В начале июля мы опубликовали результаты девятого рейтинга «SEO глазами клиентов». В исследовании приняли участие 76 агентств, 760 клиентских проектов и 1000+ клиентов, опрос которых длился на протяжении трех месяцев.
Итоговый список самых клиентоориентированных компаний 2018 года уже известен.
Отдельно нужно сказать про исследование по результатам опроса клиентов. В этом году оно стало самым масштабным и подробным за все время существования рейтинга. Мы проанализировали:
- обратную связь от клиентов по работе подрядчика,
- бюджеты на услуги интернет-маркетинга,
- услуги, которые покупают вместе с SEO и контекстной рекламой,
- популярные в 2018 году тематики и цены на промо сайтов этих тематик.
Была проделана большая работа, и теперь можно оценить результат. Для этого, по уже сложившейся традиции, мы собираем обратную связь от участников рейтинга. Например, опрос участников предыдущего года помог нам увидеть недочеты в методологии рейтинга, которую мы изменили в этом году.
В этом году мы задали участникам следующие вопросы:
1. Какие выводы о развитии отрасли можно сделать, опираясь на данные исследования в рамках рейтинга?
4. Как вы оцениваете обновленную методологию рейтинга?
Ниже читайте ответы агентств на вопросы редакции о своем участии и рейтинге «SEO глазами клиентов 2018» в целом – про распределение мест в итоговой таблице, бюджеты на SEO, новую методологию и развитие отрасли.
1. Какие выводы о развитии отрасли можно сделать, опираясь на данные исследования в рамках рейтинга?
Я думаю, что в течение 2-5 лет поисковое продвижение станет составной услугой и будет продаваться только комплексом с другими направлениями (SMM, PPC, Таргет и SERM).
Интересные выводы можно сделать, проведя сравнение результатов двух рейтингов: «Рейтинг известности SEO-компаний» и «SEO глазами клиентов». Зачастую мы видим, что компании, занимающие высокую позицию по мнению коллег по рынку, ранжируются существенно ниже по результатам опроса собственных клиентов. Это говорит о том, что некоторые агентства делают упор на PR, но, вероятно, работают не очень эффективно.
Несмотря на все необоснованные разговоры о неактуальности SEO в текущих реалиях, мы видим иную картину. Сегодня появляются новые отраслевые игроки. В то же время известные и авторитетные агентства интернет-рекламы также не покидают строчки рейтинга. Это однозначно говорит о востребованности услуг по поисковой оптимизации и продвижению.
Не считаю выборку репрезентативной для исследований по этому фактору. Агентства самостоятельно предоставляли списки клиентов, и выбрать 10 самых лояльных не составляет труда. Отсюда и такие высокие оценки клиентского сервиса. В целом по отрасли, думаю, все не так оптимистично.
Предоставляемые услуги:
Примечательно, что на всех графиках веб-аналитика следует сразу за поддержкой сайта. Это позитивный для отрасли момент: именно веб-аналитика (а не «хотелки» клиентов или «придумки» аккаунтов) становится драйвером поддержки и разработки сайтов.
Анализировать и улучшать сайты – полезно для экосистемы. И при этом в агентствах развивается маржинальное направление, не связанное с перечислением бюджетов на сторонние площадки. В итоге это может привести к тому, что экспертиза веб-разработки в performance-агентствах станет как минимум не хуже, чем в веб-студиях.
По причине изменения методологии не получится сравнить, как изменилось качество услуг SEO в динамике, но можно зафиксировать следующие выводы о развитии:
- выросло количество агентств-участников, что говорит о появлении новых игроков и закреплении начинающих на рынке;
- высокие показатели общей удовлетворенности работой и среднего времени сотрудничества, хотя не надо забывать, что агентства предоставляют респондентов сами, поэтому итоговая картина выгодно отличается относительно средних показателей по рынку в тех же самых агентствах (срез по верхушке рейтинга);
- очень активное участие принимают компании из стран СНГ, что говорит о глобализации и росте общего уровня конкуренции в сфере.
В настоящее время уже недостаточно просто хорошо делать сайты, продвигать их и вести контекстную рекламу – необходимо предоставлять клиенту более широкий спектр услуг.
Большое внимание агентствам следует уделить направлениям веб-аналитике, работе с репутацией клиента в поиске (SERM), продвижению в соц. сетях (SMM).
Считаем, что эти направления в ближайшее время могут стать точками роста всей отрасли.
2. Какой процент участников рейтинга вам знаком? Ориентируетесь ли вы на итоговый список рейтинга в вашей работе?
Что касается результатов рейтинга, в первую очередь – это подтверждение уровня сервиса и услуг нашей компании. Это не только приятная оценка от непосредственных клиентов, но и отличный инструмент маркетинга и PR, подтверждающий наши компетенции. Кроме того, рейтинг – это серьезное исследование, которое можно и нужно использовать для самосовершенствования. Мы в обязательном порядке оцениваем итоговые баллы и задаем себе вопрос: «Как стать еще лучше? Что изменить, чтобы дать клиентам лучший сервис и результат?». К слову, уже этой осенью Ingate представит масштабное обновление, которое, уверен, повлияет на расклад сил как на рынке SEO, так и в интернет-маркетинге в принципе.
На итоговый список мы ориентируемся, но, так как кардинально он не поменялся, вносить каких-то стратегических изменений в маркетинговый план развития не придется – по сути, те, на кого мы больше всего обращали внимание, так и остались в ТОПе.
В своей работе мы ориентируемся на показатели данного рейтинга. Нам важно, на какой позиции стоит i-Media, кто лидирует в рейтинге, как меняется ситуация из года в год.
Нет, на итоговый список не ориентируемся, т.к. непонятно, что из него следует :-)
Посмотрите сами на ТОП 5: мегаизвестный Ingate и 4 малоизвестные компании сразу за ним.
И это не субъективная оценка. Три из них не входят в ваш же рейтинг известности брендов, т.е. объективно рынок их не знает.
Создается впечатление, что Ingate в силу его огромности очень просто найти 10 суперлояльных клиентов со 100% набором каналов/услуг. А кому-то в силу «малости» удается точечно договориться о «правильных» ответах с 10 клиентами.
Чтобы развеять скепсис такого рода было бы полезно публично раскрыть данные по компаниям хотя бы в ТОП 10.
Вы на слово поверили их клиентам, что они работают столько-то лет и по такому-то количеству каналов? Или запросили акты за заявленный период?
В общем, если исключить фактор «накрутки» путём запроса документов и существенно увеличить количество опрашиваемых клиентов, я думаю, итоговый список сильно изменится. И уже на такой список можно будет ориентироваться – «вот, у коллег круто выстроен клиентский сервис, надо равняться».
Безусловно, многие не известные даже Пиксель Плюс (учитывая наше длительное присутствие с сфере) агентства заняли высокие места, что вызвало удивление многих более известных компаний.
Глобально на итоговый рейтинг в работе не ориентируемся, хотя зафиксировали тут рост на 7 позиций. Будем говорить, что это позитив в нашей работе.
Не ориентируемся в своей работе на итоговый список.
3. Согласны ли вы со средним значением бюджета на SEO (30-50 тыс. руб.), озвученного в нашем исследовании? Так ли это по вашему опыту?
Но если говорить о крупном бизнесе, то речь, как правило, идет о привлечении веб-аналитиков, стратегов, персональных аккаунт-менеджеров, об использовании технологий, и здесь уже будут другие бюджеты, которые рассчитываются исходя из целей каждого конкретного бизнеса. Так что понятие «нормальное SEO» относительно. Все зависит от амбиций и задач.
По поводу того, хватает ли такого бюджета. Все зависит от целей. Если это просто оптимизация небольшого сайта услуг, то с натяжкой хватает. Но если речь идет о комплексном маркетинге, или хотя бы о полноценном поисковом продвижении для достаточно большого сайта – это очень мало, и приходится «оттягивать» получение первых «существенных» результатов. Главное в таких случаях – не врать клиентам, что через месяц будут результаты.
Порог входа к нам – 50 тыс. рублей/мес., но по факту КП не получаются меньше 100 тыс. рублей/мес. на канал.
Скорее распределение бюджетов на графике сильно похоже на ожидания клиентов на пресейле. Каждый второй клиент уходит искать подешевле, и примерно каждый пятый готов рассмотреть КП с 50-100 тыс. рублей/мес. В районе 5% обратившихся становятся нашими клиентами с озвученными нами оптимальными бюджетами – на вашем графике это как раз те клиенты, которые работают с бюджетами 100-150 тыс. рублей.
Хватает ли такого бюджета на нормальное SEO?
Хватает ли вам зарплаты на нормальную жизнь? :-)
Вопрос в том, кто и что считает нормальным в определенный момент жизни (в личной жизни или в бизнесе).
Я думаю, что и люди, которые работают с бюджетами 3-10 тыс. рублей/мес., добиваются нормальных для этих вложений результатов. У кого-то за эти деньги просто сайт в порядке и хоть как-то (непрогнозируемо), но в индексе. У кого-то – в ТОПах по НЧ в региональной выдаче. Кто-то работает с фабрикой и получает шаблонные решения/сервис за дешево и с ненулевой вероятностью полезности/успеха. А какой-то владелец ИП платит фрилансеру, тем самым помогая студенту сводить концы с концами и прокачивать скиллы. И у всех все нормально! :-)
В высококонкурентных тематиках для компаний с амбициями лидеров вопрос границы бюджетов по формальным признакам не ставится. Там просто нужны ресурсы не меньшие, чем у конкурента, которого ты собираешься обогнать (т.е. «нормальные» для конкретной ситуации ресурсы). И они либо выделяются, либо нет. Если не выделяются, то «нормального» SEO не сделать ни за 30, ни за 50, ни за 150 тыс. рублей.
- региональность (определяющий),
- тип агентства.
В Пиксель Плюс средний чек выше и плавно растет из года в год.
В то же время в цифры верим, так как в рейтинге много игроков не из Москвы, и, конечно, в этих регионах работы ведутся и по сайтам с бюджетами 5-8-10 тысяч рублей в месяц.
По опыту нашей компании, «нормальный» бюджет для того, чтобы показать результат в SEO, зависит от типа сайта и тематики и варьируется в диапазоне от 60 до 180 тысяч рублей в месяц.
Как-то мы решили вывести максимально универсальный список работ по SEO, который будет актуален почти для любого сайта. Тогда мы насчитали 11 обязательных этапов, которые необходимы для качественного продвижения. На многих этапах требуется подключение дополнительных специалистов: программистов, копирайтеров, дизайнеров и других. Наверное поэтому средние бюджеты наших клиентов на продвижение несколько выше, чем те, что получились в текущем рейтинге.
В большинстве случаев данного бюджета вполне хватает для оказания качественных SEO-услуг. Бывают проекты-исключения, где требуется больший объем работы или более высокая скорость. В таком случае мы согласовываем с клиентом увеличенный бюджет.
Но не всегда можно дать необходимый результат в обозначенный срок за этот бюджет. Многое зависит от тематики, поставленной задачи, состояния сайта и других показателей. Соответственно, и чек может быть разный. Но, обобщая, можно сказать – да, среднестатистические бюджеты именно такие.
4. Как вы оцениваете обновленную методологию рейтинга?
Субъективная застряла в прошлом и в целом подрывает доверие к рейтингу. Конкретику писал выше.
В рамках предложений:
- Отказ или корректировка оценки от PR-CY, значимое число замечаний выглядят странными. Скажем, почему сайт получает оценку ниже, если кодировка «WINDOWS-1251», или не так далёк срок окончания домена?
- Фактически разбивка оценок от PR-CY по группам (отличное, нормальное, неудовлетворительное) свела значимость этой оценки к нулю. Более 99,7% сайтов получили оценку нормального состояния (одинаковую). Какой тогда смысл в этой оценке?
- Внедрение региональности в рейтинг для возможности выделения рейтинга по России, Украине, Белоруссии (сегментация по юр. адресу ООО). Сейчас картина стала размываться из-за большого числа агентств из СНГ.
- Запрет на повторную подачу одних и тех же проектов, которые участвовали в рейтинге два и более лет подряд.
- Сглаживать значимость фактора, ответственного за бюджет продвижения: а) его озвучивает респондент, без проверки. Б) сейчас один респондент, который озвучил бюджет в «более чем 800 тысяч рублей» перекрывает более 3 клиентов с бюджетом по 49 000 рублей, несмотря на прочие показатели, и это странно. Фактор лучше сгладить (уменьшить амплитуду) или заменить объемом привлекаемого поискового трафика (объективный критерий).
Удачи в будущих опросах!
Редакция SEOnews благодарит компании, согласившиеся принять участие в опросе.
Мнение участников является важной составляющей оценки проведенного рейтинга. Ваши отзывы и предложения помогают нам совершенствовать методологию и рейтинг в целом, делая его объективнее и полезнее с каждым годом.
Вы помогаете нам становиться лучше :)