Сегодня трудно представить, но на заре российского интернета поиском рулили не Яндекс и Google, а поисковые системы, название которых вряд ли кто-то сейчас вспомнит: WebCrawler, Lycos, AltaVista, а следом за ними подтянулись хотя бы отдаленно знакомые современному пользователю Aport и Rambler. Оба поисковика были созданы российскими командами в 1996 году и стартовали крайне уверенно и амбициозно. И если амбициозность Aport быстро привела к гибели поисковой системы, то история «Рамблера» оказалась более долгоиграющий.
Работа над поисковиком началась в 1994 году и завершилась 8 октября 1996 года, когда был зарегистрирован домен rambler.ru и запущен поисковик, которому предстояло стать главной поисковой машиной Рунета на протяжении нескольких лет. Название для нового сервиса выбрал сооснователь компании Дмитрий Крюков. «Рамблер», в переводе с английского «бродяга», показался идеальным названием для сервиса, работа которого как раз и основывалась на брожении робота по тогда еще не бескрайним просторам сети Интернет. Успешному старту и довольно продолжительному процветанию портала способствовал и рейтинг Рамблер топ 100, появившийся весной 1997 года. Рамблер топ 100 стал предшественником Яндекс.Каталога, в конце 90-х–начале нулевых в него стремились попасть все вебмастера и владельцы сайтов.
«Рамблер» образца 1997 г.
Изначально в качестве примера руководство компании выбрало американский поисковик Yahoo, и, по иронии судьбы, «Рамблеру» пришлось столкнуться со многими бедами, свалившимися на его «прототип».
Стремительный рост популярности «Рамблера» привел к тому, что в компании часто менялось руководство, причем у руля нередко оказывалось несколько человек с диаметрально противоположными взглядами.
Сергей Васильев, первый инвестор, председатель совета директоров «Рамблера» в 1999–2001 годах:
Сергей Лысаков, сооснователь «Рамблера», — приятный и очень ответственный человек. Поскольку мы хотели Yahoo!, он переживал, что соответствующей команды у них с Крюковым не было. Лысаков остановился на Игоре Ашманове и его разработчиках. Ашманова пригласили улучшить ряд вещей на сайте и в первую очередь — поиск. Но за год-два почти ничего сделано не было. При этом Ашманов настаивал на еще больших изменениях. У Лысакова появились встречные претензии, и в итоге уже нельзя было понять, кто прав. Они постоянно ругались. Лысаков ходил ко мне и просил уволить Ашманова, Ашманов просил уволить Лысакова. В компании была одна голова — стало две. А потом их стало три, потому что к нам присоединилась Lenta.ru и ее руководитель Антон Носик, а мы решили привлечь его в качестве еще одного руководителя в надежде, что сторонний человек все рассудит. Но это еще более усугубило ситуацию.
К тому же инвесторы в определенный момент слишком увлеклись повышением прибыли. Многочисленные эксперименты с созданием-продажей новых инструментов и отсутствие единой стратегии привели к постепенному ухудшению качества «Рамблера» как поисковика.
Соня Соколова, PR-менеджер и руководитель проектов «Рамблера» в 2001–2006 годах:
Как компания «Рамблер» пережил огромное количество покупок, и каждая следующая продажа обычно сопровождалась возгонкой аудиторных и финансовых показателей любыми способами: либо созданием, либо продажей сервисов или функциональных модулей, за счет чего демонстрируется рост прибыли или нагон трафика, либо еще что-то.
Отсутствие систематизированной работы над поисковиком привело к постепенно снижению качества поиска, а следовательно, и популярности «Рамблера». С 2007 по 2009 гг. доля «Рамблера» в поисковом миксе снизилась с 20 до 5%, а к 2011 году сократилась до 2,5%. По данным LiveInternet, в декабре 2015 года на долю «Рамблера» приходилось всего 0,4% переходов из поисковых систем.
В итоге в 2011 году «Рамблер» полностью перешел на поисковый движок Яндекса, на котором работает и сегодня.
Игорь Ашманов, директор компании «Ашманов и партнеры», в 1999–2001 годах — один из руководителей «Рамблера»:
Почему «Рамблер» упустил свое лидерство в рунете, в общем, понятно. Во-первых, если посмотреть на компании, которые процветают в интернете, в подавляющем большинстве у руля стоят основатели. Основатель обладает, так сказать, исходной магией, он понимает, как все работает и куда двигаться. В «Рамблере» основателю Диме Крюкову пришлось уйти в Stack вслед за лысаковской командой, которой он был очень верен. Во-вторых, Лысаков сразу сделал кардинальную ошибку: продал контрольный пакет людям, далеким от индустрии. Ну представьте, как менеджеры из «Рамблера» в острой ситуации роста посещаемости или конкуренции приходят к такому инвестору и просят пару-тройку миллионов долларов на железо или рекламу. Им говорят: «Надо подумать» — и откладывают на полгода-год. А в это время в «Яндексе» даже ходить ни к кому не надо, там у руля сами разработчики и основатели.
На данный момент «Рамблер» продолжает работать на движке Яндекса и выдавать аналогичные результаты по запросам. Сам же портал чувствует себя куда лучше. Команда постоянно дорабатывает новостной и почтовый сервисы, карты, системы поиска и бронирования билетов.