Сайт не может сохранять одни те же позиции вечно – на это влияет множество факторов. Иногда они связаны с естественными колебаниями, а иногда с серьезными техническими проблемами ресурса или активностью конкурентов. Потерять трафик могут даже самые оптимизированные страницы.
Руководитель группы сопровождения клиентов Rookee Сергей Секенов рассказал о возможных причинах, почему сайт потерял позиции или пропал из выдачи и как это можно исправить.
Резкое снижение позиций в выдаче
В этом случае ресурс практически мгновенно выпадает из первых двух страниц Яндекс и Google или и вовсе попадает на страницу 100. Чаще всего это происходит по следующим причинам:
Технические неисправности сайта
Если сайт резко вышел из ТОП-10 в нескольких поисковиках – вероятнее всего, проблема техническая. Причина может быть во внутренней перелинковке, удалении части контента, дублях страниц, ошибке 404 и т.д.
Это порой случается, когда разработчики добавляют на сайт новые страницы, из-за которых слетают прежние настройки.
Как исправить
Для начала проверьте сайт через Яндекс Вебмастер и Google Search Console – здесь можно найти свежие отчеты о работе вашего ресурса.
В Яндекс Вебмастере выберете раздел «Индексирование». Там вы сможете узнать о последних изменениях на страницах: какие из них больше не индексируются, в каких изменился код ответа и т.д.
Аналогичная функция есть и в Google Search Console – она также находится в разделе «Индексирование».
Попадание под фильтры и санкции
Если ресурс нарушает правила поисковиков, на него накладываются санкции. Сайт может попасть под фильтры из-за единоразовой закупки огромного количества ссылок, злоупотребления рекламой, накрутки поведенческих факторов и множества других причин.
Последствия таких нарушений разные – от снижения позиций сайта на несколько пунктов до полного исключения страниц из поисковой выдачи.
Понять, что вы попали под санкции, можно по нескольким признакам:
- Ресурс резко выпал из ТОП-10 выдачи.
- Новый контент не индексируется.
- Сайт невозможно найти в выдаче.
- В Яндекс Вебмастер или Google Search появилось уведомление о нарушении правил.
Как исправить
Когда стало ясно, что сайт выпал из ТОП-10 из-за фильтров, нужно следовать рекомендациям поисковиков – их можно найти в справке соответствующей поисковой системы или в отчете Вебмастера или Google SC:
- Яндекс Вебмастер. Зайдите в меню «Диагностика», а затем выберите раздел «Безопасность и нарушения». Здесь будут данные о всех фильтрах и способах их отмены.
- Google Search Console. Информацию о санкциях можно найти через пункт «Проблемы безопасности и меры, принятые вручную».
Как правило, для устранения фильтров рекомендуют типовые решения. Например, для отмены санкций за переспам достаточно удалить лишние ключевики, для снятия ограничений из-за рекламы – отказаться от части объявлений и т.д.
Апдейты поисковиков
Яндекс и Google регулярно обновляют свои алгоритмы, но анонсируют это не всегда и часто информируют пользователей постфактум. В итоге сайты не успевают подстроиться и теряют позиции в выдаче.
К примеру, в 2018 году Google добавил в систему ранжирования концепцию E-A-T (экспертность-авторитет-надежность). Под нее попадали финансовые, медицинские, юридические и другие сайты, которые своим контентом могли повлиять на благополучие пользователей. Владельцам сайтов для адаптации к новым стандартам пришлось повысить качество своих публикаций – привлекать известных экспертов, чаще ссылаться на авторитетные ресурсы и т.д.
Из обновлений можно отметить новый алгоритм поиска Яндекс по товарам – теперь предложения продавцов ранжируются не только по цене, но и по качеству сервиса. Тогда же Google ухудшил ранжирование сайтов с поверхностными отзывами, сделав акцент на информативных и достоверных комментариях.
Как исправить
Следите за новостями Яндекса и Google, читайте блоги на тему SEO и посещайте тематические конференции, на которых поднимаются вопросы ранжирования сайтов.
Также после апдейтов поисковиков можно измерять позиции конкурентных сайтов через SEO-сервисы и посмотреть, как они справляются с обновлениями. Если позиции конкурентов продолжают расти, стоит попробовать перенять их стратегии.
Плавная потеря позиций ресурса
Выпадение из ТОП-10 может произойти постепенно. Обычно это не связано с техническими характеристиками сайта и случается ввиду других факторов.
Сезонность
Одна из самых естественных причин снижения трафика – сезонный спрос. Например, косметику и средства гигиены покупают круглый год, а товары для дачи и огорода – весной-летом.
Поэтому, если трафик сайта падает каждый день, сперва нужно изучить пользовательский спрос.
Как исправить
Проверьте популярность основных ключевых фраз через сервисы Яндекс Вордстат и Google Trends. Если она соответствует спаду вашего трафика, значит проблема не в сайте.
В этом случае может помочь расширение товарного ассортимента или повышение заинтересованности в продукте. Например, можно использовать скидки, акции, конкурсы, розыгрыши, систему лояльности и прочие инструменты стимулирования продаж.
Некачественный контент
Удовлетворенность пользователей – важнейший приоритет для Яндекса и Google. Поэтому ранжирование сайта зависит от того, насколько полезным и уникальным будет его содержимое. Если сайт постепенно теряет позиции, скорее всего его контент:
- Плохо оптимизирован. Сюда можно отнести низкую уникальность, неудачный объем, повышенную заспамленность или водность и т.д.
- Трудно читается. Если текст невнятно передает информацию или элементы интерфейса усложняют чтение – скорее всего, пользователь не задержится на сайте и будет искать ответы в других источниках. Это снизит время сессии и глубину просмотра, а следом и поведенческие факторы сайта, напрямую влияющие на позиции сайта.
- Потерял актуальность. Если материал добавлен много лет назад и ни разу не обновлялся – поисковые роботы могут оценить его как устаревший и бесполезный для читателя. Это снижает приоритетность страницы в выдаче, что может привести к постепенному выпадению из индекса.
Как исправить
Следите за оптимизацией и читабельностью нового контента, регулярно обновляйте старые публикации.
Кроме того, важно поддерживать релевантность и соответствовать ожиданиям пользователей. Например, если человек перейдет на сайт по информационному запросу, скорее всего он будет ожидать статью, а не карточку товара.
Действия конкурентов и/или ваше бездействие
Если несколько месяцев не заниматься SEO сайта, со временем ресурс упадет в выдаче. Это связано с несколькими факторами:
- Эволюция пользовательских запросов. Тренды формируют новые ключевые запросы, которые активнее продвигают сайт в поиске.
- Технологический прогресс. Новые стандарты безопасности, мобильной оптимизации, скорости загрузки и другие технические аспекты существенно влияют на эффективность SEO-стратегии.
- Наращивание ссылочной массы. Качественные бэклинки повышают авторитетность сайта и увеличивают его шансы на верхние строчки поиска.
Но даже если вы систематически оптимизируете сайт, всегда есть риск, что вас обойдут конкуренты. У них может быть больше актуального контента, обратных ссылок, популярных ключевых фраз и т.д. В итоге ваш сайт начнет терять трафик, так как поисковики посчитают его менее полезным на фоне конкурентов.
Как исправить
Сразу разобраться с проблемой не выйдет. Для начала нужно проанализировать ресурсы в ТОПе поиска и составить план SEO-оптимизации: определить количество публикуемого в год контента, составить график доработок, выбрать периоды аудита и т.д.
Отслеживать трафик и стратегии конкурентов можно через специализированные сервисы – делать это нужно не менее раза в год.
Заключение
Сайт может потерять трафик не только из-за пробелов в SEO, но и благодаря активности конкурентов или изменению интересов пользователей. Поэтому владельцам сайтов нужно регулярно мониторить состояние своих ресурсов, обновлять контент, следить за последними изменениями в поисковиках, а также анализировать стратегии продвижения других сайтов.