Роль цвета в оформлении сайтов

31 Мая 2016
в 09:21
3 6816
Александра Шарина
Дизайнер,
ARG.design

Одним из направлений психологии поведения является психология цвета, которая раскрывает секреты влияния различных цветов на наше восприятие и действия. Цвет обладает сильным влиянием на человеческие эмоции, установки. В мозге происходит сложный процесс, который начинается со считывания цвета глазами и в итоге вызывает колебания настроения, эмоций. Все больше исследований доказывают, что цвет зачастую играет определяющую роль в принятии решения. Например, результаты исследования С. Сингх (Satyendra Singh) показывают, что покупатель всего за 90 секунд формирует мнение о продукте, причем 62-90% этого взаимодействия определяется только цветом.

В данной статье предлагается рассмотреть роль цвета в веб-дизайне. Выбранные цветовые схемы задают направление для используемой на сайте графики, фона, заголовков, границ, кнопок, всплывающих окон. Отдельно стоит отметить выбор внешнего вида кнопки Call-To-Action, которая должна мотивировать к совершению действия во многом за счет цвета, выделяющего ее на фоне сайта. Все чаще в веб-дизайне встречаются фотографии, к которым применяются фильтры в виде цветовых наложений (цветные «линзы»), которые позволяют дополнить любое изображение эмоциональными атрибутами выбранного цвета.

Визуальное решение и выбор цвета в частности не должны подчиняться только эстетической цели. В современных условиях сайту недостаточно хорошо выглядеть, его визуальное решение должно содействовать целям самого бизнеса, а значит, мотивировать клиентов на определенное поведение. Для этого веб-дизайнеры и маркетологи используют различные походы и инструменты.

Для начала рассмотрим, почему именно сегодня вопрос о выборе цветового решения сайта особенно актуален. В последнее время все более популярными становятся яркие, насыщенные цвета. Эта тенденция распространяется на различные сферы бизнеса, в том числе и на новостные сайты, сайты промышленных компаний, для которых уже сформировались традиционные цветовые решения. Такому изменению способствуют два важных фактора: совершенствование разрешений, цветопередачи дисплеев и растущая популярность плоского дизайна. Новые технологии существенно расширили возможности в количестве используемых цветов, они же позволили проводить более глубокий и четкий анализ восприятия цвета людьми. Плоский и материальный дизайн предполагают использование ярких цветов. С популярными палитрами материального дизайна можно ознакомиться здесь (http://www.materialui.co/).

Для того, чтобы подобрать наиболее подходящую цветовую схему, дизайнеры ориентируются на психологию цвета, которая раскрывает эмоциональную, смысловую составляющую цвета, цветовой круг, показывающий отношения между различными цветами. Также во внимание принимаются существующие тренды, устоявшиеся для той или иной сферы деятельности цветовые решения. Решающим моментом является поставленная цель, специфика бизнеса и его аудитории.

Как «работают» разные цвета

Более подробно рассмотрим, как «работают» некоторые цвета, для каких ситуаций они наиболее подходят, какие имеют ограничения при использовании.

Синий цвет

Данный цвет достаточно часто используется в веб-дизайне благодаря тем эмоциям, с которыми он ассоциируется. Синий цвет выражает доверие, порядок, вызывает чувство спокойствия, безмятежности. Можно наблюдать использование этого цвета крупными компаниями, для которых важны прозрачность и доверие, например, Facebook и PayPal. Однако этот цвет имеет ограничение – его не следует использовать для сферы питания, так как в природе существует мало продуктов этого цвета, а иногда синий цвет ассоциируется с ядом.

син.jpg

Красный цвет

Этот цвет ассоциируется с опасностью, страстью, огнем, красотой, счастьем, гневом. Красный вызывает сильные чувства, в связи с чем мы можем наблюдать его частое использование в оформлении сайтов СМИ. Существует множество разнообразных оттенков этого цвета, но сложно связать определенные чувство и настроения с каким-то конкретным оттенком. Красный может быть одним из самых ярких цветов, символом счастья, но при этом и самым агрессивным цветом. Сложность в поиске грани между этими противоречивыми ассоциациями порой заставляет дизайнеров отказаться от использования этого цвета.

крас.jpg

Желтый цвет

Для данного цвета также можно выделить ассоциации, которые являются противоречивыми. С одной стороны, желтый – это цвет предупреждения, привлечения внимания. Неспроста мы можем наблюдать в окружающей среде различные предупреждающие знаки желтого цвета. Поэтому не следует использовать данный цвет в больших количествах, чтобы не вызвать излишнего беспокойства. С другой стороны, желтый ассоциируется с радостью, счастьем. Это можно объяснить тем, что желтый цвет оказывает определенное влияние на наш мозг, в результате чего наши эмоции и реакция усиливаются, и порой мы можем принять эти ощущения за радость. Также восприятие цвета связано с нашим предыдущим опытом, поэтому желтый цвет может вызывать ощущения радости в связи с ассоциациями из нашей памяти (например, некоторые люди часто радуются при виде солнца).

жел.jpg

Зеленый цвет

Зеленый – цвет природы, поэтому он идеально подойдет для оформления сайтов, посвященных экологическим, натуральным продуктам. Также зеленый цвет способен играть важную роль при призыве к действию, особенно если он выделяется на общем фоне сайта.

зел.jpg

Оранжевый цвет

Этот цвет связан с импульсивностью, энергией, активностью, конкуренцией, весельем. Наиболее часто он встречается в визуальных образах спортивных команд, детских товаров. Оранжевый цвет используется для сообщений, к которым важно привлечь внимание ввиду их актуальности и ограниченности по времени, как это делает Amazon. Однако с этим цветом стоит быть осторожным, так как в некоторых ситуациях он ассоциируется с дешевизной.

оранж2.jpg

Черный цвет

Этот же цвет, напротив, ассоциируется с люксовыми брендами, выражает элегантность, власть, роскошь. Его сочетание с другими цветами может добавить мистики. Но необходимо понимать, что для некоторых категорий продуктов обилие черного цвета может оказаться проблемой.

Белый цвет

Обильное использование белого цвета на сайте способно создать ощущение простора, свободы. Использование белого пространства является важным элементом дизайна и активно применяется в популярном плоском и материальном дизайне.

Более подробную информацию об этих цветах ищите здесь.

При выборе цвета для призыва к действию лучше сконцентрироваться на ярких цветах (первичных и вторичных), таких как красный, желтый, зеленый, оранжевый, так как для них характерны более высокие коэффициенты конверсии, чем для темных цветов.

Особенности цветового решения в зависимости от аудитории

Как уже говорилось, выбор цвета во многом зависит от аудитории. В первую очередь речь идет о разделении аудитории по гендерному признаку.

Существует стереотип о том, что большинство женщин любит розовый цвет. На самом же деле оказывается, что, несмотря на то, что розовый цвет с точки зрения психологии цвета ассоциируется с нежностью, он является любимым для незначительной части женщин. Среди нелюбимых цветов наиболее часто упоминают оранжевый, коричневый и серый. Для того, чтобы улучшить привлекательность сайта, ориентированного на женскую аудиторию, рекомендуется использовать синий, фиолетовый и зеленый цвета, так как именно их женщины упоминают среди предпочтительных.

Мужчины же не любят фиолетовый, оранжевый и коричневый цвета, которых следует избегать в оформлении сайта, ориентированного на мужскую аудиторию. Вместо них следует использовать синий, зеленый и черный цвета, которые традиционно ассоциируются с мужественностью. Об этих и других интересных фактах о цвете читайте здесь.

При выборе цветового решения помимо деления аудитории по гендерному признаку возможно и деление покупателей по свойственной им модели поведения. Например, оранжевый, черный и синий цвета с наибольшей силой привлекают покупателей, склонных к импульсивным покупкам. Подробнее можно узнать здесь.

Ограничения

Существующие теории, подходы к выбору цвета, результаты исследований или рекомендации известных дизайнеров не дают универсального решения. Успешность применения тех или иных решений в значительной степени зависит от специфики сайта и его целевой аудитории, для которых общие правила работают не всегда. В зависимости от культуры, ценностей можно наблюдать различное восприятие одних и тех же цветов. В связи с этим необходимо пробовать и проверять разные цветовые решения, чтобы понять, что является наилучшим именно для вашего пользователя. Также не стоит забывать о различиях в цветопередаче экранов, в связи с чем стоит обратить внимание на отображение вашего сайта на наиболее популярных девайсах вашей аудитории.

3 комментария
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
  • Igor Zirinski
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Igor Zirinski
    5 месяцев назад
    однажды собрались шаманы, колдуны и колористы в баню..))
    -
    1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Дмитрий
    6 месяцев назад
    Откуда такие данные, например, что мужчины не любят фиолетовый цвет?
    Давайте разберём пример на примере интернет-магазина wildberes.ru.
    Там присутствует фиолетовый цвет, который отпугивает мужчин и розовый, который любят только незначительная масса женщин.
    В общем бред получается.
    Где конкретика? Может мы говорим о каких-то конкретных элементах сайта? Или мы филосовствуем? К сожалению, мне кажется, что автор льет воду или основывается на слова какого-то дяди или тети! ...
    Откуда такие данные, например, что мужчины не любят фиолетовый цвет?
    Давайте разберём пример на примере интернет-магазина wildberes.ru.
    Там присутствует фиолетовый цвет, который отпугивает мужчин и розовый, который любят только незначительная масса женщин.
    В общем бред получается.
    Где конкретика? Может мы говорим о каких-то конкретных элементах сайта? Или мы филосовствуем? К сожалению, мне кажется, что автор льет воду или основывается на слова какого-то дяди или тети!
    Короче зря потратил время...
    -
    2
    +
    Ответить
    Поделиться
    • Александра Шарина
      1
      комментарий
      0
      читателей
      Дмитрий, в статье есть ссылки на источники данных, полученных в результате опросов и другими способами. Ссылки на исследования - нормальная практика, а не мнения «какого-то дяти или тети».
      Пример wildberries – это один из тысячей кейсов. Можно найти для каждого из приведенных цветов множество успешных и провальных сайтов онлайн-ритейлеров. А все потому, что на принятие решения о покупке влияет огромное количество факторов, таких как ценовой фактор, доверие к магазину, удобство шопинга ...
      Дмитрий, в статье есть ссылки на источники данных, полученных в результате опросов и другими способами. Ссылки на исследования - нормальная практика, а не мнения «какого-то дяти или тети».
      Пример wildberries – это один из тысячей кейсов. Можно найти для каждого из приведенных цветов множество успешных и провальных сайтов онлайн-ритейлеров. А все потому, что на принятие решения о покупке влияет огромное количество факторов, таких как ценовой фактор, доверие к магазину, удобство шопинга через интернет-магазин, риски, предыдущий опыт и т.д. (если интересно, поделюсь исследованиями по этой теме). Психология цвета – это один из этого множества факторов. Выбор такой же цветовой гаммы, как у одного из лидеров рынка, не гарантирует успеха, если структура сайта и сама работа интернет-магазина налажены плохо. При этом цвет сайта и его элементов несомненно влияют на наши эмоции, вызывают какие-то ассоциации, особенно при первом взаимодействии с сайтом, при импульсивных покупках. В статье приводятся общие характеристики цветов в соответствие с психологией цвета (это отдельное направление в психологии поведения, а не «философствование»). Вопрос о цвете конкретных элементов конкретного сайта очень спорный, т.к. существуют примеры, когда в разных интернет-магазинах одно и то же изменение приводит к разным результатам (многое зависит от специфики бизнеса, целей и аудитории).

      -
      5
      +
      Ответить
      Поделиться

Отправьте отзыв!
X | Закрыть