Начало времен
В конце 90-ых западный интернет-рынок уже переживал огромную популярность и хорошо понимал, что такое инвестиции, объемы которых продолжали раздуваться. Но в начале 2000-х перегретый рынок доткомов лопнул, наложив на интернет печать крайней венчурности на несколько лет. В советской России протаптывать дорогу в «онлайн-Эльдорадо» взялись по западному примеру. И как отмечает Игорь Ашманов (генеральный директор компании Ашманов и Партнеры) в своей книге «
A) Поиск
Исследовательские работы в этом направлении начались еще в середине 90-х., практически друг за другом появляются прототипы первых поисковых систем. В октябре 1996 года начал работу Рамблер, на стартовом этапе индекс поисковика включал всего 100 тысяч документов. Рамблер был одной из первых отечественных поисковых систем, но лидирующей, на тот момент весь русский веб индексировали также «Апорт», «Русская поисковая машина» и западная AltaVista. А индексировать на тот момент уже было что, по данным Алексея Тутубалина, в марте 1998 года в рунете почти 4 500 сайтов, для сравнения сейчас «
А к 2000 г. помимо вышеперечисленных, на рынке уже были РБК, Mail.ru, Инфоарт и Яндекс, который тогда боролся за 4-е место с Апортом. Уже скоро последний стал первым, в конце 2001-го Яндекс догнал Рамблер по аудитории, а в 2002 — перегнал и основательно закрепился на позиции лидера. История рунета могла сложиться совсем иначе, если бы в те далекие 90-ые руководство Рамблера согласилось на
Б) Контекст
Параллельно с поиском начинает развиваться его коммерческая составляющая — реклама. В марте 1998 года на Яндексе появляется первый контекстный баннер. Чуть позже к Яндексу присоединился Рамблер, начавший продавать рекламу в своем поиске. Однако сначала это были только баннеры, текстовая же контекстная реклама появится только через четыре года. На фоне инвестиционного бума появляется осознание перспективности направления.На вновь образовавшемся рынке вырисовываются игроки — в 2001 году создан Яндекс.Директ, который предлагал размещение рекламных объявлений на Яндексе. В 2002 появляется Бегун.
На Западе в тот же 2002 Google представил свою рекламную программу AdWords, а на российском рынке интернет-гигант предстал в 2005, именно тогда отечественные издатели познакомились с Google AdSense, а через год и с Google AdWords . В 2005 году Рамблеру совершенно логично захотелось приобщиться к контекстной рекламе, но изобретать велосипед старейший поисковик не стал, а сделал это с помощью акций Бегуна. Свою долю от пирога поисковой рекламы пытался заполучить каждый. Конкурентная борьба между поисковыми системами разворачиваться не только на рынке поиска. Так началась эпоха контекстной рекламы.
Дата |
Событие |
Февраль 1996 |
Демонстрация Апорта |
Октябрь 1996 г. |
Запуск Рамблера |
Сентябрь 1997г. |
Появился www.yandex.ru, |
Март 1998 г |
Продажа первого контекстного баннера на Яндексе |
1998 г |
Запуск Mail.ru |
2001 г. |
Запуск Яндекс.Директа |
2002 г. |
Появление Бегуна, |
2002 г. |
США — Google AdWords |
2005 г. |
Рамблер приобщается к контексту |
2005 г. |
Google выходит на российский рынок контекстной рекламы |
Феодальная раздробленность: княжество Google крепчает
О специфике российского интернета говорили много и достаточно подробно, так уж исторически сложилось, отечественные игроки не позволили иностранцам выхватить пальму первенства на рынке поиска и контекстной рекламы. Но коррективы все-таки внесены были. Официально Google появился в рунете в 2006 году, на тот момент у западного поисковика уже было 6% поисковых запросов россиян и по предположениям аналитиков в ближайшие два года западный поисковик сможет увеличить их до 10%.
A) Поиск
Google смог сделать это быстрей, уже в 2007 году его доля поискового трафика
Март 07 |
Октябрь 07 |
Декабрь 07 |
Март 08 |
Май 08 |
Июль 08 | |
Рамблер |
19% |
17% |
16% |
14% |
12% |
11% |
|
11% |
15% |
17% |
19% |
21% |
22% |
Яндекс |
59% |
57% |
55% |
54% |
54% |
55% |
Б) Контекст
На российский рынок контекстной рекламы Google
Но несмотря на PR-активность Google, игроков на динамичном рынке контекстной рекламы обойти оказалось сложней, нежели на рынке поиска. Так, например, летом 2006 года,
В прошлом году доля Бегуна сократилась до 20%,
Таким образом, видно, что доля Google AdWords очень мала на российском рынке. Однако с партнерской программой дела у Google обстоят куда привлекательней, здесь Google AdSense лидирует и по показам (~47%) и по страницам (~40%) о чем свидетельствуют
Все дороги ведут в Google
Из всего вышесказанного договоренность Google с Рамблер Медиа представляется вполне логичным шагом для Google. Т.к. у последнего появляется неплохой шанс выйти на лидерские позиции в рунете и на рынке поиска и на рынке контекстной рекламы.
А) Поиск
По большому счету, партнерство — это не прощальный, а отчаянный шаг Рамблера. Его доля поискового трафика неуклонно сокращалась, и, как следствие, увеличивался разрыв между Рамблером и Google, не говоря уже о Яндексе. Так как для борьбы силы были не равными, выходом стало партнерство. Теперь совокупная доля двух поисковых систем составит 33% рынка поиска, представляя в паре более серьезного конкурента для Яндекса, чем по одиночке. К тому же Google сможет разбавить свою очень молодую аудиторию более взрослой и более платежеспособной аудиторией Рамблера. Однако, совокупная доля Яндекса и Mail (64%, по данным LI на июль 2008), на котором установлен Я.поиск, говорит о том, что бороться придется долго.
Выгода Рамблера от данного партнерства невооруженным взглядом может показаться не столь очевидной. Однако компания всерьез намерена улучшить монетизацию сервисов «Рамблера» с Google-помощью. По словам Александра Ковалева, PR-директора «Рамблер Медиа», это позволит бизнесу развиваться еще стремительнее в интересах акционеров компании. «Для Рамблера это позитивное событие и важный шаг на пути к тому, чтобы предоставлять лучшие сервисы нашим пользователям, рекламодателям и партнерам и стать самой популярной точкой входа в интернет в России», — говорит Александр.
По условиям сделки, интернет-гигант «усилит своими технологиями» старейший поисковик рунета. Эта завуалированная фраза нашла разные интерпретации, т.к. новоиспеченные партнеры оказались немногословны на этот счет. Так, например, Яндекс
На столь пессимистичные настроения
Позднее об этом
Б) Контекст
Второй составляющей сделки является контекст. И опять очевидной является выгода Google. После приобретения Бегуна интернет-гигант получает доступ к его клиентской базе, а это немного-немало, а 173 000 партнерских сайтов (рекламодатели и площадки). Для Google это сулит значительное увеличение числа площадок. Еще одним жирным плюсом приобретения являются нематериальные ценности, напрямую влияющие на материальную сторону дела — это отличное знание рынка рунета и профессиональная команда Бегуна.
А вот как Google распорядится своим новым активом — вопрос, не нашедший пока официального ответа. Есть предположение, что Бегун превратиться в типичный ЦОП, что совсем недавно произошло с украинским Бигмиром, который в сфере поиска и рекламы Яндексу предпочел Google. После чего старые аккаунты рекламодателей были закрыты, а новые (по заявке) создавались уже в AdWords. Теперь это официальный продавец Google Adwords, который получает комиссию в 7% или 10% в зависимости от того, кто ее ведет. На такие мысли наталкивают и слова и слова Александра Ковалева: «Сделка позволит объединить инновационные технологии Google c успешным шестилетним опытом компании „Бегун“ по построению рекламной и дилерской сети, а также прямым продажам на российском рынке».
В
Не менее волнующий вопрос — почему компания Рамблер Медиа лишила себя столь гарантированного источника дохода, капитализация которого с каждым годом только бы увеличивалась?
В I квартале 2008 г. «Бегун» обеспечил треть консолидированной выручки Rambler — $7,5 млн. Без учета «дочки» Рамблера заработала на контекстной рекламе $3,4 млн. Однако финансовый директор Rambler Артур Акопьян
Выручка, полученная Рамблером от продажи доли собственности в Бегуне составит только $50 млн. и будет использована на дальнейшие инвестиции и приобретения, говорится в пресс-релизе Рамблера. Что бы расстаться со столь успешным бизнесом должны быть веские причины или альтернативные планы.
И здесь
По сему видно, Google медленно, но верно подминает рунет под себя. Изменившая интернет-гиганту удача на загадочном российском рынке, вовсе не расстроила, а лишь подкорректировала его планы «по захвату мира». И далеко не все этим
Дата |
Событие |
Февраль 2008 |
Google начинает тестировать выплаты через Рапиду |
Март 2008 |
Бегун становится эксклюзивным продавцом медийно-контекстной рекламы на Рамблере |
Апрель 2008 |
Рамблер Медиа продает 51% рекламного агентства Index20 агентству IMHO VI |
Апрель 2008 |
Рамблер запускает вертикальный поиск |
Май 2008 |
Приезд Сергея Брина (основатель Google) в Россию |
Июнь 2008 |
Яндекс открывает Yandex Laboratories в Силиконовой Долине |
Июнь 2008 |
Google анонсирует успешное окончание тестирования Рапиды |
Июль 2008 |
Брэд Фитцпатрик (Google) регистрируется на Одноклассниках.ру |
Июль 2008 |
Google ставит свой поиск на Бигмире, последний становится ресселером рекламы Google AdWords |
Слово участникам событий
После столь громкого события весь рунетовский люд продолжает оставаться в ожидании перемен, которые должны начаться либо после завершения сделки в сентябре, либо уже в следующем году. Сбудутся ли предсказанья Яндекса об изменении ландшафта российского интернета, будет ли он сам предпринимать попытки, способствующие этому? Какой видится новая расстановка сил в рунете? SEOnews собрал мнения независимых экспертов и непосредственных участников сделки, за исключение Google, который не стал делать таких прогнозов, оставив это аналитикам рынка.
Александр Ковалев, PR-директор компании Рамблер Медиа:
Благодаря партнерству Рамблер и Google усилят свои позиции на российском рынке интернет-рекламы. Это соглашение позитивно скажется и на сегменте интернет-рекламы в целом, так как будет способствовать развитию отрасли и предоставит большие возможности для сотрудничества.
Анна Азарова, руководитель департамента общественных связей компании Бегун:
Данная сделка изменит ландшафт рынка, так как два крупных игрока — Google и Бегун -синхронизируются и начнут действовать совместно. Планируется, что рекламодатели и рекламные агентства получат доступ к аудитории сразу двух лидирующих поисковых систем. При этом на сайтах веб-издателей будут транслироваться объявления большего количества рекламодателей, что позволит партнерам эффективнее зарабатывать на контекстной рекламе.
Таким образом, мы ожидаем, что рынку откроются новые возможности для сотрудничества и развития: ресурсы компании Google и наш локальный опыт на рынке позволят всем участникам привлекать еще больше клиентов и успешнее зарабатывать.
Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.ru:
Сделка кардинально меняет расстановку сил на рынке контекста. Теперь на нем останется, фактически, только два крупных игрока Яндекс и Google. При этом конкуренция нисколько не уменьшится, а увеличится еще больше, так как это примерные равные по силам игроки, и им придется придумывать нестандартные предложения клиентам, нестандартные методы продвижения, чтобы обойти конкурента. Логично, что при этом должен увеличиться объем отчислений партнерским площадкам. С другой стороны, новым игрокам занять какую-то долю на российском рынке контекста будет еще сложнее.
Мария Черницкая, генеральный директор агентства контекстной рекламы iContext:
Отрадно отметить, что корпорация Google проявляет такой интерес к российскому рынку контекстной рекламы. Особенно интересно следить за развитием событий потому, что Россия является одной из немногих стран, где Google не является лидером, как в поиске, так и в сегменте контекстной рекламы. Понятно, что с момента прихода на рынок Google ставил перед собой цели по его завоеванию. Покупка Бегуна — один из шагов в этом направлении. Очевидно, в ближайшее время конкуренция между двумя игроками обострится.
Прекрасное ли далеко?
В целом большинство экспертов уверено, что ландшафт рунета изменится, расстановка сил ведущих игроков подкорректируется, на рынке должны появиться новые возможности.Можно произносить торжественные и скорбные речи о гибели старейшей поисковой системы, о засилии западных игроков и вытеснении отечественных технологий. Но давайте посмотрим на это с позиций реальной рыночной конкуренции. Очевидно, что когда на глазах вырастает оппозиция сильному игроку, конкуренция становится сильнейшим фактором, стимулирующим всестороннее развитие.Кто проиграл от свершившейся сделки? Яндекс? Рамблер? Вы лично?
Если вы веб-издатель, то конкурентные усилия Яндекса и Google явно пойдут вам на пользу. Во-первых, они будут предлагать наперебой более выгодные условия. Во-вторых, можно будет транслировать объявления большего количества рекламодателей.
С точки зрения спроса на продвижение со временем могут произойти приятные изменения и для SEOшников. Во-первых, можно будет более настойчиво предлагать клиентам оптимизацию под русский Google. И, соответственно, просить за это большие бюджеты.
Пока не знают, что радоваться ли им или грустить, рунетовские рекламодатели — перспективы дальнейшей работы Бегуна остаются туманными, впереди долгие месяцы ожиданий пока станет понятно, что конкретно Google будет менять в своем новом приобретении.
Но кто уж точно ничего не потерял — это пользователи. Яндекс будет изо всех сил бороться за удержание своих позиций, а значит, совершенствовать поиск. Какая-то часть аудитории лучше познакомится с Google и познает его прелести. А раз уж все участники рынка (поисковики в особенности) так трепетно относятся к пользователям, давайте и мы не будем бегать с бубном и патриотическими возгласами вокруг да около свершившейся сделки века, а посмотрим на все это с долей здорового рыночного практицизма.
* Подробнее о том, кто и когда был акционером Бегуна, читайте в досье компании Бегун