24 Сентября 2010 в 15:21

Региональное продвижение сайтов в Рунете

4 4584
Маргарита Иванова
Demis Group

Несмотря на кризис (а ряд аналитиков утверждают, что именно благодаря ему) рынок Интернета (и его российского сегмента — Рунета) в 2009 году вырос практически по всем измеримым показателям. Динамично развивающийся, предлагающий маркетологам массу инструментов для управления аудиторией, анализа контакта с ней и продвижения разнообразных товаров и услуг, он стал единственным медиа, продемонстрировавшим рост (+8%) в условиях рыночной нестабильности [1]. Причём немаловажным трендом 2009-го и первой половины 2010 года стало перенаправление бюджетов традиционной рекламы (ТВ, радио, пресса и т.д.) на рекламу и другие маркетинговые акции в Рунет — как в столицах, так и в регионах РФ.

Растущий рынок пока радует доступными ценами, но характеризуется обостряющейся конкуренцией. Поэтому аналитики предрекают скорый рост стоимости услуг профессиональных интернет-маркетологов — и на региональное продвижение сайтов в том числе. А без региональной привязки многие компании рискуют потерять существенную часть своей целевой аудитории.

Рунет 2009-2010 — развитие за счёт регионов

По итогам 2009 года,проникновение Интернета в нашей стране составило 37%: опыт работы в сети имеют свыше 43 млн. соотечественников, из них активных пользователей — 32 миллиона [2]. Причём доли интернет-пользователей из Москвы и Санкт-Петербурга остались примерно на том же уровне, и все 22% прироста аудитории сформировались за счёт регионов. Ожидается, что такая тенденция станет определяющей на ближайшие несколько лет — этому способствуют распространение широкополосного доступа в Интернет (ШПД), снижение стоимости доступа в сеть, а также активное развитие региональных интернет-проектов, локализация контента и т.п.

Вслед за растущей активностью пользователей растут объёмы контента в российском сегменте Интернета — всего по итогам 2009 года поисковые системы проиндексировали в Рунете свыше 8,7 млрд. веб-страниц. Со страниц с поисковыми результатами ежедневно совершается до 150 миллионов переходов, в будни поисковики Рунета обрабатывают порядка 3,3 тысяч запросов в секунду.

Вполне естественно, что доли различных поисковых систем на российском рынке неодинаковы — у каждой своя аудитория, свои особенности и даже своя география.

Так, по итогам I полугодия 2010 года, доля Яндекса на поисковом рынке российского сегмента сети составила 64,6% (+9,7% с начала года). У Google — 22% (-6%), Mail.ru — 7,3% (-27%), Rambler — 2,5%, что на 11,8% ниже, чем в декабре прошлого года [3].

Объёмы поискового маркетинга (контекстная реклама плюс поисковая оптимизация и продвижение сайтов — SEO) тоже растут: по самым консервативным оценкам в 2009 году оборот рынка составил 4,7 млрд. рублей, что почти на 50% выше показателей 2008 года [4]. На 2010 год аналитики пророчат 30%-ный рост до 6,1 млрд. рублей.

Полученные данные свидетельствуют не только о динамичном развитии рынка поискового маркетинга, но и растущей конкуренции между компаниями, проводящими рекламные кампании в сети, оптимизирующими свои сайты и желающими попасть в Топ по высокочастотным ключевым запросам. Причём региональным компаниям или фирмам, работающим вне столичного региона, без геозависимых инструментов пробиться в верхушки выдачи поисковых систем практически невозможно.

Региональные особенности поиска в Рунете

Наблюдение за интернет-активностью различных групп пользователей и результаты онлайн-опросов позволили составить приблизительный портрет аудитории различных поисковых систем.

  • Согласно полученным данным [5], Яндекс чаще всего используют пользователи-новички, причём благодаря активно развиваемым геосервисам к нему регулярно обращаются жители регионов.
  • Google менее ориентирован на геотаргетинг внутри страны и хорошо определяет только крупнейшие регионы. Им более всего пользуются в столице и крупных городах.
  • Географически ориентированных запросов в поисковой системе Mail.ruне так много, поэтому считается, что её выбирают либо жители Москвы и центрального региона, либо поиск ведётся без привязки к географии.
  • Поиском Рамблера более других пользуются люди старшей возрастной группы, с большим стажем пользования сетью. И без геозависимых инструментов они используют уточняющие запросы, поэтому данных об особой привязанности к нему жителей столицы или регионов попросту нет.

Иными словами, более других на развитие поиска в регионах оказался ориентирован Яндекс — причём это касается не только крупных городов, но и райцентров. Сейчас он показывает релевантные результаты для пользователей из 1250 городов, а с января 2010 года каждый сайт в выдаче по геозависимым запросам ассоциируется с актуальным ему регионом.

Всего, согласно отчётам поисковой системы, около 16% запросов к Яндексу — геозависимые, примерно 7% содержат название населённых пунктов [6]. Чаще всего эти запросы о погоде, работе и знакомствах, а также адресах и телефонах различных организаций.

Как показывают результаты статистики поисковых систем и онлайн-опросов пользователей, чаще всего и вне зависимости от места проживания российские пользователи запрашивают новости и информацию, связанную с личными потребностями (по 67%) [7]. На третьем месте по частоте обращений оказался поиск адреса конкретного сайта (56%). На поиск коммерческой информации (в том числе сведений о товарах и услугах, отзывов) направлено 43% обращений. Ещё 36% обращений посвящены поиску адресов и телефонов определенных компаний. Причём если свойства продуктов запрашиваются обычно вне привязки к географии, то сведения об услугах, отзывы пользователей, контактные данные уже геозависимы.

Региональное продвижение в Рунете

Акции по продвижению региональных сайтов до некоторого времени ограничивались использованием средств контекстной рекламы и продвижения посредством региональных каталогов. И по сей день в ряде поисковиков единственным способом раскрутки сайта по географическому принципу остаётся оптимизация запросов типа «ключевое слово + топоним».

Казалось бы, этого достаточно — к ключевым словам добавляются названия населённых пунктов, и данный запрос становится релевантным подобным обращениям пользователей. Однако из всех геозависимых запросов обращения с упоминанием населённого пункта составляют лишь 44%. Учитывая, что большинство пользователей достаточно ленивы (или заняты) для уточняющего запроса, организации, предусмотревшие включение геозапросов по максимуму, оказываются в выигрыше.

Компания Demis Group, более 6 лет осуществляющая продвижение сайтов на федеральном уровне и в регионах, выработала порядок формирования геозависимости ресурса, по которому его нахождение в выдаче на первых позициях в соответствующем регионе подтверждается сотнями завершённых проектов

Итак, на идентификацию поисковиком региона присутствия сайта влияют следующие факторы:

  • Доменное имя. В случае со странами СНГ имеет смысл размещать сайт в соответствующей доменной зоне (.ua, .kz, .by и др.), в регионах РФ в ход идут домены третьего уровня (.spb.ru, msk.ru и подобные).
  • Хостинг. Физическое размещение хостинга (IP сервера) иногда играет недобрую шутку с сайтами, которым не требуется географическая привязка, поэтому размещать их лучше поближе к потенциальным посетителям.
  • Ссылки с других региональных сайтов. Ссылочная база с сайтов одного региона добавляет «веса» географической привязке сайта — особенно это актуально для Яндекса.
  • Геопривязки контента: названия стран, населённых пунктов и прочих топонимов, индексы, телефонные коды (в т.ч. мобильных операторов).
  • Регистрация в каталогах. Речь идёт не только о региональных площадках, но и глобальных каталогах с указанием региона.
  • Прописывание мета-тегов — этот способ работает только в зарубежных поисковых системах.

1 Исследование рынка рекламы от Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) — http://akarussia.ru/obm_rp_09

2 Такие данные содержит ежегодный доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, опубликованный в 2010 году, http://www.slideshare.net/MEL1971/ss-4078608

3 http://www.seop.ru/se_ratings.html

4 Российский рынок Интернет-рекламы: итоги 2009 года от Newmann Bauer — http://unionlab.ru/news/novosti-otrasli/202/

5 «Ашманов и партнёры», аналитический отчёт за 2008 год, http://www.bigyalta.com.ua/story/11559

6 Поиск в интернете: региональные особенности. Лето 2010 Исследование Яндекса — http://company.yandex.ru/facts/researches/ya_regions_search_2010.xml

7 Интернет маркетинг: портрет Рунета — http://bizentropy.biz/articles/75-portret-runeta.html


4 комментария
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
  • Константин
    больше года назад
    Прописывание мета-тегов – этот способ работает только в зарубежных поисковых системах.

    Как это влияет на регион в зарубежных поисковиках? И что есть мета тег определяющий регион? расскажите
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Артем Ice
    больше года назад
    "Однако из всех геозависимых запросов обращения с упоминанием населённого пункта составляют лишь 44%"
    1. Откуда это число в 44%?
    2. Запросы с указанием региона по Вашему "геозависимы"?
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Рая
    больше года назад
    "важная вещь" не забыта в статье)
    "· Геопривязки контента: названия стран, населённых пунктов и прочих топонимов, индексы, телефонные коды (в т.ч. мобильных операторов). "
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Murketolog
    171
    комментарий
    0
    читателей
    Murketolog
    больше года назад
    Рит, забыли очень важную вещь добавить

    Итак, на идентификацию поисковиком региона присутствия сайта влияют следующие факторы:

    - наличие на страницах сайта контактов (телефонного кода города), почтового адреса (если написан город).

    Источник [5] я считаю процентов на 30% уже не актуален, тем более фраза

    "# Географически ориентированных запросов в поисковой системе Mail.ruне так много, поэтому считается, что её выбираю...
    Рит, забыли очень важную вещь добавить

    Итак, на идентификацию поисковиком региона присутствия сайта влияют следующие факторы:

    - наличие на страницах сайта контактов (телефонного кода города), почтового адреса (если написан город).

    Источник [5] я считаю процентов на 30% уже не актуален, тем более фраза

    "# Географически ориентированных запросов в поисковой системе Mail.ruне так много, поэтому считается, что её выбирают либо жители Москвы и центрального региона, либо поиск ведётся без привязки к географии. "

    учитывая что Mail.ru в 2010 поменял поиск с Яндекса на черти что и за полгода потерял где-то 25% аудитории своего поиска.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться

Отправьте отзыв!
X | Закрыть