Для кого: эта статья предназначена для интернет-маркетологов, директоров по маркетингу и владельцев бизнеса, которые хотят сохранить достигнутые результаты по продвижению сайта при его переделке, а также для тех, кто создает сайт с нуля и хочет, чтобы сайт сразу нравился поисковикам.
О чем: в данной статье вы узнаете, кто из специалистов должен быть привлечен к созданию сайта и какие действия при этом выполнять.
Что будет, если не привлекать к переделке сайта SEO-специалиста
Эта статья наполнена болью SEO-специалистов, которые сталкивались с тем, что клиент переделал сайт. Не буду рассматривать истории с сюрпризами типа «вышел SEO-шник на работу, а на домене клиента новый сайт», хотя, как бы это смешно не звучало, подобных ситуаций полным-полно. Бывали даже случаи, что и тематика сайта уже была новой.
К сожалению, не все задумываются, что переделка сайта может серьезно отразиться на объемах привлекаемого трафика, конверсиях и, как следствие, прибыли компании.
Даже если SEO-специалист «болеет» проектом и требует «горячей линии» с разработчиком, бывает так, что узкопрофильные компании-разработчики пренебрегают рекомендациями сеошников, как правило, убеждая клиента «у нас большой опыт и все будет хорошо».
И тогда получается неприятный кейс «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали». Ниже приведен скриншот из Метрики такого «пациента», когда клиент и разработчик были глухи к советам SEO-специалиста.
В итоге – снижение количества посетителей на 60% и поисковая ненависть =(
Эта история печальна еще и тем, что клиент потратил значительную сумму на переделку сайта, надеясь повысить продажи, а по факту получилось, что бизнес попал в петлю – структура сайта не позволяла приводить столько трафика сколько было, а на внедрение SEO-требований финансов уже не осталось. Стоит отметить, что тематика сайта – одна из наиболее конкурентных, и сайт имел действительно хорошие позиции.
Столкнувшись с подобными примерами, мы разработали более десятка полноценных технических заданий для партнеров-разработчиков. Как только клиент сообщает нам о том, что сайт будет переделывать другая команда, мы сразу запрашиваем контакты проджекта. Знакомимся, дружим и отправляем всю пачку ТЗ, предварительно договорившись о тесном взаимодействии.
Вывод: если вы собираетесь переделать сайт в другой компании, предварительно договоритесь с вашими SEO-специалистами. Убедитесь, что они достаточно заинтересованы в том, чтобы полностью контролировать весь процесс разработки.
Как создать сайт, который будет успешно привлекать и конвертировать трафик из поисковых систем
Так повелось, что любой договор заключается обязательно после предоставления кейсов. Частый вопрос от клиентов: покажите сайты, которые вы разрабатывали от и до.
Вот тут и кроется основная ошибка: у каждого сайта своя цель, начиная от презентации компании или бренда и заканчивая продажами услуг или товаров.
Поскольку цели разные, то и выбор должен быть не только по визуальной составляющей. По предоставленным кейсам следует спросить: а какая конверсия у этого сайта? Сколько трафика он привлекает из поисковых систем?
Естественно, такие данные могут не предоставить, поскольку «у нас подписан договор о неразглашении». Но, как известно, «за спрос денег не берут».
Если же выбирать подрядчика исключительно по «красивости дизайна», то, скорее всего, вас ожидают трудности. SEO-специалисты изучат новый сайт и подготовят технические задания на переделку для соответствия сайта поисковым алгоритмам, что приведет к новым финансовым вложениям.
И вот тут встает вопрос: а как сделать сайт так, чтобы он сразу нравился поисковикам и пользователям?
Разработка любого сайта должна строиться на трех простых истинах:
1. «Мы» абсолютно точно знаем зачем нужен сайт (например, продажа товаров).
2. «Мы» обязательно привлекаем в команду специалистов по интернет-рекламе.
3. «Мы» исследуем топовых конкурентов.
Давайте разберемся, как применить эти принципы.
1. Целеполагание
Очевидно, что если вы создаете интернет-магазин, то его основная цель – продажа товаров. При этом стоит делать большой упор не только на красоту (удобство), но и на качественную структуру.
Поскольку для такого проекта основным источником целевых посетителей может быть трафик из поисковых систем, значит сайт в первую очередь им и должен нравиться.
В то время как при создании лендинга, цель может быть ровно аналогичной, но SEO тут работать не будет, поэтому все силы придется потратить на юзабилити.
2. Специалисты по интернет-рекламе
Именно эти люди, обладая практическим опытом, знают или могут предположить, как нужно строить сайт так, чтобы он эффективно привлекал посетителей и конвертировал их в покупателей.
3. Топовые конкуренты
Сайты ваших конкурентов, что находятся в топе поисковых систем, уже успешны. Поэтому чаще всего не стоит придумывать велосипед, достаточно проанализировать успешные ресурсы и реализовать наиболее удачные решения на своем сайте.
От теории к практике
Итак, чтобы сайт был успешен в SEO, он должен иметь качественную структуру. Именно поэтому данный этап должны реализовывать не менеджеры проекта, юзабилисты и т.п., а SEO-специалисты.
Только они смогут собрать большую семантику, правильно разбить поисковые запросы на группы, на основании чего и создать схему структуры будущего ресурса, который понравится поисковикам.
Параллельно с этим этапом в проекте должны принимать участие еще минимум два специалиста.
Маркетолог, который будет исследовать конкурентов именно с маркетинговой точки зрения. Его аналитика поможет понять, как правильно производить отстройку нашего будущего сайта от других представителей сферы.
Юзабилити-специалист, который будет анализировать удачные решения конкурентов с точки зрения удобства пользователя. Он изучит весь функционал, в том числе принципы фильтрации товаров, отображение товаров в категориях, процесс покупки и т.п., и составит список рекомендаций на тему «что должно быть на нашем сайте, чтобы он был не хуже других».
После завершения этих этапов, опираясь на собранные данные, можно переходить к прототипированию, разработке дизайна главной и внутренних страниц.
На этапе верстки в работу снова должен включиться оптимизатор. Он подготовит рекомендации по будущему коду сайта, чтобы сайт успешнее продвигался.
После завершения программирования все участники команды под веселое улюлюкание менеджера проекта разбегаются тестировать сайт и писать новые технические задания на доработку.
Итак, кто должен принимать участие в разработке:
1. SEO-специалист
2. Маркетолог агентства
3. Юзабилити-специалист
4. Дизайнеры\верстальщики\программисты
5. Менеджер проекта
6. Компетентный представитель клиента
7. Тестировщики
8. Другие специалисты (опционально)
Каким в итоге должен получится новый сайт?
1. Полностью готов к SEO-продвижению
2. Удобен для пользователей
3. Имеет корректные посадочные страницы для рекламы
4. Уже завтра будет успешно конвертировать трафик в лиды
Чек-лист для маркетолога
Если у вас есть сайт и сейчас он находится на стадии переделки, в качестве бонуса мы предлагаем небольшой список вопросов, которые должен задать маркетолог SEO-специалистам:
1. Закрыт ли технический домен от индексации?
2. Ты принимал участие в создании новой структуры сайта?
3. Ты проверил перенос счетчиков сбора статистики?
4. Ты проверил корректность верстки?
5. Ты проверил адаптивность сайта?
6. Ты проверил перенос метатегов?
7. Ты проверил перенос контента?
8. Ты составил новый robots.txt и sitemap.xml?
9. Ты написал ТЗ на работу фильтра и страниц пагинации?
10. Ты написал ТЗ на микроразметку?
11. Ты проверил корректность адресов страниц?
12. Ты проверил настройку альтернативных языковых версий сайта?
13. Ты составил карту редиректов?
Выводы: если вы создаете сайт для продажи товаров или услуг, обязательно с самого начала следует привлекать специалистов по интернет-рекламе.
Иначе вы рискуете на старте заплатить за дорогой и красивый сайт, а в последствии вложить еще немало времени и средств, чтобы научить этот сайт привлекать посетителей и успешно продавать.