Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
14 Октября 2016 в 10:00

Сделать простую и удобную карту релевантности сайта – DONE

Россия +7 (495) 139-20-33
7 17885
Подпишитесь на нас в Telegram
Александр Коробейников
SEO-специалист AdVerbs

Все, кто работал с SEO-продвижением, не раз слышал утверждения: «Сайту нужно семантическое ядро (СЯ)», «Нет семантического ядра – нет и продвижения», «СЯ – это основа сайта» и т.д. и т.п. Вскоре начали говорить, что СЯ – это, конечно, хорошо, но нужна ещё и «карта релевантности» (она же карта перелинковки, карта вхождения ключевых запросов). Но с определением этого понятия творится какая-то неразбериха. Даже подробные гайды по составлению карты релевантности от ведущих агентств ясности не добавляют. Сложно понять, как с тем, что они показывают в примерах, можно работать системно.

В статье мы поделимся нашим видением этого инструмента и опытом разработки.

Что о карте релевантности говорят в интернете?

Об этом инструменте написано мало, одно из наиболее полных определений можно найти на сайте агентства Текстерра:

Карта релевантности – это файл в формате .excel, который создают наши специалисты отдела продвижения перед началом работ по продвижению. Карта релевантности – это, по сути, семантическое ядро, натянутое на структуру сайта. Помимо этого, карта релевантности содержит информацию о:

– Перелинковке, т.е. внутренних ссылках со страницы-донора на страницу-акцептор (отражаются ссылки, которые уже существуют и которые только будут проставлены в ходе работ в будущем).

– Релевантности таких элементов, как H1, Title, Description.

Вот как это выглядит у них:

1.png

Зачем нужна карта релевантности?

В том же источнике читаем:

К этому документу постоянно обращаются при работе наши SEO-оптимизаторы и копирайтеры. Благодаря ему не возникает путаницы и случайных ошибок, не появляются разделы, релевантные тем или иным ключам, которые должны присутствовать совсем на других страницах. Например, релевантной страницы еще нет, но она уже отображена в плане, и мы знаем, что на другой странице нельзя «накачивать» текстовую релевантность по ключам, которые «забронированы» другой, пока еще не существующей, страницей.

Все, что сказано, верно, но смотрим на пример карты выше и совершенно не понимаем, как с этим инструментом можно работать системно:

  • Как его использовать нескольким сотрудникам? Если это Excel, то для синхронизации изменений придется вводить отдельную должность “Синхронизатора”.
  • Как производить сортировку и фильтрацию? Сама структура документа не предполагает фильтраций, а ведь это очень важно, когда работаешь с массивом данных.
  • Как понять, какая семантика к какому разделу сайта принадлежит?
  • Как выделить приоритетные страницы для работы?

В общем, вопросов больше, чем ответов. Вероятно, статья устарела, либо в качестве примера использован упрощенный вариант.

Наш вариант карты релевантности

В начале определимся с тем, что нам нужно в этом документе:

1. Совместное редактирование. Документ должен иметь возможность правки несколькими сотрудниками.

2. Фильтрация. В карте представлено много разных данных, а значит, без фильтрации и сортировки никуда.

3. Наглядность общей структуры сайта. Это значит, что в карте понятно, какой запрос к какому разделу и подразделу сайта относится.

4. Полная информация о семантике. Частотности, страницы на сайте, метатеги, расположение согласно разделам сайта – удобно всё это видеть в одном месте.

Первое требование легко решается с помощью Google SpreadSheet. Волшебный инструмент для совместного редактирования делает почти всё то же самое, что и Эксель, но ещё и в режиме онлайн.

Соответствовать остальным пунктам сложнее. Для этого придётся обратиться к теории реляционных баз данных :)

Работа с фильтрацией

Чтобы удобно работать с фильтрацией (повторимся, без этого нет смысла использовать таблицы! Пишите в блокноте – разницы не почувствуете) необходимо иметь таблицу в нормализованном виде, в данном случае это «1 нормальная форма».

Таблица находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда ни одна из ее строк не содержит в любом своем поле более одного значения и ни одно из ее ключевых полей не пусто.

Проще говоря, таблица не должна иметь составных полей и пустых важных полей. В любой строке таблицы вам должно быть понятно к чему относятся отраженные в ней данные.

Это делается легко, и выглядит примерно так:

2.png

В этом случае мы можем использовать стандартную фильтрацию и сортировку. Каждая строка в отдельности содержит все необходимые данные для ее идентификации. В выделенной строке понятно, что запрос “бктп” относится к группе “БКТП”, которая, в свою очередь, относится к разделу “Оборудование”. Запрос имеет частотность 255.

Наглядность общей структуры сайта

Для этого построили сводную таблицу по исходным данным. Ниже представлен маленький ее кусочек.

3.png

В агентстве мы постоянно работаем с картой, поэтому быстро поняли, что такой вариант – не вариант. И вот почему.

В одном документе нужно хранить много разных данных, но все они относятся к двум разным сущностям. Например, частотность относится к каждому запросу в отдельности, а вот url страницы относится к группе запросов. И чтобы в таблице все было правильно, приходится для всех запросов, относящихся к одной странице, указывать один и тот же url. Копирайтеру и менеджеру проекта важна карта в разрезе страниц сайта, а для SEO-оптимизатора важнее ключевые слова. Короче нестыковочка.

4.png

Получается вот такой ад

Разрываясь между представлением данных «одна строчка – один запрос» либо «одна строчка – одна страница», мы нашли ну просто изумительное, на наш взгляд, решение. Объединив два уровня абстракции в одной таблице с помощью скриптов, мы сделали нашу карту релевантности двуликой, так сказать. Появилось два варианта представления карты. Опишу каждый из них подробно, чтобы было понятно, как это сделано и для чего.

Первое представление «Одна строка один запрос»

Если мы работаем на уровне запросов, то наша карта выглядит так:

5.png

Это представление «Одна строка – один запрос». Вся информация указана для каждого конкретного запроса. Мы можем сортировать, фильтровать их, делать все что угодно.

Здесь есть ряд фишек, которые делают её безумно удобной:

  • отображено до 5 уровней разделов/подразделов (если требуется, то можно и больше);
  • на скриншоте ниже видно, что в первой строке название раздела визуально выделено, а последующие аналогичные названия затемнены. Такие выделения делаются автоматически с помощью банального условного форматирования и значительно упрощают восприятие структуры сайта;

6.png

  • можно отфильтровать так, чтобы отображались запросы только одного раздела или любого подраздела;
  • есть возможность отсортировать запросы по частотности;
  • можем легко скопировать список интересующих запросов и нам не придётся тащить за собой кучу разрозненных, не связанных между собой строк. Удобно, к примеру, собрать дополнительную статистику в других сервисах;
  • видно, к какой странице какой запрос относится, можно отфильтровать запросы, относящиеся только к одной странице или к группе страниц.

В общем фильтруем всё вдоль и поперёк. Добавляем новые характеристики запросов, такие как частотность, title, description и вообще всё, что нужно знать в разрезе запроса.

Представление «Одна строка – одна страница»

Повторюсь, что предыдущее представление прекрасно подходит для работы с запросами, но как только нам необходимо добавить данные, относящиеся к странице, то возникает неудобство. И тут на помощь приходит представление «Одна строка – одна страница». Пишем небольшой скрипт, выбираем в меню Гугл таблиц пункт «Сгруппировать».

7.png

Скрипт перебирает строки в нашей таблице и группирует все данные для каждого URL. Получается следующий вид:

8.png

В этом виде данные указаны для каждого URL, то есть для каждой страницы.

Здесь:

  • Данные разделов (цифра 1) – группируются
  • Данные запросов (цифра 2 ) – объединяются в одно поле через запятую
  • Адрес страницы URL (цифра 3) – группируются
  • Данные по страницам (цифра 4) – группируются

Вот, что нужно от представления карты в разрезе страниц:

  • можно скопировать страницы списком (например, для проверки страниц в сервисе проверки уникальности);
  • отметить факт выполнения какой-либо работы, относящейся к странице. Сюда можно добавить всё, что угодно: «Проверку на уникальность», «Проверку оптимизации текста», «Проверку индексации страниц» и т.д. Проверяете тексты по Закону Ципфа или пропускаете через сервис Главред? Добавьте новое поле и фиксируйте факт выполнения;
  • копирайтер видит требуемые страницы, по которым еще не написан контент.

9.png

Таким образом, в одном файле все участники процесса видят сделанное и запланированное.

Если же нам понадобилось вернуться к представлению «Один строка – один запрос», но мы жмем «Разгруппировать» и возвращаемся к предыдущему виду

10.png

Что мы получили в итоге?

У нас получилась многоуровневая карта релевантности, которая:

  • хранится «в облаке» и не требует дополнительной синхронизации;
  • позволяет удобно работать совместно;
  • позволяет наглядно видеть всю структуру сайта;
  • позволяет хранить информацию в разрезе запросов и одновременно с этим работать в разрезе страниц;
  • с помощью скриптов можно менять представление данных в зависимости от потребностей каждого участника проекта;
  • с помощью скриптов указать данные, относящиеся к странице только один раз, а для каждого запроса этой страницы данные продублируются автоматически;
  • упрощает диалог с копирайтером. По сути карта является готовым ТЗ к каждой странице сайта;
  • даёт всем участникам процесса видение общей картины проекта.
7 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
  • Dmitry Tsombolov
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Dmitry Tsombolov
    больше года назад
    А есть возможность приобрести скрипт ?
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    Ребята, поделитесь скриптом!
    Пожалуйста.
    -
    0
    +
    Ответить
  • Алексей
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Алексей
    больше года назад
    Вот если бы еще образец файла выложили для примера... А то тема интересная, а как лучше сделать все равно непонятно.
    -
    1
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    Хз. Давно уже для себя разработал стр-ру и аогоритм. Вы ток одуплились, кек
    -
    0
    +
    Ответить
  • Seosquirrel
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Seosquirrel
    больше года назад
    отличная карта, для больших сайтов отлично подходит с:
    я работаю примерно с такой же, только разделы разделял по файлам и листам и тайтлы сразу для страниц прописывал, и копирайтерам отдельные ТЗ пишу. Для больших сайтов обязательно испробую такой способ, если привыкну, возможно и на постоянной основе с ним буду работать с:
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    4
    комментария
    0
    читателей
    Гость
    больше года назад
    Чем больше данных в таблице, тем больше времени придется тратить на ее актуализирование, достаточно запрос-старый урл-новый урл- частотность-наличие текста (для запуска только если).
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гость
    больше года назад
    Этот документ один из самых важных для продвижения сайта. В нем представлена четкая структура сайта, с указанием ключевых слов из семантического ядра для продвижения.
    -
    -5
    +
    Ответить

Отправьте отзыв!
X | Закрыть