Ну вот, настало время, когда я могу приступить непосредственно к вещанию практических аспектов продвижения в регионах Беларуси. Все основано на собственном опыте, поэтому не судите строго, главное, что это все работает.
На первый раз проанализирую ситуацию у себя под носом, в Гродно (запад Беларуси) . И первое повествование будет непосредственно касаться бизнеса в сети, в частности интернет-магазина.
В этом выпуске:
1. Развитие гродненского интернета на текущий день
2. Анализ интересов пользователей поисковых систем к услугам в Гродно и области
3. Возможности оптимизации и продвижения интернет-магазинов в Гродно
4. Некоторые способы эффективной рекламы в регионе
На сегодняшний день около 300 000 (аналитические выводы) жителей Гродненской области Беларуси пользуются интернетом (по данным последнего исследования 33% жителей областного центра используют Интернет для работы и отдыха. Цифры получены путем анализа перечисленных данных, полученных
Я провел собственное исследование интересов интернет-пользователей поисковых систем к Гродно и области. Исследование заключалось в сборе поисковых запросов с региональной привязкой в их тексте и дальнейшей ручной сортировкой по темам для графической интерпритации полученных данных. Эти самые интересы пользователей я разбил на категории, обобщив которые получил весьма занимательные цифры - они должны заинтересовать местный бизнес выйти в интернет.
Интерес к Гродно и региону характеризуется около 100 000 запросами в месяц (данные за май 2007 года), и этот показатель с каждым годом растет. Из них 60% относится к информационным запросам - это история города, новости, карты улиц, современная жизнь и т.д., т.е. интерес к информации доминирует. Порядка 9% пользователей ищут конкретные сайты, адреса которых, возможно, забыли или не знали, но представляют себе их существование.
8% обращаются в поисковые системы за информацией о туризме, отдыхе и развлечениях - начиная от простого поиска путевки, информацией о визовом режиме, заканчивая гостиницами, барами, ресторанами, клубами, в общем, в эти 8% - объединеные интересы людей, желающих отдохнуть.
Столько же - 8% - интернет-пользователей ищут в Гродно и области конкретные услуги и товары. Эти 8% являются нашими целевыми посетителями и наша цель - привести их в наш интернет-магазин для того, чтобы сделать покупателями.
6% пользователей вводят справочные запросы о Гродно и регионе - это любая конкретная информация о времени работы организаций, расписании всевозможных движений, местоположении, численности, объемах и т.д. Вместе с этой информацией их интерес распространяется на поиск работы и всего, что с этим связано.
Около 2% запросов связаны с образованием и культурой региона. 1% запросов говорит о востребованности спортивной тематики, такое же число запросов связано с событийным поиском - информация о Гродно, проскочившая в СМИ и требующая больших подробностей, которые почти всегда есть в интернете.
Конечно же, часть запросов из тем интересов "наших" пользователей поисковых систем пересекается, но вместе они покрывают практически все темы, ниши и направления, в которых может развиваться гродненский интернет-бизнес. При этом также стоит учесть, что вышеприведенные доли тематик запросов очень зависят от времени года, последних событий в стране и области и т.д. Тем не менее, у гродненцев и гостей региона имеется интерес к "продающим" темам, таким как:
• недвижимость
• авто
• работа
• туризм
• товары и услуги
• отдых и развлечения
• мобильная связь
На сегодняшний день конкуренция не только интернет-магазинов, но и вообще сайтов Гродненской области в поисковых системах невелика, поэтому, учитывая увеличивающееся количество интернет-пользователей и все возрастающий интерес к региону через поисковики (растущее совокупное число запросов, связанных с Гродно и областью, рост трафика из поисковиков на сайты региона) необходимо оптимизировать его под Гродно. Многие владельцы сайтов не уделяют этому никакого внимания, вот и получается, что сайт по продаже компакт-дисков в Гродно пытается попасть в топ выдачи по запросу "компакт диски" в том же
Сложилась такая ситуация, что общие запросы, по которым конкурируют минские магазины, уже практически не пробиваемы молодыми сайтами. Нужно грамотно занять свою нишу (именно таким путем сегодня развивается интернет) и быть специалистами именно в ней - если необходимо, то можно сделать и два сайта для кардинально отличных товаров или услуг.
Используйте в текстах на сайте информацию о местонахождении и регионе, на который рассчитан сайт (Гродно).
Создание интернет-магазина в этих условиях должно учитывать не только наполнение его товарами. Посетителям на сегодняшний день нужно предоставлять комплексную информацию, чтобы показать ему вашу авторитетность в этой и сопутствующих областях. Так, например, продавая фотоаппараты и сопутствующие аксессуары, можно предоставить информацию о всех фотоцентрах в Гродно, новости о предстоящих фотовыставках, опять же, фотоновости, история развития в Гродно фотоискусства и фото-бизнеса. Та категория людей, которые будут искать ближайший к дому фотоцентр, получат возможность узнать кое-что еще, возможно, именно он вернется в следующий раз уже за покупкой, т.к. первый раз магазин оставил его удовлетворенным в информационном плане.
Предоставляйте на сайте комплексную информацию в сочетании с информационными и справочными материалами, пересекающимися с вашим бизнесом в регионе.
Продвижение в совокупности с предоставлением справочной, уникальной и расширенной информации, связанной с продукцией магазина и т.д. - это то, что сегодня необходимо посетителям в гродненском интернете, об этом говорят и сухие цифры статистики.
Владельцы региональных интернет-магазинов часто не задумываются над продвижением своих сайтов в поисковых системах , хотя само по себе наличие интернет-магазина не гарантирует бешенный спрос на его товары. Для этого нужно хотя бы показать сайт поисковым системам, чтобы они проиндексировали его и чтобы у людей была хоть какая-то возможность вас найти. Этого можно достичь обменом ссылками с тематическими ресурсами, просто размещением "правильных" ссылок в различных каталогах и форумах либо ручным добавлением сайта в базу поисковой системы. Не будем останавливаться на этом подробно - главный вывод:
Для продвижения своего ресурса через поисковые системы как минимум дайте им возможность проиндексировать ваш сайт.
И вместе с этим еще один момент:
Качественный, уникальный контент - это полдела на пути конвертации посетителя в клиента. Позаботьтесь о том, чтобы на сайте было удобно покупать.
Содержимое сайта, при его определенной уникальности, оценят как поисковые системы - лидирующие позиции по определенным запросам ( не нужно переписывать описания товаров и общую информацию с типичных интернет-магазинов, нужно немного подумать и написать свои тексты либо нанять профессионалов), так и посетители, получившие необходимую информацию. Если товар не будет структурирован по разделам, категориям, видам, а просто будет свален на 20 страниц, то покупателем на сайте может стать только человек, остро нуждающийся в этом товаре и не имеющий другой альтернативы
Помимо вышеописанных действий, направленных на облегчение поиска вашего сайта в интернете, можно сделать упор на уникальность услуг, товаров или возможностей вашего сайта. Вот примеры, некоторые из них уже реализованы на гродненских сайтах: бронирование туров онлайн, конструктор дверей онлайн, онлайн печать фотографий, заказ такси по icq - в данной ситуации в голове откладывается качественно реализованный сервис, который на виртуальном примере говорит и о качестве услуг в реальной жизни.
Уникальные услуги всегда запоминаются потенциальными покупателями.
На рынке также присутствует этот принцип - окна за час, бесплатное компьютерное проектирование кухонь, и т.д. Этот принцип проще всего перенести в интернет в виде онлайн-конструктора комплексной услуги или модуля заказа с учетом потребностей клиента, тут потенциальный клиент сам может обслужить себя.
Cегодня можно выделить два класса интернет-магазинов. Первые играют роль дополнительных каналов сбыта, рекламных и маркетинговых инструментов для основной традиционной торговли владельца. Вторые являются для своих владельцев основным и единственным бизнесом, на котором сосредоточены все усилия. Интернет-торговля в регионах, в том числе и в Гродно, представлена именно первым типом магазинов.
Именно в этом контексте ваш основной бизнес должен рекламировать интернет-магазин, а сам сайт - ваш бизнес.
Публикуйте адрес вашего магазина во всевозможных местах: на визитках, на буклетах, на продукции, на рекламных материалах, в свою очередь, указав адрес точки продажи на сайте.
Все это в дальнейшем поспособствует легкости поиска вашего магазина в интернете, а также сформирует некоторую узнаваемость услуг бизнеса у посетителей сайта.
Первый городненский интернет-магазин (средства гигиены, кондиционеры, скутеры) ушел в небытие несколько лет назад - сказались проблемы с позиционированием, продвижением в купе с визитом налоговой и штрафом в 100 долларов, все это решило судьбу магазина. Все это происходило на фоне сырого законодательства в области интернет-торговли. Сегодня сформированы определенные правила и у каждого есть реальная возможность занять свою нишу в интернете в Гродно и регионе.
В своей основе чисто гродненских интернет-магазинов практически нет, есть минские ресурсы, которые работают с доставкой в регион. На сегодняшний день в Гродно есть всего несколько интернет-витрин. Да-да, именно интернет-витрин, т.к. в понимании интернет-обывателя эти сайты не завершают полностью цепочку выбор - заказ - доставка, для того, чтобы назвать их интернет-магазинами.
Анализ мнений гродненских интернетчиков показал, что основными покупками гродненцев в нынешних реалиях интернет-торговли являются:
книги,
компакт-диски,
электронные товары (карты экспресс-оплаты, мелкий софт и т.д.).
Такой выбор объясняется лишь отсутствием местных магазинов и возможностью получить товар на руки без проблем и долгой доставки.
На сайте пользователям, помимо удобной навигации, большого выбора, информационной поддержки товаров и тематического контента, необходимо предложить и удобный способ покупки. Для сегодняшнего интернетчика вариантов с оплатой наличными и по безналу не достаточно.
Предложите покупателям максимальное количество товаров и способов оплаты.
Каждому можно и нужно предложить максимально удобный для него способ оплаты.
Непосредственное продвижение, направленное на узнаваемость бренда, посещаемость ресурса, его популяризацию в реалиях регионального интернета, помимо оптимизации, заключается в продвижении на местных популярных сайтах.
Реклама в гродненском интернете - это важно.
На сегодняшний день в Гродненской области есть интересные ресурсы, на которых можно рекламировать свои услуги. Однако комплексного подхода к рекламе, к сожалению, не наблюдается, чаще можно увидеть 1-2 коммерческих объявления от одной компании на одном сайте, и все.
Эффективность PR-мероприятий в интернете можно оценивать путем мониторинга СМИ, форумов и блогов. Наиболее популярные газеты и журналы имеют собственные сайты, а тематических форумов на любые темы в интернете достаточно много. Среди гродненских популярных сайтов можно отметить следующие ресурсы, интересные для потенциальных рекламодателей:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Баннерная реклама: Стоимость рекламы такого типа на вышеописанных ресурсах составит до 100 у.е. в месяц. И направлена она не только на привлечение новых посетителей, но также на повышение узнаваемости и формирование лояльного отношения к бренду.
Тематические публикации, новости, обзоры: некоторые сайты размещают информационно-рекламные материалы вписывающиеся в их концепцию, но при этом содержащие часть рекламной информации. В этом случае стоимость рекламы такого типа будет ниже баннерной.
Использование форума как рекламной площадки: Гродненский форум - это самый посещаемый ресурс области, на форуме можно вступить в дисконтный клуб, предлагая свои услуги с некоторой скидкой - обсуждение товаров может подогреть интерес и других участников сайта. Также можно стать спонсором одного из разделов - эффект ощутимый.
Проведение совместных конкурсов: Например, опыт был получен
Все вышесказанное актуально в реалиях развития белорусского (общенационального) и, особенно, регионального интернета, когда владельцы сайтов делают их для галочки и имиджевой составляющей, не уделяя внимания их продвижению. В итоге не получают ожидаемого результата и разочаровываются в наличии сайта, виня разработчиков в своих неудачах. Чтобы сайт приносил прибыль, был эффективным помощником вашего бизнеса, необходимо им заниматься или, по крайней мере, доверить развитие проекта профессионалам.