Реклама в российской и англоязычной блогосфере в 2010-2011

Блогеры, получающие доход от монетизации своего блога, в 2010 году были более активны, чем в 2009-м. Такая ситуация наблюдается как в России, так и на Западе. За прошлый год мировая блогосфера претерпела некоторые значительные изменения, позволив выделить основные тренды на 2011 год. Исследование основано на данных портала Technorati и собственных исследованиях сервиса «Блогун».

Общие характеристики

Западные аналитики на сегодня выделяют 4 основных вида блогеров по принципу занятости в блогосфере:

  1. Блогеры-любители.
  2. Блогеры с частичной занятостью, работающие неполный день, фрилансеры.
  3. Профессиональные (корпоративные) блогеры.
  4. Блогеры-предприниматели.

Сегментация отечественной блогосферы практически полностью повторяет англоязычную, с тем отличием, что количество блогеров-любителей в России больше. Интересный тренд наблюдается на Западе — достаточно высока активность среди предпринимателей, которые составили 21% опрошенных. В России интерес к персональному блогингу среди владельцев среднего и малого бизнеса настолько низок, что составляет всего лишь десятые доли процента. Более 55% отечественных и иностранных блогеров охарактеризовали свою занятость как «полную». Половина профессиональных (корпоративных) блогеров получает подавляющую часть ежемесячного дохода непосредственно от ведения блога. В течение 2010 года в России выделилась прослойка корпоративных блогеров и коммьюнити-менеджеров.

По данным исследований, проведенных компанией «Блогун», наибольшая активность при публикации коммерческих постов приходится на полночь, постепенно снижаясь к полудню. Абсолютный минимум наблюдается в период с 17.00 до 18.00, когда многие возвращаются домой с основной работы. Блогинг, в частности коммерческий, для большинства является не основным, а дополнительным источником заработка.

В среднем англоязычный блогер имеет три блога (и нередко больше), которые ведет на протяжении двух или более лет. Практически та же ситуация наблюдается в блогосфере Рунета: среднее количество блогов, которое ведется одним пользователем — 4-5 по различным тематикам. По сравнению с 2009 годом средний показатель вырос на 1 блог.

Средний российский блогер — девушка 22 лет. Ситуация среди монетизированных блогов несколько иная. Две трети владельцев таких блогов — мужчины. Этот факт характерен как для англоязычной, так и для русскоязычной блогосферы. В части гендерного разделения Запад также отличился: за 2010 год сильно выросло число так называемых «блогеров-мам», которые на данный момент оказывают сильное влияние на формирование репутации средних брендов.

Бренды в блогосфере

42 % англоязычных блогеров утверждают, что они неравнодушны к брендам. В то время как 34 % никогда не пишут о брендовых товарах и услугах в своем блоге. Для западных блогеров важна либо репутация бренда, либо личный опыт использования товаров и услуг. Иная ситуация наблюдается в российской блогосфере. Часто блогеры пишут отзывы о товаре, не имея опыта взаимодействия с ним, основываясь только на официальных данных, предоставленных компанией-заказчиком.

Чуть больше половины англоязычных блогеров (55 %), принявших предложение рекламодателей, понимали, что такое действие подпадает под требования Федеральной Торговой Комиссии о раскрытии блогером причин положительного отзыва. 59 % из тех, кто знал о существовании такого требования, отметили, что оно никак не повлияло на их активность в блогосфере. При этом почти половина (45%) блогеров даже не знают об этом условии. Подавляющее большинство рекламы в российской блогосфере носит скрытый характер. Ввиду отсутствия законодательных основ блогер сам решает — ставить пометку о коммерческом характере публикации либо не ставить.

Мотивация блогеров

Поиск единомышленников и обмен опытом составляют основу мотивации англоязычных блогеров. 39 % корпоративных (профессиональных) блогеров утверждают, что ведут блог для публикации своих записей или для попадания в традиционные СМИ (тогда как из общего количества англоязычных блогеров к этой цели стремятся всего 19 %). 57 % блогеров-предпринимателей ведут свой блог для того чтобы привлечь новых клиентов (из общего числа блогеров ту же цель преследует всего 21 %).

Несколько иная ситуация наблюдается среди российских блогеров. 62% опрошенных назвали в качестве мотивации общение по интересам и заработок. При этом ни один отечественный блогер не преследует цели попасть в традиционные СМИ. Привлечение интереса клиентов услугам компании или к собственному бизнесу указали 12% опрошенных. Среди других причин ведения блога назывались личный интерес и самореализация (37% блогеров). Российские блогеры в большинстве своем зарабатывают на своих интересах и хобби.

Блогеры по-разному оценивают успех своих онлайн-дневников. Так, представители англоязычной блогосферы практически не придают значения количеству и качеству ссылок, доходам и рейтингам (менее 15% опрошенных). Степень собственной удовлетворенности — основной показатель успеха, его отметили практически 70% респондентов. Популярными критериями оценки являются количество уникальных посетителей и количество комментариев.

В блогосфере Рунета ситуация серьезно отличается. Большинство опрошенных блогеров среди главных критериев успеха назвали именно количество комментариев к постам. Половина блогеров оценивает успех, исходя из уровня заработка. Рейтинги, внешние ссылки и подписчики также важны для значительной части российских респондентов.

Тематика блогов

Среди англоязычных блогеров самыми популярными темами постов являются технологии и политика. Интерес западных блогеров к политике уже можно считать традиционным. Наиболее популярное направление блогинга — личные мысли. Эта категория преобладает благодаря многочисленным блогерам-любителям. Двадцати трех тем опросника в результате оказалось недостаточно — почти половина опрошенных сообщили, что ведут блог на какую-либо другую тему, не отраженную в предложенном списке.

Разделение блогов по определенным тематикам в Рунете достаточно слабое, почти 40% опрошенных блогеров пишут «обо всем», не отдавая предпочтения какой-то отдельной теме. Как правило, блогеры пишут о том, что их волнует в данных момент, не придерживаясь какой-либо логики. При этом тенденция к ограничению блогов какой-то одной темой есть. Все чаще авторы создают дополнительные блоги по причине того, что их новые увлечения зачастую не соответствуют уже имеющимся публикациям в существующих блогах. Среди тех, кто указал определенные категории, преобладает интерес к Интернету и развлечениям. Вторые по популярности — автомобили и новости.

Социальные медиа и блогосфера

Twitter

73 % англоязычных блогеров используют Twitter. В России эта цифра составляет 75%. Те, кто использует Twitter, говорят, что этот сервис помогает им продвигать блог, находить интересные ссылки, следить за новостями и событиями, и быть в курсе, о чем вообще идет общение в Сети. Большинство блогеров-предпринимателей (63 %) ответили, что используют Twitter, чтобы продавать свои услуги и продвигать бизнес.

56% блогеров, имеющих аккаунт в Twitter, привязывают его к своему блогу. Среди опрошенных русскоязычных блогеров, использующих Twitter, этот показатель равен 80%. Многие блогеры указали, что для трансляции записей создали отдельный аккаунт в Twitter, который используют помимо основного. Блогеры, использующие Twitter, отмечают, что этот сервис сегодня более эффективен в качестве инструмента для увеличения трафика личного блога, чем был год назад.

Facebook и ВКонтакте

Почти 9 из 10 (87-88 %) опрошенных блогеров используют Facebook. У большинства из них (66 %, для России — 90%) нет отдельного аккаунта, относящегося исключительно к блогу. Вместе с тем, большинство профессиональных англоязычных блогеров и блогеров-предпринимателей (62 % и 52 % соответственно) сообщили о том, что ведут отдельный Facebook-аккаунт для блога. Эти два типа блогеров используют социальные медиа, чтобы монетизировать блог теми способами, которые не применяют другие категории блогеров. Блогеры, имеющие страницу в Facebook, посвященную исключительно их блогу, называют самой распространенной причиной использования этой социальной сети продвижение своего блога (блогов). Блогеры сообщают, что эта социальная сеть стала более эффективным инструментом для увеличения трафика блога, чем была год назад.

Среди англоязычных блогеров, имеющих страничку в Facebook, 60 % никак не связывают ее со своим блогом. 50% русскоязычных блогеров также не интегрируют свои журналы со страницами Facebook/ВКонтакте. При этом блогеры отмечают, что продвижение блога на Facebook более эффективно, чем продвижение через сервис ВКонтакте.

Тренды 2010 года: планшетные компьютеры и смартфоны

Каждый четвертый блогер на Западе (24 %) общается с читателями или размещает контент с помощью различных мобильных устройств. С 2009 года общее число таких мобильных пользователей неуклонно растет. Те пользователи, которые обновляют свой блог при помощи мобильного устройства, делают это чаще, чем в прошлом году. В России рост использования мобильных устройств для размещения коммерческих постов за 2010 год вырос на 70%. Из наиболее популярных мобильных платформ в России лидируют iOS и Android. На третьем месте в России по частоте использования для коммерческого блогинга находится iPad.

Технология блогинга

Западные блогеры в целом очень хорошо знакомы с технологиями, используемыми для размещения материалов в Интернете. Только 1 % опрошенных сообщил, что не знает, каким образом был создан их блог, а 49 % указали, что они используют сторонний бесплатный хостинг.

Чаще всего платным хостингом пользуются блогеры, занятые неполный день (фрилансеры), и профессиональные (корпоративные) блогеры. Блогеры-любители чаще используют именно специализированные бесплатные блогохостинги. 10 % всех опрошенных блогеров сообщили, что самостоятельно создали блог «с нуля», используя HTML.

Wordpress.com — самый популярный блогохостинг, который используют 40 % всех респондентов, и почти половина блогеров, занятых неполный день (фрилансеров), а также блогеров-предпринимателей. Blogger.com и Blogspot.com также популярны, хотя ими пользуются в основном блогеры-любители, нежели другие категории блогеров.

Кардинально иная ситуация наблюдается в Рунете. Бессменным лидером среди блогохостингов на протяжении нескольких лет является LiveJournal. Это обусловлено двумя причинами. Первая — именно «ЖЖ» бесплатно предоставляет самые нужные и удобные инструменты для блогинга. Вторая — достаточно низкий уровень знания основ HTML среди блогеров-любителей. Вслед за ним идут индивидуальные («стэндалон») блоги на доменах второго уровня, которые используют 24% респондентов. Самая популярная платформа для создания таких отдельных блогов — Wordpress.

Монетизация

Все больше западных интернет-пользователей пытаются заработать деньги с помощью своего блога.

В ушедшем году среднегодовой доход англоязычного блогера составил 9 985 $. Даже среди блогеров-профи, полностью занятых ведением блога, общий среднегодовой доход был значительно ниже 20 000 $. Для блогеров-любителей это существенная сумма, однако для профессиональных блогеров она чрезвычайно низка. Это наглядно демонстрирует, что очень немногие из блогеров способны полноценно зарабатывать на жизнь в этой сфере.

Российские блогеры также достаточно активно монетизируют собственные блоги. За 2010 год их заработки увеличились почти на 30%. На сегодняшний день среднемесячный заработок активного блогера составляет порядка 12 000 рублей. Заработок пользователя меняется в зависимости от количества читателей, активности комментаторов, размера поста, а также вида рекламируемого товара.

Выводы

В 2010 году в блогосфере наметились несколько главных тенденций на 2011 год:

  1. Рост частоты использования социальных сетей, интеграция их с блогами. Границы между социальными сетями и блогосферой постепенно стираются. Повышается эффективность социальных сетей для продвижения блогов.
  2. Существенный рост объема мобильного блогинга. В России частота его использования возросла на 70%. 25% англоязычных блогеров постоянно используют мобильные устройства для ведения блога. Тенденция роста сохранится и в 2011 году.
  3. Увеличение доходов от блогинга.
  4. В целом, эволюция русскоязычной и англоязычной блогосфер демонстрирует нам одни и те же закономерности. Интересно, что современная диспропорция уровней развития экономики стран Востока и Запада практически не затрагивает Интернет: опросы показали, что подавляющее большинство блогеров Рунета не уступает своим англоязычным коллегам ни в активности, ни в широте диапазона интересов.

Вы также можете скачать данное исследование в формате pdf.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)