С 5 мая вступила в силу политика Google, направленная на борьбу со «злоупотреблением репутацией сайта» (Site Reputation Abuse). Под злоупотреблением репутацией поисковик понимает размещение на сайте сторонних страниц «без контроля или участия владельца сайта».
Цель такого действия – манипуляция позициями в результатах поиска и использование в своих интересах факторов ранжирования сайта. К такому контенту относятся спонсорские, рекламные, партнерские и другие сторонние страницы, которые обычно не соответствуют основной цели сайта или создаются без контроля или участия его владельца, а также не представляют практически никакой ценности для пользователей, – говорится в Справке Google.
В мае от этого апдейта уже пострадали авторитетные западные ресурсы, среди которых CNN, USA Today, LA Times, Fortune, Daily Mail. В их отношении Google применил ручные санкции.
В будущем поисковик планирует бороться со «злоупотреблением репутацией» алгоритмически, но пока этот компонент не работает.
Как обстоят дела в России, грозят ли российским ресурсам в ближайшее время санкции за «злоупотребление репутацией»? SEOnews собрал мнение экспертов по поводу новой антиспам-политики.
Google начал накладывать ручные санкции на западные ресурсы за «злоупотребление репутацией сайта». А как дела в России? Замечали ли вы изменения в выдаче/приходили ли уведомления о подобных санкциях вашим клиентам?
У нас есть доступ в Google Search Console для 200+ сайтов, которые работают в России. Количество трафика – от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч в месяц. Пока мы не замечали подобных ограничений в Search Console в разделе «Проблемы безопасности и меры, принятые вручную».
Мы также не наблюдали падения конкурентов, которые теоретически могут попасть под фильтр. Например, boxberry.ru продает купоны UBER на странице https://boxberry.ru/promokod/shop/uber/. URL-адрес успешно ранжируется в поиске.
В своих комментариях по обновлению западные SEO-специалисты приводят примеры ручных наложений санкций на сайты крупных мировых компаний, например, телеканал CNN. Маловероятно, что ручные ограничения будут накладываться на российские ресурсы.
Мы регулярно мониторим все тематики, тут вопрос сугубо в том, как определить, что сайт выпал именно из-за злоупотребления репутацией домена, а не по другой причине?
1. Если говорить о тематике создания и продвижения сайтов, то тут близкая ситуация с сайтом vc.ru, который потерял ряд позиций 9-11 мая, и как раз близок к тому, что называется «паразитное SEO». Многие компании пишут туда свои статьи из-за высокой репутации самого сайта и хорошего их ранжирования в дальнейшем.
Но Google так же чистит выдачу и по другим факторам – E-E-A-T и накрутка ПФ. На скриншоте сайты, которые потеряли видимость за квартал и по этим причинам в Google (Москва).
2. В медицине (аптеки) не похоже, что какие-то сайты стали жертвами именно этого обновления, скорее, интересный пересчет хостовых факторов в середине марта и начале мая 2024. Хотя проект «stolichki.ru» потерял значимую долю трафика именно в начале мая. На графике – видимость в Google в Москве.
3. В других тематиках не похоже, что из-за этой причины выпадали бы сайты целиком. Скорее, речь идет о пересмотре хостовых факторов ранжирования в Core Update с начала-середины марта, что согласуется с датами апдейтов.
Но речь тут не про ручные санкции за «злоупотребление репутацией сайта».
Исходя из информации, какой я владею, санкции – выборочные. В первую очередь они касаются достаточно крупных сайтов, которые много лет размещали платные статьи со ссылками по тематикам, связанным с аффилиат-маркетингом, особенно с гемблингом.
Пока основную информацию о подобных санкциях видел в источниках, говорящих только о примере западных ресурсов. Примеров крупных сайтов в зоне ru, получивших аналогичное предупреждение, еще не встречал.
При этом вполне возможно, что механизм, работающий сейчас для западных сайтов в виде ручных санкций, может быть раскатан на Рунет и начнет работать автоматически.
Google дает довольно размытое понятие того, что считать «злоупотреблением репутацией сайта». На ваш взгляд, какие сайты в первую очередь под угрозой?
Санкции грозят крупным сайтам, которые в промышленных масштабах размещают статьи по ссылкам для тематик, связанных с партнерским маркетингом, со слабым или отсутствующим вмешательством в материалы публикуемых статей.
Мы работаем с доменами, на которые «могут» наложить подобные ручные санкции. Примеры – сайты провайдеров мобильного интернета, которые создают разделы для привлечения трафика от большой тройки («подключить интернет Мегафон», «интернет Билайн», «интернет от МТС» и т.д.).
Алгоритм частично похож на ручной фильтр Яндекс «Мимикрия» (выпущен в августе 2022 г). В случае с российским поисковиком бан накладывается на весь домен, когда большое число страниц или весь сайт «мимикриует» под известный бренд. Именно в тематике «мобильного интернета» мы впервые столкнулись с «Мимикрией» и научились снимать ограничения.
Предполагается, что при наложении «Site Reputation Abuse» страдает не весь домен, а отдельные разделы. Пример с тематикой «подключения мобильного интернета» хорошо показывает, на кого могут быть наложены подобные санкции. Это же относится и к банковской сфере, где финансовые агрегаторы выкладывают информацию о продуктах сторонних банков на своих страницах.
«Site Reputation Abuse» является логичным дополнением алгоритма «Helpful Content Update» (выпущен в конце 2022 года). Google стал пессимизировать сайты, где большее число страниц создаются исключительно для привлечения трафика (в принципе, он делает это последние 20 лет). Если у вас траст домена сопоставим с CNN, то любую спамную страницу можно быстро вывести в ТОП. От этого пострадают пользователи, они же привыкли доверять CNN. Именно для предотвращения этой ситуации Google и запустил «Site Reputation Abuse».
Речь о «паразитном SEO». Это рекламные или партнерские страницы, которые обычно не связаны явно с основной задачей сайта, а находятся как бы «сбоку». Создаются, без контроля качества со стороны владельцев или после небольшой проверки.
Примеры:
- Скажем, берем авторитетный сайт sports.ru и размещаем на нем обзор спортивных БАДов, который «проплачен» одной из компаний-производителей. Страница получает хорошие позиции по запросам вида [лучшие бады для спортсменов]. Повторяем «фокус» много-много раз и вот мы уже находимся в зоне риска.
- Поддомен или раздел с купонами и скидками, который размещен на авторитетном сайте и содержимое которого не контролируется или почти не контролируется владельцами самого сайта. Цель? Заработок по CPA-модели.
Примеры в рунете:
https://promokod.pikabu.ru/, https://promo.habr.com/, https://www.kp.ru/promokod/ и другие.
Google считает, что такие страницы и разделы не несут большой ценности для пользователей и «хакают систему». Ай-ай-ай, получайте те, кто хочет обмануть большого брата!
Можно ориентироваться на примеры из официальной документации. Наиболее показателен, на мой взгляд, пример медицинского сайта, на котором размещаются статьи о «лучших казино». Подобные публикации нацелены на получение дополнительного веса за счет высокого доверия поисковика к сайту-донору.
По аналогии, для владельцев сайтов разной тематики может оказаться рискованным публиковать на своих ресурсах кросс-материалы для обмена аудиторией между площадками.
Какие рекомендации вы можете дать, чтобы не попасть под санкции за «злоупотребление репутацией»?
В связи с выходом «Site Reputation Abuse» мы рекомендуем для российских специалистов, работающих с крупными сайтами:
- Регулярно проверять Google Search Console.
- Выделить страницы, которые содержат в метаданных и тексте упоминания мировых брендов.
- Если они не нужны владельцам сайта или пользователю (какой-то справочник) – удалить их.
- Если нужно их оставить, разместите информацию (лицензии, документы и т.д.), которые подтверждают ваши отношения с брендом.
На наш взгляд, 99% российских SEO-специалистов никак не заметят выход нового алгоритма.
Я бы предложил следующее:
- Смотреть, чтобы размещаемые материалы на сайте соответствовали тематике всего сайта или отдельных его разделов.
- Чтобы материалы соответствовали редакторской политике сайта, и вносились правки редактором при необходимости.
- То есть в целом, публикация должна быть максимально естественной и логичной, уместной с точки зрения конкретного сайта, где она публикуется.
Тут очевидно – не размещать на своем авторитетном сайте что-то, что вы не контролируете и что размещается только с целью хорошего ранжирования за счет хостовых факторов (авторитет сайта). Яркие примеры:
- Поддомены с купонами, промокодами, …
- Разделы с авиабилетами, которые созданы только для дополнительной монетизации по CPA-модели.
- Оплаченные обзоры и рейтинги, которые написаны заинтересованным автором.
Если у вас много таких страниц, Google призывает деиндексировать их (запрещать к индексации).
Так как сейчас применяются только ручные санкции, то это больше похоже на публичный пример того «как должно быть». Ролевая модель «правильного поведения сайта», если у тебя в руках большая власть = авторитет домена.
При работе с собственными площадками или линкбилдинге необходимо внимательно относиться к подбору потенциальных доноров/акцепторов по нише и тематике и регулярно контролировать их показатели. Если возникает риск получения санкций, отказываться от размещения рискованного нетематичного контента или менять площадки для ссылок на свои проекты.
Заключение
На текущий момент санкции за «злоупотребление репутацией сайта» не затрагивают российские ресурсы. Но есть высокая вероятность, что уже скоро ситуация изменится.
Google давно ведет борьбу со спамом и манипуляциями в выдаче. А значит, поисковик продолжит выкатывать новые решения, направленные на обнаружение контента, который нарушает правила Google Поиска.