Подарки любят все: кто-то любит дарить, кто-то получать, и, конечно же, компании пользуются этим, чтобы удерживать лояльность существующих клиентов и привлекать новых. Выделиться среди конкурентов в подарочном маркетинге можно за счет индивидуального подхода, продуманной системы поощрений, ценных призов и внедрения современных технологий. О самых популярных трендах подарочного маркетинга рассказывает Илья Ефимов, генеральный директор Vpodarok.ru.
Цели и задачи подарочного маркетинга
Основная задача подарочного маркетинга – формирование базы постоянных клиентов, которые регулярно возвращаются за новыми покупками. По сути, это геймификация процесса покупки. В основе лежит игровая механика: покупай, копи баллы и получай подарки.
Игровые стимулы для участия в подарочных маркетинговых акциях:
- Социальное одобрение – например, когда часть от покупки направляется на благотворительность.
- Эффект прогресса – когда программа лояльности имеет этапы, на каждом из которых есть свое вознаграждение, а в конце участников ждет главный приз. Дойти до конца человека побуждает внутреннее ощущение незавершенности процесса. Данный метод основан на исследованиях в области поведенческой экономики.
- Социальная вовлеченность – когда мы можем пригласить в акцию своих друзей и коллег, расширить круг общения, посоревноваться и познакомиться с новыми людьми.
Вторая задача подарочного маркетинга – продвижение новых продуктов. Например, часто используется цепочка: попробуй продукт (купи), пройти опрос и получи подарок.
Как можно использовать подарочный маркетинг для продвижения своих продуктов/услуг?
Примеры акций подарочного маркетинга для стимулирования сотрудников и клиентов:
- Внутрь коробки с продуктом кладется карта оплаты мобильной связи. Для покупателя это приятный сюрприз и мотивация продолжать сотрудничество.
- На палочках от мороженого выбивается код, по которому можно зарегистрироваться на сайте бренда и в разделе «витрина подарков» выбрать себе приз.
Подарочные сертификаты
Основное преимущества использования в маркетинге подарочных сертификатов – возможность увеличения базы клиентов за счет друзей и работодателей. Действующие клиенты распространяют сертификаты, даря их своим друзьям. Работодатели дарят коллегам. Если продукт человеку понравится, он становится новым покупателем. При этом нет больших затрат на рекламу и продвижение. Подарочный сертификат – это продукт, который сам себя окупает и приводит новых клиентов.
Успешные кейсы с использованием подарочных сертификатов
- Компания поставляет в клиники медицинское оборудование и прикладывает к нему подарочные сертификаты разного номинала, в зависимости от стоимости купленного оборудования.
- Представитель табачной компании посещает точки продажи табака и договаривается с владельцами об условиях вознаграждений. Например, 50 проданных единиц продукции – это 100 баллов, которые можно обменять на подарочный сертификат. Для систематизации процесса используется «Электронная витрина вознаграждений».
Электронная витрина вознаграждений: как с ней работать
Электронная витрина вознаграждений – это удобный сервис для обмена персональных баллов, накопленных участниками по итогам бонусных программ или промоакций.
Для понимания, как это работает, приведем в пример компанию, которая продает оптом продукты или поставляет оборудование. Покупатель b2b (партнер) регистрируется в партнерской витрине, и после каждой продажи вводит туда доказательство сделки: чеки, номера накладных или специальные штрих-коды проданного оборудования. В зависимости от суммы, ему начисляются баллы в личном кабинете. Далее накопленные баллы он может обменять на подарочные сертификаты или вещественные подарки.
Часто с электронной витриной работают аптечные сети, табачные, пивные точки, магазины строительных материалов, точки продажи запчастей, кафе и рестораны, салоны красоты.
Перевод вознаграждений в цифровой формат избавляет от необходимости самостоятельно закупать подарки, доставлять, хранить, решать вопросы с налогообложением. Это удобно для небольших компаний. Разработка собственной витрины требует существенных затрат времени и средств. Проще воспользоваться готовыми IT- решениями с возможностью кастомизации под потребности бизнеса.
Настройка витрины вознаграждений – несложный процесс: достаточно прописать механику распределения подарков: кого и каким количеством баллов награждаем, – и передать документ менеджеру компании, предоставляющей данную услугу. Призом может быть электронный сертификат магазина или продукт.
Но есть один нюанс. До проведения акции необходимо определиться – кто платит налог за подарок. Здесь есть 3 варианта: налог платит сам участник акции, организатор, либо подарочная платформа при условии дальнейшей компенсации расхода.
В личном кабинете электронной витрины вознаграждений клиент может настроить каталог подарков, проводить начисления баллов участникам, видеть контактные данные и собирать свою базу, отслеживать всю статистику – кто зарегистрировался по акции, на что обменял накопленные баллы. Сами участники акции могут видеть в личных кабинетах накопленные баллы, а также воспользоваться этими баллами для получения призов.
Digital-подарочные карты
Бизнес процессы современных компаний выстроены в цифровой среде, многие сотрудники ушли на удаленку. Вещественные подарки стали менее актуальны. Поэтому сегодня популярны электронные форматы подарочных карт, когда виртуальная карта приходит на почту или смс. Особенно это актуально для сетевых магазинов, работающих по всей территории РФ. Купленная на сайте электронная карта может быть использована в любом российском городе. Это удобно и для покупателей, и для магазинов.
Внутри компании электронные карты – основной инструмент для поощрения партнеров на аутсорсе и удаленных сотрудников.
В чем преимущества электронных подарочных карт:
- Нет расходов на логистику.
- При проведении рекламной акции дают возможность собирать контакты покупателей.
- Удобно премировать сотрудников на удаленке.
- Подходит для сетевых магазинов, работающих по всей России.
Кейс: как подарочная карта поможет в сборе базы контактов
Клиент b2c купил акционную продукцию в «Пятерочке» с номером подарочной карты – зарегистрировался на сайте, чтобы получить приз, и передал в систему свои контакты. Так инициатор акции пополняет свою базу контактов.
Таким образом, сейчас главный тренд подарочного маркетинга – перевод акций в цифровую среду. При этом главные задачи: пополнение клиентской базы и продвижение новых продуктов выполнять намного легче с использованием современных технологических решений – например, электронной подарочной витрины.