Компания «Ашманов и партнеры» открыла SEO-клуб Optimization, в рамках которого эксперты и лидеры в области SEO могут встречаться для обсуждения актуальных тенденций не только раз в год на легендарной конференции Optimization, но и на протяжении года.
Миссия SEO-клуба – вывести SEO-отрасль на лидерские позиции в цифровом маркетинге.
В конце марта состоялась встреча на тему «Продуктовый подход в SEO в 2024 году», в ходе которой директора по маркетингу и Head of SEO рассказали о целях внедрения и способах реализации данного подхода в своих компаниях, разобрали, чем продуктовый подход в SEO отличается от проектного, а также обсудили, что же является продуктом в SEO.
В качестве экспертов выступили сотрудники Департамента информационных технологий и портала Мэра Москвы mos.ru, Avito, Акушерство.ру, «Ашманов и Партнеры». В дискуссии также приняли участие представители крупных компаний, таких как VK, Bankiros, Astons, Flowwow, Финам, имеющих собственные команды по SEO. А модератором встречи был Денис Шубенок, руководитель «Ашманов и партнеры».
Редакция SEOnews выступила информационным партнером и подготовила подробный отчет о мероприятии.
Что такое продуктовое SEO?
Продуктовый подход понимается по-разному. В SEO он внедряется, чтобы масштабировать прибыль/продукт.
Юрий Никулин, Head of SEO в ДИТ mos.ru, поделился своим видением продуктового SEO, разделив подход на две составляющие: методологию и образ мышления. Образ мышления подразумевает акцент не только на увеличении трафика, но и на совместной работе над развитием продукта сproduct-менеджерами.
Основная цель продуктового подхода в SEO – разработка продуктов, основанных на поисковых инсайтах, приносящих пользу как пользователям, так и бизнесу.
Чтобы в компании реализовать продуктовый подход, должны пересекаться ценности, потребности и SEO. Это требует сфокусированности на целях бизнеса и пользе для обычного пользователя, простоте использования продуктов, метриках продукта и итерациях.
Однако данный подход не получится реализовать, если:
- не закрыты базовые потребности (например, нет трафика),
- в компании нет продуктовой культуры,
- нет инхаус-команды.
При разработке продуктов SEO должно внедряться на уровне идей: SEO-специалист и product-менеджер должны работать вместе при формировании концепции продукта и разработке стратегии выхода на рынок, чтобы сформировать правильное позиционирование в том числе и в поисковых системах. И только потом запускаются процессы анализа и разработки продукта.
Другие эксперты также поделились своими мнениями о том, что представляет собой продуктовый подход в SEO и для каких целях он применяется.
Алексей Файнгор, Head of SEO Акушерство.ру, высказал мнение, что основа продуктового подхода – делать удобно для пользователей и полезно для бизнеса. В компании принцип работы прост: идеи, исходящие от SEO-отдела, обсуждаются с маркетингом, и при удовлетворении основных критериев тестируются, запускаются и развиваются.
Клим Горяев, SEO Product Avito, озвучил, что продуктовое SEO в Avito – это SEO для людей. При этом оно должно выполнять ряд целей – привлекать трафик, повышать видимость сайта, способствовать получению новых лидов и денег.
Дмитрий Левченко, Unit Lead Avito. Продуктовый подход заключается в том, чтобы понять, что такое SEO для авито, какую ценность для бизнеса несет и как с ним работать.
Анастасия Курдюкова, руководитель отдела поисковой оптимизации «Ашманов и партнеры», считает, что продуктовое SEO – это то, до чего можно дотянуться.
Что является продутом в SEO?
В ходе активного обсуждения возник вопрос, а что же является продутом в SEO? Это трафик, позиции, продажи?
В разных бизнесах каждый из этих показателей может быть продуктом. Что будет хорошо для одного, то может не сработать для другого. Подходы могут различаться. Для кого-то продукт в SEO – это поисковые инсайты, которые отдаются в продуктовый отдел, для кого-то – это трафик.
Ниже процитируем ответы участников на данный вопрос.
Как эффективно работать с бэклогом?
Эксперты и участники также рассмотрели способы продвижения идей и задач из бэклога.
Определение приоритетов в бэклоге является ключевым подходом. Важно постоянно сотрудничать с product-менеджером, чтобы быть в курсе предстоящих доработок продуктов и иметь возможность интегрировать свои задачи в текущий план. Использование матрицы Эйзенхауэра помогает определить, с чего начать.
SEO – это совокупность факторов, точность измерений которых не всегда возможна. Для обоснования эффективности можно сравнить себя с конкурентами, занимающими более высокие позиции по нужным запросам, и попробовать внедрить их методы. Спрогнозировать точный объем трафика и доход вряд ли получится, но такой подход позволит приблизиться к желаемым результатам.
На Западе опытные SEO-специалисты часто сравнивают себя с врачами. Когда врач дает пациенту рекомендации по правильному питанию, он не может точно сказать, насколько лет увеличится продолжительность его жизни. Так и SEO-специалисты не могут гарантировать конкретные результаты своих рекомендаций.
Обязательной является оценка трудозатрат специалистов (дизайнеров, разработчиков) и определение потенциала их работы.
Лайфхак для SEO-специалистов: чтобы не бояться делать прогнозы, стоит переименовать прогнозы в потенциалы.
Заключение
Главное для команды – это глубокое понимание продукта и его целей. Для поддержания конкурентоспособности необходимо реализовывать продуктовый подход и проводить исследования на всех этапах разработки продукта. SEO-специалисты, в свою очередь, должны иметь возможность видеть и влиять на бизнес-показатели для увеличения прибыли.
Следующая встреча SEO-клуба Optimization состоится 24 апреля 2024 года. Темой дискуссии станет «Будущее AI в SEO-отрасли».
Head of SEO, AI-developer и директора по маркетингу обсудят развитие и будущее искусственного интеллекта в поисковом пространстве, в том числе влияние AI-технологий на поиск и возможности AI-технологий для анализа и прогнозирования в SEO-отрасли.