Авинаш Кошик обожает сегментировать. Опыт позволяет ему смело утверждать, что, просто собирая данные, дальше очевидных вещей в стиле «О, я вижу, что что-то происходит» вы не продвинетесь. Неважно, онлайн или офлайн анализ вы проводите или просто любите поиграть с данными, идеи посещают быстрее, если информация сегментирована.
В новой статье Авинаш Кошик раскрывает сегментационную мощь Google Analytics, которая позволяет сфокусироваться на посетителях, множественных визитах одного человека и проанализировать когорты. Автор обещает, что, дочитав статью до конца, вы полюбите аналитику и станете фанатом глубокого анализа, не скованного данными о последнем посещении или клике.
Пролог: Посетители, Сессии, Хиты
Чтобы получать полезные данные, важно корректно соотносить параметры и показатели хитов и сессий. Схема из статьи «Хиты? Сессии? Вы о чем вообще?» поможет лучше разобраться в дальнейшем повествовании.
Google Analytics: новый способ сегментации пользовательского опыта
Не так давно команда Google усовершенствовала сегментацию UI. Теперь вы не просто получаете данные, но и можете оценить размер выборки благодаря круговой диаграмме над таблицей.
Авинаш Кошик рассматривает два сегмента, обязательных для сайтов, у которых есть контент, — Трафик с мобильных устройств (Mobile Traffic) и Неоднократные пользователи (Multi-visit Users), которые можно
Сегмент «Неоднократные пользователи» — ключевое новшество Google Analytics. Теперь вы можете сегментировать людей, а не только их посещения. Ранее похожую выборку можно было получить при помощи группы Вернувшиеся пользователи (Returning Visits), но это все-таки информация о посещениях, а не о вернувшихся посетителях в чистом виде.
Теперь новый мастер создания расширенных сегментов позволяет сфокусироваться на пользователях, что недоступно во многих инструментах веб-аналитики и удается только путем взлома кода или чтения ежедневных молитв Богу Солнца.
Теперь же можно узнать, сколько посещений и сколько посетителей вы получаете из Google. Первый ответ — 14 000, второй — 5 000. Значительная разница, правда?
Функция группировки пользователей и/или посещений на основе последовательных условий дадут ответы на многие вопросы, например: в чем разница конверсии людей, которые перешли к товару Х из рекламы на главной странице и тех, для кого первой страницей посещения стала страница товара X? Наглядно функция представлена выше на третьем скриншоте.
Это поможет вам в работе над дизайном и поиском на сайте, а также подскажет решения при анализе людей, которые оставили корзину, когда выполнили шаги a, b, с или o, l, m.
Остановимся подробнее.
Сегментация на уровнях Посетитель, Посещение, Хит
Рассмотрим ситуацию: Ким посетила ваш сайт 4 раза. В некоторые визиты она совершила покупку, в другие — искала что-либо и просматривала ваши заманчивые видеоролики о том, как правильно держать на руках ребенка.
Ранее Google Analytics позволял вам анализировать поведение Ким в виде разрозненных фрагментов. Вы могли узнать просматриваемое содержимое, но в контексте отдельного посещения, поэтому, например, вы никогда не узнали бы о том, что именно ваши видео повлияли на конверсию 2 дня спустя. Обе эти проблемы исчезают при сегментации посетителей — Google Analytics сводит воедино всю информацию о поведении на сайте одного человека. Разберемся, как это работает.
Четыре человека представляют разные типы поведения: длительные или кратковременные посещения, количество времени, потраченного на отдельные фрагменты контента, купившие много, мало или не совершившие покупку.
Теперь GA соберет всю информацию о поведении мистера Зеленого. Вы можете анализировать все его посещения, то же и для мисс Оранжевой и мисс Фиолетовой.
Зеленые квадратики символизируют посещения. Вы можете анализировать их как и раньше. Хиты в каждой сессии можно анализировать отдельно (только визиты со страницы Х) или группами (визиты со страницы Х и Y, исключая страницу Z).
Рассмотрим, как выбор Пользователя (User), Сеанс (Session) или Обращение (Hit) влияет на получаемый ответ. Создадим сегмент для анализа людей по всем визитам на сайт (сейчас действует ограничение — за последние 90 дней). Среди них нас интересуют покупатели, потратившие крупные суммы, даже если покупка совершилась в течение нескольких визитов. В разделе «Электронная торговля» в поле «Доход» выберем «На пользователя» и введем интересующую сумму. Например, средний чек на сайте составляет 50 долларов, поэтому в качестве минимального значения укажем 125.
На схеме мы видим, что этот сегмент включает только мистера Зеленого, несмотря на то, что он превзошел установленное ограничение в 125 долларов только за два визита. Просто и в то же время информативно. Можете поверить, что недавно сделать это было невозможно?
Теперь рассмотрим вариант «На сеанс» (per session). Задача: проанализировать визиты, во время которых пользователь потратил более 60 долларов. В выпадающем списке выбираем пункт «На сеанс» и вводим 60.
В созданный сегмент Google Analytics включит два посещения мистера Зеленого и одно посещение мисс Синей. Теперь данный сегмент можно использовать в отчете об Источниках трафика, чтобы определить источники, конверсия с которых выше средней суммы заказа. Также он будет полезен в отчетах по контенту (включая скачиваемый отчет-образец выше), чтобы определить ценный контент, который стоит больше производить, и убрать бесполезные материалы.
Последняя опция — «На обращение» (per hit). В электронной коммерции она нужна нечасто, но рассмотрим ее для общего понимания. Создадим сегмент, в котором доход за хит превышает 100 долларов.
Аналогично предыдущему примеру мы видим только стодолларовый хит в первом визите мистера Зеленого и все. Здорово, правда?
Итак, мы рассмотрели сегментацию на уровне пользователя, сеанс а и обращения на примере e-commerce сайта. В GA и других инструментах аналитики вы можете делать сегментацию на уровне пользователя и сессии по любым параметрам, поэтому уровень нужно выбирать очень внимательно. Этот незначительное решение может превратить золотой сегмент в высокосортный мусор.
Анализ когорт
Еще одной интересной возможностью GA является когортный анализ, то есть исследование группы покупателей, объединенных общими признаками. Продемонстрируем это, взяв в качестве общего признака источник посещений и установив временные рамки.
Проанализируем всех посетителей в промежутке с 1 по 28 февраля, которые пришли благодаря платной рекламной кампании в поиске.
Подсказка: Не забывайте о кнопке «Проверить». Она рассчитает размер сегмента по количеству пользователей и сеансов. Это поможет понять, правильно ли выбран сегмент или допущена ошибка.
Теперь проанализируем поведение выбранной группы людей, чтобы понять, какой контент они видели (по посещениям), что они могли купить и другие интересные вещи.
Когортный анализ — это еще и исследование в более глубоком бизнес контексте. Например, Авинаш Кошик сменил агентство в конце февраля и именно когортный анализ позволил ему понять эффективность поступающего платного поискового трафика и проверить выполнение обещаний агентства. Чтобы выяснить это, он сгруппировал пользователей, посетивших сайт в марте.
Возможно, стратегия привлечения трафика за счет контекстной рекламы заметно изменилась после посещения конференции Search Engine Stranegies, или благотворно повлияло изменение структуры аккаунта AdWords / AdCenter, или это заслуга более мягких призывов к действию. Чтобы проверить все эти гипотезы, нужно определить и проанализировать всего одну группу пользователей.
Итак, как же увеличилась лояльность оплаченного поискового трафика? В феврале наблюдалось резкое падение — на начальном этапе посетителей было много и их количество уменьшалось вслед за снижением затрат. Временная лояльность. Изменение стратегии в марте принесли меньше трафика, но он был более лоялен в течение месяца и остался надолго после. Хороший итог.
Вы можете составить когорту для любого диапазона до 90 дней. В примере анализировался шестидесятидневный период.
GA сегментация пользователей. Заключительные мысли
Поведение пользователей становится все более сложным — для покупки иногда требуется несколько посещений, задействуются разные каналы. Авинаш Кошик рекомендует в первую очередь сосредоточить внимание на пользователях и только потом на сессиях, потому что цель бизнеса — взаимоотношения, а не количество заходов на сайт.
Теперь ваша очередь пробовать. Вперед!
По материалам блога