Что может сделать сеошник на этапе разработки сайта?
Вопрос, на который существует очень простой ответ: привлеченный на этапе разработки SEO-специалист может сэкономить деньги заказчика и время исполнителей.
Распространенная ошибка при создании сайтов заключается в том, что далеко не всегда разработчикам ясен конечный результат, который хочет получить от них заказчик.
Хуже того, далеко не всегда он ясен самому заказчику.
Вместе с нами в работе SEO-специалиста на этапе разработки попробует разобраться Вовка
Архитектура сайта
Строительство дома начинается не с поклейки обоев. Даже не с закладки фундамента. Строительство дома начинается с чертежей и прототипов, с понимания результата, который должен в итоге получиться.
«Сколько надо шлакоблоков, чтоб дворец построить в срок?»
Ровно та же история с разработкой сайтов. Сайт начинается не с верстки и не с программирования, а с информационной структуры, с прототипа сайта.
Именно составление информационной структуры является первым этапом работы SEO-специалиста. И далеко не последним во время разработки сайта.
Анализ ниши и конкурентов
Чтобы грамотно составить структуру будущего сайта, специалист должен проанализировать всю имеющуюся информацию от заказчика: основные направления деятельности, приоритетную продукцию, регионы продвижения, основных конкурентов и прочие важные для продвижения моменты.
На основе анализа этой информации составляются новые вопросы для заказчика, и все повторяется.
Если у компании уже есть сайт, необходимо изучить его статистику и достигнутые результаты.
Это необходимо, чтобы сформировать представление о конечном результате, и двигаться к нему планомерно, без внезапной смены стратегии в процессе и переделок проекта после его сдачи.
Сбор семантики
Самый важный этап для понимания будущей структуры сайта. На основе анализа ниши и конкурентов необходимо собрать первоначальное семантическое ядро – максимальное количество релевантных нише запросов.
Далее собранные запросы объединяются в категории и подкатегории во главе с самым высокочастотным (кластерным) запросом.
Задача SEO-специалиста – с помощью таких кластеров выстроить дерево запросов, понять, как именно сайт будут искать.
Это основа будущей структуры, которая поможет организовать навигацию, каталог, выделить наиболее важные страницы.
Также семантическое ядро на этапе разработки понадобится, чтобы подготовить контент будущего сайта, но об этом чуть позже.
Не надо валить всю семантику в кучу и оптимизировать одну страницу под все ключи
Разработка структуры
Структура сайта должна быть логичной и удобной для пользователя. Распространенная ошибка – составлять структуру в вакууме, в отрыве от реального спроса. Именно такая позиция приводит к существенному увеличению затрат на продвижение сайта, поскольку для полноценного продвижения готовый сайт придется переделывать, тратить на это время специалистов и деньги заказчика.
Чтобы этого избежать, следует еще на этапе разработки составить грамотную структуру на основе анализа спроса, конкурентов и семантики.
Для этого SEO-специалист формирует ментальную карту будущего сайта на основании кластерных запросов из собранного семантического ядра, обозначает пункты каталога, располагает их в порядке частотности или маржинальности.
Внутренняя оптимизация
Внутренняя оптимизация уже на этапе разработки включает в себя десятки важных для продвижения сайта пунктов. Пройдемся по основным.
За дело!
Проверка robots.txt
В файле robots.txt SEO-специалист указывает, какие страницы и файлы на сайте следует и не следует индексировать.
Требования к файлу:
- Файл должен присутствовать в корневой директории (site.ru/robots.txt);
- Размер файла не должен превышать 32 кб;
- Должны быть закрыты служебные и ненужные разделы;
- Для Яндекса и других роботов должны быть заданы разные User-Agent;
- Должна быть указана директива host для Яндекса;
- Страницы с динамическими параметрами должны быть закрыты директивой Clean-param;
- Должна быть корректная ссылка на карту сайта.
Проверка Sitemap.xml
Карта сайта в формате xml указывает поисковым роботам, как структурно организован сайт и какие страницы следует обходить. Она не только помогает обнаружить контент, но и предоставляет дополнительные метаданные, например, периодичность изменения информации на сайте.
Требования к файлу:
- Карта сайта должна быть без ошибок. Все ссылки в файле должны отдавать код ответа «200».
- Карта сайта должна быть актуальной, в идеале – автообновляемой.
Проверка 301 редиректа
Поисковые системы очень не любят дублированный контент, поэтому важно проследить, чтобы на одну и ту же страницу сайта нельзя было попасть по двум разным URL-адресам.
Должны быть склеены зеркала:
- С www и без www;
- Со слешем “/” в конце и без слеша;
- С index.php, index.html, home.php и т.п. и без.
Проверка 404 ошибки
Пользователь сталкивается со страницей 404, когда пытается попасть на страницу, которой больше не существует.
Требования в странице 404:
- Эта страница должна предлагать взаимодействие с сайтом;
- Отслеживаться в Google Analytics;
- Отдавать код ответа «404» (чтобы не индексироваться ПС).
Проверка 5** ошибки
Ошибки 5** – это ошибки сервера при обработке запроса пользователя.
Таких ошибок на сайте быть не должно
И так НЕ сойдет!
Проверка верстки
Верстка сайта должна соответствовать стандартам и проходить валидацию.
По итогам проверки в верстке не должно быть критических ошибок.
Проверка HTTP/HTTPS
При переезде сайта с протокола HTTP на более безопасный HTTPS (или при создании его сразу на HTTPS) важно, чтобы сайт был доступен только по одному из протоколов. Не должно быть страниц со смешанным содержанием.
Проверка ЧПУ
ЧПУ – человекопонятный урл, он же «Семантический URL», призван сориентировать посетителя внутри сайта. Кроме того, размещенный в качестве ссылки на другой странице, ЧПУ подсказывает, куда именно он ведет.
Ссылки формата http://www.site.ru/index.php?id_sezione=180&sid=5bhb542vd98u7yh намного меньше говорят пользователю, чем, например, http://mc-titan.ru/truby/besshovnye/.
ЧПУ должны быть для всех страниц, при этом не быть переспамленными и слишком длинными.
Проверка тегов и метатегов
Теги считываются поисковыми роботами в особом порядке, с них начинается знакомство с сайтом, они существенно влияют на ранжирование.
Не должно быть дублей тегов на одной странице:
- Title, H1, Description, тег с указанием кодировки – один на странице.
Не должны повторяться метатеги у разных страниц.
- Дубликаты Title, Description, совпадающие Title и H1 следует разделить.
Дублированный контент – плохой помощник
Проверка микроразметки
Семантическая разметка – это особые языки верстки, призванные структурировать данные вашего сайта для поисковиков.
Следует внедрять отдельную микроразметку для следующих страниц:
- Контакты – схемой LocalBusiness;
- «Хлебных крошек» – схемой BreadCrumbList;
- Изображений – схемой ImageObject;
- Видеозаписей – схемой VideoObject;
- Товаров – схемой Product.
Это могут быть и другие схемы, в зависимости от специфики сайта.
Проверка канонических страниц и страниц пагинации
Чтобы в поисковые системы не попадали мусорные страницы с динамическими параметрами, дубли и страницы пагинации, следует разметить такие страницы:
- Тегом rel=canonical – для дублей, страниц с фильтрами и пр.;
- Тегами rel="prev", rel="next" – для страниц пагинации.
Проверка скорости загрузки
Скорость загрузки является одним из важных факторов ранжирования. Медленные сайты вызывают раздражение пользователей, на них намного выше процент отказов и ниже конверсия.
Чтобы ускорить сайт, достаточно внедрить рекомендации Google Page Speed:
- Оптимизировать изображения;
- Использовать кеш браузера;
- Стили и скрипты не должны блокировать отображение верхней части страницы, их следует минимизировать и вынести вниз кода;
- Оптимизировать время ответа сервера.
Проверка оптимизации изображений
Недостаточно просто сжать картинки в рамках предыдущего пункта. Изображения должны быть оптимизированы для поискового продвижения:
- Не должно быть битых картинок на сайте;
- Должны быть заполнены теги alt;
- Изображения не должны быть сжаты до пиксельного состояния.
Проверка адаптивности под мобильные устройства
Посетители могут заходить на сайт с различных устройств – не только с ПК, но и со смартфонов и планшетов. Удобство пользователя высоко ценится поисковыми системами, поэтому наличие адаптивного дизайна положительно влияет на ранжирование.
Требования к адаптивности сайта:
- Сайт корректно отображается на различных устройствах;
- Задан тег viewport;
- Нет горизонтальной прокрутки;
- Нет Flash-элементов;
- Нет Java-апплетов;
- Нет Silverlight-плагинов;
- Удобно читать текст.
Проверка кроссбраузерности
Сайт должен корректно открываться не только с различных устройств, но и с различных браузеров. Для проверки можно воспользоваться сервисом browsershots.org.
Проверка на битые ссылки
Все страницы сайта должны отдавать код ответа 200. В качестве сервиса проверки можно использовать бесплатную программу Xenu.
По итогам проверки на сайте не должно быть «битых» ссылок.
Помочь может технология внешней оптимизации PromoPult Max, при помощи которой сайт за месяц поднимется на первые места органической выдачи, вырастет поисковый трафик, заявки и продажи. Технологию можно протестировать бесплатно в течение 2-х недель. Решение о том, продвигаться ли дальше, владелец сайта принимает по результатам бесплатного теста.
Установка счетчиков и подтверждение прав
Перед релизом сайта остается только установить счетчики аналитики и подтвердить права в панелях вебмастеров:
- Установлена Яндекс.Метрика;
- Установлен Google Analytics;
- Подтверждены права в Яндекс.Вебмастер;
- Подтверждены права в Google Search Console.
Дополнительно могут быть установлены Google Tag Manager, а также счетчики других поисковых систем.
Настройка целей в системах аналитики
Отслеживать целевые визиты и в целом конверсию сайта помогают корректно настроенные цели в Яндекс.Метрике и Google Analytics. Чем раньше эти цели настроены, тем точнее можно оценить эффективность сайта как инструмента продаж.
Правильная настройка целей в системах аналитики – один из важных этапов работы SEO-специалиста перед запуском сайта.
В зависимости от задач бизнеса настраиваются и различные цели. Сгруппировав их, мы получаем примерный список:
1) Посетитель взаимодействует с компанией, посещая определенные целевые страницы:
2) Посетитель совершает целевое действие:
3) Посетителю интересен сам сайт:
Настройка целей в системах аналитики – тема для отдельной статьи. На этапе разработки сайта задача SEO-специалиста – проанализировать специфику проекта и верно обозначить целевые действия посетителя на сайте.
Работа с контентом
Преимущество работы с контентом на этом этапе в том, что к моменту запуска площадки он уже будет готов. Готовая структура сайта, сформированное представление о важных страницах и направлениях, подобранные поисковые запросы – проделанная SEO-специалистом работа – станут основой для технического задания копирайтеру и контент-менеджеру.
Правильно раскидайте запросы по страницам, и будет вам продвижение
Действия специалиста на этом этапе:
- Отобрать приоритетные страницы для продвижения.
- Проанализировать контент конкурентов.
- Сформировать техническое задание для каждого кластера запросов.
- Составить контент-план, ориентируясь на приоритетные направления.
Это не просто поможет наполнить сайт на начальном этапе, но и даст основу для контента на долгое время. У SEO-специалиста появится возможность после запуска сайта не исправлять ошибки, а сосредоточиться на более важных проблемах и возникающих трудностях, работать над поведенческими факторами и над общим улучшением сайта.
Мы с Вовкой желаем вам удачи в продвижении!