывает полностью завершенную работу заказчику. Тот смотрит и радуется гладко написанному тексту, описанию товаров, услуг, фотографиям товара, безупречно соответствующим направлению деятельности компании и с гордостью показывает свой новый сайт партнерам. Все довольны. Rest and Peace.

Потенциальные заказчики! Поинтересуйтесь у вебмастера, когда будете принимать сайт, «откуда дровишки»...

Иначе, неровен час, раздастся телефонный звонок и на том конце провода человек поинтересуется, какого (опустим употребляющийся в данном случае распространенный термин) с сайта его компании вы украли весь контент (страницу, раздел, описание товара, услуги...) подчистую, и по этой причине его сайт, занимавший высокие позиции в результатах поиска, планомерно «улетел» на задворки, скажем, Яндекса. О морально-этической стороне проблемы вообще умолчим. Воров не уважают нигде.

Попытаетесь возразить, а возразить-то и нечего. Факт остается фактом — недобросовестный вебмастер «спиратил» контент с чужого сайта, а вы оказались в дурацком положении. Неприятно и несерьезно. Некоторым даже стыдно.

Для справки. Дублирование контента с вашего сайта чревато потерей достигнутых позиций в поисковой выдаче, т.к. поисковик зачастую испытывает проблемы с определением первоисточника текста и запросто может посчитать дублем именно ваш сайт. Некоторые особо шустрые мастера делают полную копию сайта своего конкурента и выкладывают в сеть. В результате часто продублированный сайт падает в поиске.

Возникает закономерный вопрос: а как же защитить свою интеллектуальную собственность — уникальный контент сайта, на написание которого было потрачено приличное количество времени и усилий специалистами компании, существуют ли какие-либо юридические механизмы защиты этого нематериального актива? Что говорит российское законодательство? Какие меры воздействия можно применить против контент-пиратов, кроме физического их уничтожения (этот вариант, конечно, возможен, но суровые 90-е прошли, и мы все-таки пойдем законным путем)?

Для начала дадим сжатое определение: плагиат — это форма подачи чужих материалов на своем интернет-ресурсе (в нашем случае) и выдача их за свои.

Ну а далее пообщаемся с компетентным и сведущим в данном вопросе специалистом. Знакомьтесь, юрист компании VIPRO Кира Волкова с комментариями законодательных моментов, регламентирующих вопросы защиты интеллектуальной собственности в сети интернет:

Разработчики четвертой части Гражданского кодекса РФ, полностью посвященной вопросам защиты интеллектуальной собственности, к интернету подошли как-то, мягко говоря, невнимательно... Нет ни то что раздела, но и даже отдельной статьи более или менее полно раскрывающей эту область. Вероятно, у законодателей возникли совершенно определенные сложности в трактовке понятий и регламентации прав. Уж слишком велики просторы интернета.

Каким конкретно объектом авторского права считать содержание сайта? Скорее всего, с юридической точки зрения, текстовое содержание сайта можно отнести к понятию «литературного произведения». Применить право по аналогии? Здесь, как обычно, и возникнут разночтения, разнотолкования и масса возможностей обойти то, о чем не сказано конкретно. А не запрещено, значит — разрешено.

Любое цитирование, пусть даже и небольшого абзаца или предложения, должно сопровождаться взятием в кавычки и указанием источника. Но ссылка с собственного сайта на сайт-конкурента, откуда взят текст — явление невозможное, поэтому пираты никаких ссылок не ставят, тем самым нарушая закон.

Но как бы ни был хорош закон, по степени воздействия на психику ничто не может сравниться с процедурой доказывания своих прав в судебном порядке. Прежде чем идти в суд, юристы посоветуют автору собрать доказательную базу. И тут пошло-поехало.

Прежде всего, необходимо доказать факт нахождения объекта спора на конкретном сайте и удостоверить факт нарушения авторских прав у нотариуса. Важно установить и администратора сайта-нарушителя, определить принадлежность интернет-домена определенному лицу. Не забыть бы и о главном: о том, что и факт своего авторства тоже бы не мешало как-то подтвердить.

Хорошо, если автор заранее побеспокоился и защитил свои интересы законными способами. Каким образом?

Можно в «подвале» сайта поставить знак копирайта, написать имя автора (правообладателя), поставить год первого опубликования и даже написать жизнеутверждающую фразу, вроде: «Любое использование материалов, их подборки, дизайна может осуществляться лишь с разрешения автора и только при наличии ссылки на ресурс». Можно пометить все самое ценное цифровыми водяными знаками и другими каким-то средствами защиты от копирования.

По закону, правообладатель может даже и не размещать всего этого на своем сайте, так как авторское право возникает уже по факту создания самого авторского произведения. Но мы сами знаем: не сделаешь ты — сделает он, коварный пират. Бывало и такое.

Итог: надеяться на «крепкое плечо» закона можно, но ненадежно. И главное, дорого!

На этой «оптимистичной» ноте оставим описание бесконечных сложностей законного способа преследования противника и сделаем очевидный вывод: бороться с интернет-пиратством будем своим руками, засучив рукава и объединившись в гильдии недовольных. В интернете, как в западном, так и в нашем, уже давно существуют целые сообщества, клеймящие позором «нарушителей границ». В какой-то степени это может оказаться действенным, если найдем время этим заниматься. Коллективное обращение авторов к провайдеру противника, владельцу хостинга, системы контекстной рекламы, которой имел несчастье воспользоваться ваш противник, может возыметь действие.... Опять же, если у вас есть время этим заниматься. И желание.

Что можно порекомендовать потенциальным заказчикам, решившим наконец создать свой интернет-сайт? Об этом нам расскажет эксперт по интернет-маркетингу компании VIPRO Александр Селиванов:

В наше время технического прогресса, когда спутники бороздят просторы Большого театра, остается еще достаточное количество неграмотных вебмастеров, которые опрометчиво недооценивают значение именно уникального контента. По причине своей некомпетентности. Заказчикам сразу порекомендую не работать с данными интернет-коллегами сомалийских разбойников и более внимательно и ответственно отнестись к выбору подрядчика. В кризис хочется сэкономить, но лучше сэкономьте на менее важных вещах, нежели чем на создании качественного и неповторимого сайта со всех сторон. Окупится, поверьте.

Итак, сайт создан, наполнен уникальнейшим контентом, весь блестит и переливается. Специально обученные люди занимаются его продвижением в поисковиках, которые высоко ценят его уникальное содержание и дают зеленый свет. И вот как только сайт становится заметным, он попадает в поле зрения не только ваших потенциальных клиентов, но и хитроумных вебмастеров, делающих, аки тать в нощи, сайты для ваших конкурентов. И сайтам этим вот-вот потребуется наполнение правильным содержанием. И чем лучше и профессиональнее написан текст на вашем сайте, тем ближе к нему трясущиеся ручонки жадных до плагиата пиратов... Что делать?

Нет, военный фрегат сопровождения нанимать не будем, пойдем более приемлемыми и менее затратными путями. Контент ваш все равно украдут, а потому спите спокойно, ибо в арсенале у нас имеется 2 пути безболезненного решения этой проблемы:

  1. регулярно и своевременно отслеживать факты плагиата и оперативно на них реагировать. Опять же, к сожалению, не заявлением в суд, а всего-навсего переписыванием украденного контента, до степени уникализации либо написание нового, уникального;
  2. связаться с владельцем сайта-плагиатора и поговорить с ним на предмет «а знаете ли вы, что...» — во многих случаях владелец сайта и не догадывается, что его вебмастер проделал данную непотребность и приказывает ему исправить ситуацию. Что, собственно, и нужно. Но таких случаев — меньшинство.

Отсутствие законных оснований, помноженных на отсутствие совести у плагиаторов в основном дают отрицательный результат, влекущий за собой применение исключительно варианта номер 1.

Возникает очередной вопрос: каким образом отслеживать появляющийся на ваш сайт плагиат?

В западном сегменте интернета, как водится, с этой проблемой столкнулись гораздо раньше нас, поэтому и разработали некоторые инструменты. Один из самых популярных, удобных и действенных — сервис copyscape.com. Достаточно ввести в форму запроса адрес проверяемой страницы сайта или текст с нее — и через несколько секунд получите полный список страниц, на которых также имеется тот же текст, что и на вашем, в том или ином количестве (некоторые воруют абзацами, но от этого легче не становится).

Остается только осуществить рерайт украденных текстов и разместить их на сайте. До следующего их возможного «спирачивания».

Если не хотите постоянно вручную мониторить страницы своего сайта на предмет плагиата — к вашим услугам платный тариф, дающий возможность автоматического сканирования заданных страниц с определенной периодичностью с уведомлением на e-mail. Это особенно актуально для интернет-СМИ или сайтов, вероятность регулярного похищения текстов с которых достаточно велика.

Существуют, конечно, и отечественные аналоги систем проверки на плагиат, но они пока, к сожалению, далеки от совершенства.

Вот в целом и все, что мы могли бы посоветовать.

И наконец, если это послужит вам утешением, плагиат — естественное следствие популярности вашего бизнеса. Воруют, значит, вы написали что-то по-настоящему стоящее. И как приятно почувствовать себя автором, чьи произведения разрывают на цитаты....


1 комментарий
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
  • SeniA
    2
    комментария
    0
    читателей
    SeniA
    больше года назад
    Последний абзац статьи... Слабое утешение!!! Ничего, кроме досады и злости, не испытываешь от того, что твою работу "спионерили"
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться

Отправьте отзыв!
X | Закрыть