Светлана Пушкарь – руководитель технического отдела группы компаний «Медиасфера» поделилась опытом, почему участие SEO-команды при разработке сайта необходимо.
Важен комплексный подход
Мы регулярно разрабатываем сайты самой разной тематики, с разными целями и задачами. И благодаря увесистому опыту точно знаем, что SEO-оптимизация нужна практически любому ресурсу. Разумеется, каталогам и интернет-магазинам в особенности.
Алгоритмы поисковых систем часто обновляются, а требования к сайтам и SEO-рекомендации не только меняются, но и становятся жестче. Не будешь их соблюдать – не видать хорошей органической выдачи и дополнительного трафика.
Чтобы заложить «крепкий фундамент» и получить на выходе SEO-friendly сайт, участие SEO-специалиста нужно уже на этапе разработки.
Нога в ногу с SEO
Создание хорошего сайта – задача со звездочкой, над которой трудится целая команда. И SEO-рекомендации необходимы на каждой ступени. Вот как строится процесс.
1. Мы начинаем со структуры (архитектуры) прототипа. Здесь происходит подготовка семантического ядра, кластеризация запросов, выбор региональной стратегии, включение в меню будущего сайта целевых, максимально частотных и маржинальных запросов.
SEO-специалист также готовит рекомендации по созданию прототипов типовых страниц, учитывает в них коммерческие и текстовые факторы ранжирования, правила юзабилити, рекомендует заложить сервисы, которые необходимо реализовать на сайте, для того чтобы конверсия в заявку была высокой. Например, калькулятор доставки на сайте транспортной компании, отображение в каталоге популярных товаров, наличие реквизитов и карты на странице контактов и пр.
Это позволяет разработчикам «собирать» сайт, имея своего рода оснастку и ориентир.
2. После этого приступаем к разработке самого прототипа. Обсуждаем его сначала внутри команды, где оцениваем пользовательские пути, наличие необходимого функционала, соответствие уже озвученным требованиям SEO.
Из вопросов на повестке:
- что будет происходить при выборе пользователем другого региона;
- все ли факторы юзабилити учтены;
- как будут отрабатывать языковые версии сайта;
- как удобно отобразить фильтрацию на сайте или страницы тегов и пр.
3. После утверждения прототипа командой, он отправляется заказчику и корректируется в зависимости от пожеланий.
Если на этих этапах SEO не прорабатывается (причем предметно и очень обстоятельно), в дальнейшем можно ждать потерю трафика и дополнительных затрат на многочисленные «допилки» сайта для его поисковой оптимизации. Чаще всего это достаточно серьезные изменения шаблона, логики вывода карточек товара в каталоге и другие трудоемкие задачи, которые могут привести к тому, что работу придется начать с самого начала.
4. Отрисовка дизайна на базе прототипа – это этап, на котором SEO-специалист контролирует наличие всех необходимых элементов и соблюдение ранее подготовленных требований. Важно также проверить, как дизайн сайта реализован для мобильных устройств.
5. Верстка напрямую влияет на качество будущего сайта. Поэтому на этой стадии SEO-команда пишет развернутое техническое задание, которое необходимо реализовать и учесть. Например:
- как должны отрабатывать скрипты (для повышения скорости загрузки страниц все объемные скрипты необходимо выносить в отдельные файлы и загружать на странице исключительно при помощи вызова);
- требуемая скорость загрузки сайта;
- микроразметка и пр.
Если эти рекомендации проигнорировать, результаты ранжирования сайта в выдаче не порадуют. А в случае критических ошибок может потребоваться полная переверстка проекта.
6. На этапе программирования SEO-специалист контролирует внутреннюю оптимизацию:
- логику работы фильтров каталога,
- генерацию метатегов и тегов,
- внедрение микроразметки,
- канонические страницы и страницы пагинации;
- правила редиректов;
- формирование URL, заголовков, хлебных крошек;
- корректность файлов robots.txt, sitemap.xml и другое.
Конечно, участие сеошников нужно не только в программной, но и контентной части:
- они составляют технические задания на написания текстов,
- формируют списки страниц, у которых нужно перенести контент со старого сайта на новый (если ранее сайт уже был).
Эти работы минимизируют просадку позиций при запуске нового проекта.
Выводы и рекомендации
- SEO – это далеко не только тексты и метатеги. Это целый комплекс работ, как внешних, так и внутренних. Кроме того, оптимизацию во многом нельзя выполнить раз и навсегда. Это непрерывная работа над сайтом, улучшение его удобства для пользователя, работа с коммерческими факторами. И часть этой работы закладывается на этапе разработки, чтобы будущий сайт «понравился» поисковикам и пользователям.
- Одно из самых главных заблуждений – сначала разработка, потом – SEO. Да, если вы готовы переделывать уже готовый сайт под требования поисковиков и мириться с потерей поисковых позиций.
- Большой трафик при отсутствии конверсий может говорить о неудобстве ресурса для пользователей или технических ошибках (не работает корзина, не предусмотрена онлайн-оплата и пр.). И SEO на этапе разработки поможет избежать таких «препятствий» на пользовательском пути и не потерять клиентов.
- Помните, если страницы сайта уже находятся в индексе, переработка архитектуры URL, изменение структуры каталога и пр., могут негативно повлиять на ранжирование страниц в поисковой выдаче.
- Отсутствие SEO-команды при создании ресурса может замедлить или сократить привлечение поискового небрендового трафика из органической выдачи после релиза сайта, а работа программистов без SEO-экспертизы – может привести к необходимости полной переделки или рефакторингу проекта. А это – трата времени и денег.
- И самое главное, текущие реалии таковы, что при разработке необходимо подключать сеошников, так вырастет удобство сайта и вы сэкономите на дальнейших переделках, если захотите чтобы сайт приносил лиды! SEO-команда защитит вас от возврата к точке 0 при разработке сайта.