Интернет глубоко и крепко проник в нашу повседневную жизнь. Совершая любое действие, даже не связанное с каким-либо важным выбором, многие из нас спрашивают совета в сети. Поисковая строка — наш друг, советчик и последняя инстанция при определении, стоит ли вот этим ребятам отдать свои деньги или пойти работать в фирму к этому человеку. Отзывы, комментарии, обсуждения мгновенно индексируются и становятся доступны каждому, у кого есть выход в интернет. И если вы не отшельник, который живет в джунглях Южной Америки, то и про вас найдется что почитать. Из всего этого складывается такая вещь, как репутация. И если для вас важно, какая у вас репутация в поиске, задумайтесь о SERM (управление репутацией в поисковых системах).
Сегодня расскажу о работе по управлению репутацией недавнего клиента. Приношу извинения, получился не типичный кейс, а скорее рассуждение на тему и инструкция к работе. SERM-проекты в нашей компании сопровождаются NDA (клиента можно понять, в конце концов), поэтому все приведенные мной примеры — аналогии.
Что нужно клиенту
Клиент занимается производством медийного контента и рекламой.
Проблема:
-
У него был плохой профиль на многих сайтах-отзовиках — недовольные бывшие сотрудники, конкуренты, заказные отзывы.
В качестве примера — Связной. В случае с нашим клиентом ситуация была не настолько плоха, чтобы негатив пробивался даже в сниппетах, но подбор площадок-отзовиков для работы был примерно таким же:
- выдача по общим запросам, связанным с названием компании. В ней — сайты отзовиков, площадки клиента (сайт, твиттер). Негатив в основном формировался из отзывов, также имелись крупные статьи в ЖЖ, целенаправленно обличающие компанию. Материал в Википедии, традиционно занимающий высокие позиции, тоже содержал негативную информацию.
- негативное инфополе, связанное с руководством: медийные личности, при упоминании которых постоянно всплывало название компании, и материал сразу попадал в поисковики.
Задача:
По согласованным ключевым словам добиться максимально положительной выдачи. В работу пошло 7 запросов, связанных с отзывами, общие запросы с названием компании и запросы по руководству: название компании_отзывы, имя_название компании и так далее.
Следует помнить, что запросы должны обеспечивать необходимый охват. Работа с низкочастотными запросами — в большинстве случаев пустая трата ресурсов и времени.
Мониторинг и аналитика
Изменения поисковой выдачи могут происходить молниеносно. Инфоповоды рождаются часто, и всегда найдутся СМИ, освещающие их достаточно быстро. Если вы можете получать информацию от клиента заблаговременно и проактивно создавать качественный и оптимизированный контент, проблем с репутацией у вас не возникнет. В нашем случае приходилось реагировать уже на сформировавшуюся выдачу.
В любом случае, необходимо понимать, что именно поисковики индексируют по важным для вас запросам. Можно пользоваться инструментом
Также необходимо мониторить саму выдачу. Мы пользуемся своим парсером страниц выдачи. Насчет глубины парсинга: для большинства запросов CTR выдачи стремится к нулю к 20 позиции, по брендовым запросам — к 10. Таким образом, анализировать данные глубже второй страницы поисковиков не имеет смысла.
Выводы: Обеспечить постоянную SERM-кампанию (идеальный вариант) способен не каждый клиент. Но мониторить результаты выдачи и появление новых материалов должен любой, кого волнует его репутация.
Создание и продвижение контента
В основе SERM лежит SEO. Запросы, обеспечивающие самый широкий охват по важному вопросу, не всегда имеют в выдаче оптимизированные, а значит, максимально релевантные результаты. Но это уже проблема СМИ и плюс для нас.
Мы использовали существующие инфоповоды для написания развернутых статей. Оптимизировали их и делали посев на площадках. Так как наш клиент — медийное агентство, площадками для посева служили новостные порталы и аналогичные СМИ.
Также продвигали материалы, имеющиеся на посещаемых ресурсах, например, «Ведомости», «Коммерсант» и прочих. Впрочем, продвижение показало лишь то, что эти статьи «просрочены». Ни перепосты на других площадках, ни манипуляции ссылочным профилем не помогали. Напротив, короткие заметки и посты, ссылающиеся на вышеуказанные статьи, с легкостью обходили по выдаче громоздкие материалы.
Выводы: Только свежий и оптимизированный контент — ключ к успеху. Учитывая, как часто обновляется «новостная» выдача, необходимо регулярно публиковаться в интернет-СМИ.
Работа с отзывами
Есть группа площадок, занимающих прочные позиции в выдаче, например,
- Платный аккаунт на сайте-отзовике. С помощью него вы можете свободно модерировать отзывы посетителей в профиле вашей компании. Некоторые площадки предлагают оплатить удаление негативных отзывов. Вот такая монетизация.
- Второй способ, который использовали мы — создание отзывов на необходимых площадках. При этом копирайтерам трудно писать внушающие доверие тексты. Лучший вариант — собирать отзывы ваших работников и размещать на подобных сайтах.
Выводы: Если на одной или нескольких площадках есть негативные отзывы, либо профиль компании имеет большое количество негативных отзывов, стоит использовать первый способ. В случае, когда бюджет ограничен, а площадок-отзовиков много — второй.
Работа с трастовыми площадками
В любом случае вы столкнетесь, как минимум, с Википедией. Очень часто там есть то, что клиента не устраивает. Сначала, чтобы избежать многочисленных грабель, рекомендую ознакомиться с
Социальные профили
Вы можете встретить фейковые группы в социальных сетях. Благодаря текстовой релевантности они высоко ранжируются по брендовым запросам. В нашем случае в выдаче была «угнанная» старая группа, в которой размещались рекламные объявления. Для удаления подобных групп необходимо предоставить фактуру (в идеале — официальное письмо от клиента) о том, что группа не принадлежит клиенту и им не ведется.
О пессимизации
Думаю, каждый хотя бы раз слышал о том, как чей-то сайт загоняют под фильтры или даже бан, используя спамный ссылочный профиль, уязвимости к генерации страниц через GET-параметры и прочее. Оставим мораль и подумаем, насколько релевантен данный способ, если задача — добиться чистой и приветливой выдачи? На мой взгляд, этот способ бесполезен:
- Зачастую выдача изменяется очень быстро, и нет необходимости в манипуляциях ссылочным профилем неугодных сайтов. Они могут выпасть из выдачи уже завтра.
- Если у сайта все в порядке в плане внутренних факторов, то никакой ссылочный профиль не помешает ему занимать должные позиции в поисковой выдаче.
- Если, по-вашему, вы можете повлиять на позиции сайта при помощи спамных ссылок, то вы с тем же и даже большим успехом сможете продвинуть свой контент.
- В рамках всей поисковой выдачи, особенно если запросов много, точечная работа с сайтами трудозатратна и потому неэффективна.
- Слишком долгий пересчет поисковиками изменений в ссылочном профиле.
Итого: Сложно определенно сказать, насколько эффективна пессимизация. По крайней мере, есть более простые и быстрые методы работы в SERM. Не говоря уже о более честных.
Юридические способы
На некоторых ресурсах наглая ложь. Часто негативные материалы получают перепосты. А в крайних случаях авторы статей пытаются донести свои «исследования» до прокуратуры. И тогда необходимо судиться. Этот способ надежен, позволяет очистить выдачу от источника. Если имеются перепосты, пишите администрации данных сайтов, в техподдержку поисковика. Контент закроют от индексации.
Результаты
Мы добились уменьшения негативных результатов в выдаче по всем запросам в среднем на 50%. В итоге 70–100% выдачи по рабочим запросам занимали положительные и нейтральные результаты. Идеальный вариант достижим (когда 20 позиций занимают положительные материалы), но для какого-то вакуумного объекта, который совершенно не контактирует с окружающим миром.
* на графике отображается изменение количества негативных материалов в топ-20 Яндекс и Google.
Выводы, которые можно сделать на основе данной кампании:
- Основную проблему при работе по SERM для медийной компании доставляют сайты-отзовики и объемные заказные негативные статьи. Для нивелирования негатива на сайтах-отзовиках хорошо подходит активное размещение положительных отзывов сотрудников компании.
- Для критических случаев подходит юридическое решение вопроса.
- При работе с негативными социальными профилями обычно достаточно предоставить необходимую фактуру администрации социальной сети.
- Для работы с трастовыми площадками существуют способы, не связанные с SEO. В конце концов, почти всегда можно договориться.
- Мониторинг важен. Понимание ситуации в поисковой выдаче и понимание, куда двигаться дальше, лежит в основе успешной кампании. Потратьте столько времени и ресурсов на создание необходимых инструментов, сколько нужно. Скупой платит дважды.
- Количество, качество и разнообразие продвигаемого контента для каждой отдельной кампании определяется эмпирически. Не скупитесь и делайте с запасом.
Ознакомьтесь со всем контентом в рамках топ-50 по важным запросам, даже если они не приняты в работу. Понимание репутации клиента, настроения аудитории поиска поможет определить дальнейшее направление в работе. Не ограничивайтесь только интернетом. Держите руку на пульсе, и вы всегда сможете положительно повлиять на репутацию вашего клиента.