Работа с поведенческими факторами: новый уровень

На правах рекламы

На поведенческие факторы SEO-отрасль обратила внимание несколько лет назад. Еще в 2011 году Илья Зябрев (G00Dman) на конференции PROOFSEO-II приоткрыл завесу над принципами ранжирования Яндекса: ссылаясь на кулуарные разговоры с Александром Садовским и неизвестные источники, он сообщил, что основное действие на выдачу оказывают поведенческие факторы. Всего их около 100, и ТОП-5 состоит только из них. Какие именно эти факторы, тогда Зябрев не сообщил.

Оптимизаторы, конечно же, обратили внимание на новый тренд и, как и в свое время со ссылками, стали активно «работать» с новыми факторами. Не все сайты могли естественным путем улучшать поведенческие, находясь далеко от первой страницы выдачи. Поэтому вполне ожидаемым было появление сервисов «накрутки» ПФ, которые с помощью специальных программ эмулировали поведение пользователей на сайте и в выдаче.

Однако такой подход не ускользнул от внимания Яндекса:

В последнее время мы видим попытки повлиять на поисковую систему путем эмуляции действий пользователей. Чаще всего это происходит с помощью программ, которые задают запросы в поисковую систему и потом переходят на определенные сайты, но известны и другие способы. Все они — обман, не имеющий ничего общего с настоящей оптимизацией сайта. Кроме того, создание подобных систем накрутки способствует развитию бот-сетей, которые могут быть использованы для DDoS-атак, распространения вредоносного ПО, рассылки спама. Мы уверены, что такие методы вредны для развития интернета. Мы считаем их поисковым спамом и предпринимаем соответствующие меры в отношении использующих их сайтов.

Такая ситуация поспособствовала еще большему ажиотажу вокруг накрутки ПФ. В том, что поведенческие факторы оказывают определенное влияние на ранжирование сайтов в поисковых системах, уже никто не сомневался. Однако вопросы, насколько сильно это влияние и можно ли накрутить ПФ с пользой для ранжирования сайта, оставались актуальными. На каждой конференции затрагивалась тема — накручивать ПФ или не стоит. Все сходились во мнении, что работать с поведенческими факторами необходимо, но естественным путем, и соответственно, как это делать малопосещаемым сайтам, никто не мог сказать.

Переход к реальным пользователям

Яндекс продолжает выказывать негативное отношение к накрутке ПФ, но интерес к сервисам, предлагающим данную услугу, остается довольно высоким.

Кирилл Вайханский, PR директор Movebo.ru:

Для нас, да и для всех способных к логическим рассуждениям людей, это однозначный сигнал, что ПФ работают, и их вес будет только усиливаться. Пост в блоге, на который ссылается объявление в Я.Директе, практически не изменился с 2011 года (кроме выделения жирным одной фразы), т.е. Яндекс даже не озаботился придумкой новой «страшилки».

Ну а попытки массово распространить эту «страшилку» говорят только о том, что в данный момент Яндекс не может разработать адекватные алгоритмы автоматизированной фильтрации накрутки ПФ. Так же очень большая проблема, в случае если Яндекс действительно начнет «наказывать» за использование накрутки ПФ, это превращение данного инструмента в средство борьбы с конкурентами. А фраза «Так же бесперспективны и попытки повлиять таким способом на позиции сайтов-конкурентов — все имеющиеся у нас данные тщательным образом анализируются, вероятность ошибок сводится к минимуму», вызывает только улыбку.

Ну и понятно, что после заявления Александра Садовского про «отмену ссылок», многие запаниковали и начали искать другие варианты продвижения. Поэтому рынок накрутки ПФ сейчас ждет взрывной рост, новые сервисы появляются как грибы, но не у всех есть соответствующий опыт и понимание ситуации, поэтому «не все сервисы одинаково полезны».

Со временем, помимо ботов и автоматического выполнения заданий, сервисы работы с поведенческими стали предлагать и ручное выполнение заданий пользователями. Но и тут не все так просто.

Для сервисов «накрутки» главная сложность заключается в том, что Яндекс научился определять эмуляцию действий и неестественное поведение на сайтах. На сегодняшний день фильтр Яндекса представляет собой три степени очистки, которые, по словам представителей поисковика, позволяют ему практически полностью избавляться от роботов: капча, предназначенная для защиты Яндекса от наплыва большого количества простых и примитивных ботов, очистка от роботов, которая в основном используется в персонализированных сервисах, и глубокая очистка, алгоритм, использующий огромное количество данных, учитывающий большое количество пользовательских распределений.

Ручное выполнение заданий, на первый взгляд, помогает создать идеальную модель поведения пользователя на сайте — максимально естественную. Но, как показывает практика, сервисы часто сталкиваются со следующей проблемой — многие пользователи открывают страницу сайта и переключаются на другую вкладку или просто открывают страницу и не выполняют ни одного действия на ней.

(презентация «Поведенческие факторы ранжирования» Кирилла Вайханского, Movebo)

Такое поведение Яндекс не очень любит, и большая часть таких действий распознается алгоритмом глубокой очистки:

(презентация «Ты, робот» Кирилла Николаева, Яндекс)

Реальные пользователи: новый этап работы

Каждый сервис самостоятельно определяет условия для максимально естественного поведения пользователя на сайте при ручном выполнении заданий. Например, в Movebo система контроля не позволяет такие ситуации, когда пользователь, зайдя на сайт, просто переходит в другое окно, либо сидит на странице и не производит никаких действий. Кроме того, обращается внимание на саму аудиторию — большая часть пользователей, которые работают в других сервисах работы с ПФ и в прочих биржах заданий, отфильтровывается. Контролировать выполнение заданий можно, используя записи выполнения заданий вплоть до движений мышкой.

Кроме того, и для ручного выполнения заданий, и для автоматического, доступны настройки, позволяющие сделать посещение пользователя на сайт максимально естественным (пример настроек сервиса Movebo):

  • Тип сайта — поведение пользователя на сайте зависит от выбранного типа ресурса. Для интернет-магазина пользователи будут больше внимания уделять страницам товаров, условиям доставки и контактам. Для информационного портала, пользователи будут посещать большее количество различных информационных страниц.
  • Тематика сайта — на сайт заходят посетители, интересовавшиеся данной тематикой ранее.
  • Распределение суточного трафика. У каждого сайта свой, индивидуальный график распределения трафика. В каких-то тематиках преобладает дневной трафик, в каких-то тематиках основная масса посещений идет в ночное время, что можно указывать в настройках.
  • Распределение недельного трафика. В разных тематиках — разное распределение трафика по будням и выходным, что также можно настроить.

Все это позволяет вывести работу с ПФ на абсолютно новый уровень.

P.S. До 4 сентября 2014 в Movebo действует скидка 40% на стоимость продвижения новых сайтов и сайтов, которые не продвигались последние три месяца. Узнать подробности акции можно здесь.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)