Уже не первый год мы слышим, что крауд-маркетинг изжил себя. У противников крауд-ссылок масса аргументов: неоднозначность, все уже понимают, что это реклама, обман и так далее. При этом грамотные SEO-специалисты продолжают методикой активно пользоваться. Более того, число успешных кейсов, основанных на продвижении через рекомендации, у линкбилдеров стабильно растет. Очевидно, что крауд-маркетинг не просто не исчезает – для многих бизнесов (особенно малого) он остается одним из самых действенных в системе лидогенерации.
Зачем придумали крауд-ссылки?
В классическом понимании крауд-маркетинг – партизанский маркетинг, максимально нативная реклама с проставлением ссылок в гостевых постах и комментариях. Острая необходимость в нем возникла, когда поисковые системы обзавелись новейшими алгоритмами борьбы со спамом – и эффективность традиционных SEO-ссылок резко сократилась. Больше того, продвижение с помощью SEO-ссылок стало небезопасным – сайты просто исключались из результатов поисковой выдачи. Одновременно ссылочное ранжирование не отменялось, и на этом фоне крауд-маркетинг стал лучшей альтернативой SEO-ссылкам.
Что изменилось?
В последнее время на российскую сферу SEO-продвижения серьезно повлияли многие события. На территории РФ перестали функционировать некоторые инструменты продвижения. В итоге бюджеты перераспределяются: например, средства, ранее направлявшиеся на рекламу в Google и таргет, теперь вкладываются в SEO, в частности, в линкбилдинг.
Но даже на фоне новостей, касающихся ИИ и внедрения ботов в поисковые системы, как было анонсировано Bing, Google и Яндекс, принципы продвижения пока остаются прежними. Ведь технологии еще совсем «сырые», и говорить о повсеместной замене ими ручного поиска еще слишком рано. Что вероятно, так это смещение акцента с информационного на коммерческий трафик. Поэтому стоит не просто не отказываться от линкбилдинга, а, напротив, наращивать его, используя и манипулятивные техники, и качественный подход.
Что значит качественный подход?
Крауд-маркетинг – это в первую очередь грамотно составленная стратегия из комментинга на тематических сайтах, в блогах и на форумах. Туда же включается использование ссылок с разнообразных сервисов Яндекса, из каталогов и полезных ответов на сервисах «вопрос-ответ». Все это при должном подходе отлично работает на повышение позиций сайта в поисковой выдаче.
Главное правило: не продавать, а помогать. Ведь крауд-ссылки встраиваются в советы и рекомендации, помогают пользователю (читателю) сделать верный выбор, принять решение о покупке. А ведь именно это – основная задача крауд-маркетинга. В вопросе использования инструмента главное условие – откровенность, экспертность и компетентность, умение убедить в том, что комментатор разбирается в вопросе. Только тогда ссылка выглядит не как прямая реклама, а как рекомендация, которой верят. Но даже если доверия не получилось добиться, крауд-ссылка все равно выполнит важную функцию наращивания ссылочной массы.
Какие задачи возлагаются на крауд-ссылки?
Крауд-маркетинг решает следующие задачи:
- Повышение узнаваемости.
- Повышение лояльности к бренду.
- Наращивание ссылочной массы (увеличение числа естественных обратных ссылок).
- Повышение конкурентоспособности.
- Увеличение прямых продаж.
Стоит перечислить преимущества, которые дает использование этого инструмента.
В первую очередь, крауд позволяет серьезно снизить затраты на продвижение. Ведь для размещения ссылок фактически не нужен бюджет и даже посредники.
Доверие на фоне баннерной слепоты, усталости людей от навязчивой рекламы – это самый ценный ресурс для маркетолога. Здесь срабатывает эффект персонализированного опыта. Гораздо быстрее покупатель поверит «живому» отзыву, впечатлению.
Прямая и при этом очень деликатная коммуникация с потенциальными клиентами исключает восприятие информации, как прямой и надоевшей рекламы. В итоге удается обойти психологические «блоки».
Наращивание трафика по мере узнаваемости бренда играет очень важную роль и решает главные задачи крауд-маркетинга.
Для использования инструмента не обязателен даже сайт. Можно просто доносить до аудитории контактную информацию.
Еще один большой плюс крауд-маркетинга – возможность узнать потребности, страхи, боли аудитории. Причем напрямую, без домыслов и фантазии маркетологов. Где еще можно так легко, без затрат, добывать столь ценную информацию?
И, конечно, результатом работы с крауд-ссылками становится качественный лидген. Причем бизнес получает уже «теплых», квалифицированных лидов, фактически готовых к покупке.
Однако есть одна большая проблема: действительно грамотно работать с крауд-маркетингом могут немногие маркетологи.
Почему крауд-маркетинг может не работать?
Надо понимать, что есть обязательные элементы крауд-маркетинга, без которых он будет просто бесполезной тратой времени и сил.
- Отсутствие репутации на конкретной площадке. Размещать крауд-ссылку, будучи новичком на форуме – ошибка. Более того, рекомендация не должна исходить от продавца (или участники сообщества не должны знать о том, что это продавец). На примере ниже видно, что ссылка оставлена постоянным участником форума, и к такой рекомендации доверие будет наверняка.
- Общение, а не продажа. Именно этот пункт вызывает проблему у многих, кто размещает крауд-ссылки. Сообщение не должно выглядеть, как реклама, оно должно снимать возражения, рекомендовать (на собственном опыте), не более. Вы говорите для того, кто готов слушать и слышать, кому нужен совет сейчас. Ниже – удачный пример.
- Понимать то, о чем пишешь. Это показатель экспертности, вовлеченности, а не сухие скрипты. Необходимо выстраивать диалог, говорить с аудиторией на одном языке. Не обязательно демонстрировать профессионализм, но читатель должен поверить, что пишущий действительно разбирается в вопросе. Вот удачный пример.
Обратите внимание, что качественный пост, комментарий с такой ссылкой – это не два слова, а несколько предложений, в идеале – не менее 500 символов. В нем максимально полно закрывается ивент пользователя так, чтобы дополнительные вопросы даже не нужно было задавать.
Когда крауд-ссылки не работают?
Ситуация, когда бизнес обратился к подрядчику за крауд-маркетингом и не получил результата, на который рассчитывал, к сожалению, не редкость. Конечно, можно придраться к требованиям заказчика, как к завышенным, но чаще виноват именно маркетолог (либо сам владелец бизнеса, если ссылки он размещает самостоятельно). Итак, крауд-ссылки могут не работать, если:
- у подрядчика просто нет понимания о грамотной и эффективной стратегии крауда;
- нет компетенций в нише заказчика;
- банальная работа «спустя рукава», даже у подрядчика с высоким уровнем компетенций и знаний;
- нет заинтересованности – чаще всего у подрядчика, берущего слишком низкую оплату за работу, набирающего кучу заказов, дабы «отбить» свое время.
В основном из-за таких ситуаций и возникают разговоры о том, что «крауд-маркетинг умирает». Многие упорно отказываются видеть преимущества инструмента, и маркетологам приходится доказывать клиентам на деле всю его мощь. Безусловно, эффективность крауд-маркетинга определяется задачами, которые на него возложены, ведь видов этого инструмента существует несколько. Но если цели и инструментарий на 100% совпадают, крауд отлично справляется со своей задачей!