Чтобы сайт был не просто визиткой, а решал задачи бизнеса, подрядчик должен эти задачи знать и учитывать. Важны оба пункта, иначе можно потерять кучу времени и денег, а на выходе получить не тот результат. Я Светлана Пушкарь, руководитель технического отдела digital-агентства «Медиасфера», и в этой статье мы разберем, как общаться с подрядчиками, что может пойти не так и какие фишки сайта стоит продумать еще до написания техзадания.
Не отмахиваться от брифинга
Одним лень бриф заполнять, другим – его читать. Поэтому многие до сих пор работают без него. Но надо понимать, что такого исполнителя мало волнует результат: его цель – просто получить оплату. Вовлеченность подрядчика в брифинг действительно важна – по качеству предлагаемых вам вопросов и их количеству можно определить квалификацию потенциального исполнителя сайта!
«Есть же техническое задание, зачем опять брифинг?!» Объясняю. Порой ТЗ совершенно не соответствует задачам бизнеса. Потому что писал его тот человек, который разбираться в этих задачах не хотел. Или не смог и поэтому просто скопировал в ТЗ базовые вещи, о которых пишут в интернете. Или задачи уже сменились с тех пор, как было написано техзадание. В общем, между ТЗ и коммерческим предложением должно произойти осмысление текущих задач бизнеса и места сайта в этих задачах. Подобная рефлексия в формате диалога между заказчиком и подрядчиком – это и есть брифинг.
Пока люди не научились читать мысли, приходится ходить на созвоны и заполнять бриф. Да, на это придется потратить время, но сделать это нужно.
Подрядчик мечты: читает мысли, визуализирует прототип сайта в воздухе, работает один за пятерых
Разберем четыре причины для заказчика выделить на бриф час-два своего времени.
Синхронизировать ожидания. Задачи часто звучат одинаково, а по факту каждый имеет в виду свой, особенный функционал. Подрядчику важно сразу на этапе переговоров вникнуть в бизнес клиента, синхронизироваться с ним. Брифинг дает разработчику сайта 100% информации:
- про ваш бизнес в целом;
- про конкретный продукт или услугу;
- про целевую аудиторию – ее поведение и привычки.
Этой информации нет в техническом задании (как правило), но она системообразующая в вопросе создания нового сайта.
Например, в голове заказчика и исполнителя возникают разные картинки при словах «поиск на сайте». Это может быть просто поиск по словам, а может – по товарам. И это разные варианты поиска, и технически они реализуются по-разному. Нужно выяснить, что именно требуется конкретному бизнесу, чтобы излишне не усложнять сайт, но сделать его удобным для клиента.
Получить экспертное мнение. Тот, кто сделал сотни сайтов, почти наверняка знает больше того, кто заказывает первый или даже второй сайт для своей компании. Подрядчик знает, на чем можно споткнуться, где получится сэкономить, а где лучше всё сделать фундаментально, с заделом на будущее развитие. В рамках брифинга хороший подрядчик может предложить поправки к ТЗ, которые заказчику просто не пришли бы в голову.
Очень часто ТЗ копируют из шаблона в интернете или собирают из разных фрагментов. А иногда разные блоки ТЗ пишут разные отделы – это кажется логичным, ведь так каждый сможет прописать функционал под себя. Но из-за этого блоки ТЗ могут противоречить друг другу. Обычно это вскрывается на этапе брифинга, а дальше уже начинается работа подрядчика – сделать так, чтобы клиент получил необходимый функционал сайта. И на этапе коммерческого предложения ему будут предложены конкретные решения – например, смена выбранной CMS на фреймворк.
Однажды мы сделали заказчику сайт интернет-магазина – всё как в договоре. Проект у нас приняли, всё работало хорошо. А потом клиент звонит и спрашивает: «А почему у нас в шапке сайта номер телефона не подменяется? Он одинаковый что в Москве, что в Питере». Ожидания заказчика не совпали с реальностью. Оказалось, что номер должен был меняться в зависимости от IP пользователя. Но на брифинге это не обсудили, в договоре не прописали, а мы, как исполнители, просто не могли сами до этого догадаться. Да и номера второго у нас банально не было.
Оценить масштаб работ. В ТЗ на сайт не указано, как работает бизнес и как должен работать сайт. Если коммерческое предложение собирали без брифинга, только по данным из ТЗ, то сайт у вас будет, но встроить его в систему продаж может не получиться. И придется всё переделывать.
Бывает, что после брифинга у заказчика и подрядчика вообще меняется горизонт видения задач. Он укрупняется! И на выходе получается классный работающий инструмент.
Подготовить коммерческое предложение. Вы получите подробный документ, который содержит:
- оценку работ в деньгах и трудозатратах по каждой части функционала сайта;
- этапы работ и взаимосвязи между ними;
- сроки предоставления работ на каждом этапе и согласования с заказчиком;
- перечень данных, которые заказчик должен предоставить подрядчику для реализации сайта.
Увы, озвучить цену и начать работу без встреч и разговоров не выйдет. Это будет обоюдная потеря времени – как заказчика, так и исполнителя. А подрядчик за правки еще и дополнительную оплату может попросить – он же сделал «современный дизайн», остальное в договоре не прописано.
В брифе рекомендую отвечать даже на самые очевидные вопросы – чтобы потом не было неприятных неожиданностей
Думаю, теперь в целом понятно, почему подрядчики обычно настаивают на брифинге. Давайте разберемся с тем, ради чего его проводят, – то есть с функционалом сайта.
Глобально сайты можно разделить на два типа: имиджевые и товарные. У каждого свои особенности разработки, возможности интеграций и функционал. Если выяснить это и зафиксировать на этапе брифа, шанс получить подходящий компании продукт вырастает в десятки раз.
Учесть особенности имиджевого сайта
При разработке имиджевого сайта подрядчику важно адаптироваться к бренду и корпоративной культуре. Имиджевый сайт должен точно отражать ценности и философию компании. И только из документов почерпнуть это невозможно. В ходе брифинга исполнитель глубже знакомится с брендом заказчика, что позволяет создать сайт, полностью соответствующий корпоративному стилю и миссии компании.
Во время брифинга также происходит оптимизация пользовательского опыта. Зная цели компании, разработчики могут создать структуру сайта и навигацию, которые направляют посетителей к целевым действиям – например, заполнение формы обратной связи или просмотр портфолио. В результате повышается вероятность достижения бизнес-целей через взаимодействие пользователей с сайтом.
Какие задачи может решать функционал имиджевого сайта:
- закрытый раздел для сотрудников – с внутренними документами, базой знаний, логотипом компании в векторе и другими полезными материалами;
- интеграция с hh.ru для раздела вакансий;
- форма для заполнения резюме прямо на сайте, без перехода на другие ресурсы;
- система рейтинга или отзывов;
- обучающий раздел для клиентов: видеоконтент о компании, продуктах;
- обновляющаяся база документов – для тех, кто участвует в тендерах;
- блок с информацией, которая нужна по закону: реквизиты компании, лицензии и т.д.;
- отраслевые требования – медицина, образование, государственный, финансовый секторы и пр.
Четкое понимание целей позволяет сосредоточить ресурсы на разработке наиболее важных функций и разделов сайта. Это поможет оптимизировать бюджет и сроки разработки, так как усилия не тратятся на второстепенные элементы. Иными словами, сэкономит время и деньги – то, что особенно важно для любого руководителя.
Проверить функционал товарного сайта
Кажется, что все товарные сайты плюс-минус одинаковые, но это ошибочное ощущение. Конечно, есть стандартный набор параметров интернет-магазина:
- корзина в верхнем правом углу;
- рядом с корзиной – связь с техподдержкой;
- сортировка по цене.
Эти пункты должны быть у всех, но их не хватит для адекватной работы. Чтобы получить сайт, который приносит пользу, нужно предусмотреть и другие функции – и для каждого клиента их набор будет отличаться.
Дополнительные функции сайта интернет-магазина:
- фильтры для товаров;
- сопутствующие товары;
- раздел «Рекомендованное»;
- выбор вариантов доставки;
- оформление возврата;
- статусы заказов;
- скидки и промокоды;
- программы лояльности и реферальные программы;
- синхронизация с 1С;
- интеграция с CMS – АМО, Битрикс и др.
В большинстве случаев часть этих пунктов будет нужна. Хотя бы для того, чтобы сделать магазин удобным для покупателей. Это будет влиять и на продажи, и на доверие к бренду, и на его репутацию.
Недостаточная детализация брифа, непонимание целевой аудитории и игнорирование заказчиком технических аспектов могут привести к печальным последствиям.
«Давайте сделаем программу лояльности», – говорит клиент. Разработчики-то сделают, но какую? Бесплатная доставка от определенной суммы или скидка на повторный заказ? В форме промокода или автоматически применяемая в корзине? Всё это разные механики – и продумать их нужно перед заказом сайта. В крайнем случае – на этапе брифинга. Дальше будет уже поздно: усовершенствовать и доработать сайт сложнее и дороже, чем заложить все функции в начале.
Слушать и говорить с подрядчиком
Самая большая ошибка – относиться к брифингу формально. Важна включенность обеих сторон: заказчик должен подробно объяснить работу бизнеса и требования к сайту, а подрядчик – задавать правильные вопросы и добиваться полной информации.
|
|
— Нам нужен личный кабинет. — Хорошо, сделаем. |
— Нам нужен личный кабинет. — Уточните, пожалуйста: 1. Что клиенты будут через него делать? 2. К чему они привыкли – что ожидают там увидеть? 3. Что будет внутри кабинета: история заказов, чеки и акты, инструкции к купленным товарам или даже связь с техподдержкой? |
Пример правильного и неправильного общения на брифинге. Правильно, когда один тезис заказчика вызывает каскад новых вопросов у исполнителя
Когда подрядчик задает вопросы, он не пытается отнять ваше время. Напротив, команда хочет сохранить время и нервы всем участникам процесса. А потому задает конкретные вопросы по функционалу и бизнес-целям сайта, выясняет всё на берегу.
Это работает и наоборот: когда заказчик говорит, что не понимает, как сделать лучше, подрядчик должен предложить решение. Лучше даже не одно. А не отправлять клиента думать или смотреть у конкурентов. С опытной командой и честным брифингом гораздо выше шанс получить на выходе продукт, который будет лучше всего решать проблемы и отвечать целям бизнеса.
На этапе презентации результата наверняка возникнут разногласия – особенно на тех этапах, на которых может быть вкусовщина, в первую очередь связанная с дизайном. Что-то придется доделать или согласиться с неидеальным решением. Это нормально. Но если и заказчик, и подрядчик ответственно подошли к брифингу, разногласия будут минимальны. И их удастся решить тем количеством доработок, что прописаны в договоре, – без доплат и траты лишнего времени.