Сила ИКС: эксперты об отмене тИЦ и новой метрике качества

UPD (3/09/2018): Яндекс запустил ИКС 31 августа.

22 августа Яндекс объявил о том, что на следующей неделе он перестанет отображать тИЦ на всех ресурсах. На смену метрике, которая была введена еще в 1999 году, придет ИКС – индекс качества сайта.

Редакция SEOnews поинтересовалась у экспертов рынка, как они оценивают это нововведение и как оно может повлиять на поисковое продвижение.

Дмитрий Шахов, основатель группы компаний «REMARKA» и проекта Madcats
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. На нашей работе это никак не скажется. Мы всегда старались и будем стараться делать сайты лучше. Если это будет подтверждаться повышением Х, прекрасно. Но веры в это, с учетом формального подхода поисковой системы ко многим моментам, нет.

Сергей Кокшаров, SEO-аналитик и автор профессионального SEO-блога devaka.ru

Смена метрик в аналитике меняет взгляд на ситуацию. Также смена пузомерки позволит со временем сменить ценности вебмастеров, и они будут больше внимания уделять юзабилити. Это хорошая тенденция. Но как новую метрику качества сайта воспримет рынок, будет ли это вообще использоваться SEO-специалистами – пока неясно. Думаю, как и раньше, мы будем сравнивать метрику свою и чужих сайтов, стремиться к идеальному показателю, что может приводить и к накруткам. Но об этом мы узнаем позже.


Станислав Ставский, SEO-консультант, в прошлом аналитик веб-поиска в Яндексе, старший аналитик «Ашманов и партнеры», Head of web analytics Profi.ru, Head of SEO Lamoda, Head of SEO Onetwotrip

Для расчета тИЦ Яндекс использовал ссылки, а также тематику сайтов источников ссылок и сайта получателя, основанные на данных Яндекс.Каталога.

На сегодняшний день ссылки не являются ни доминирующим фактором ранжирования, ни сколько-нибудь внятной метрикой качества сайта. Яндекс.Каталог же давно не обновляется, не промотируется на главной Яндекса и, в целом, никак не развивается и не поддерживается.

Обновленная комплексная метрика качества сайта от Яндекса, на мой взгляд, поставит следующие вопросы перед SEO-аналитиками:

1) На чем основана метрика? Рассчитывается ли она для зарубежных сайтов, или только для сайтов с высокой долей покрытия пользовательских факторов (Метрика, Яндекс.Браузер)?

2) Есть ли зависимость между видимостью сайта и новой метрикой X от Яндекса?

3) Как будет меняться метрика при применении к сайту белых/серых/черных методов поискового продвижения?

Ответы на данные вопросы позволят получить более развернутое представление о новой метрика качества сайта ИКС от Яндекса.

Что же касается отмены тИЦ, то так же, как и с отменой Google Page Rank, тИЦ будет медленно и долго «умирать» для старых сайтов, сохраняясь в кешах сеошных инструментов.

Дмитрий Севальнев, руководитель департамента SEO и рекламы в «Пиксель Плюс»

Нововведение кажется логичным. Яндекс давно старается сместить фокус внимания вебмастеров и владельцев бизнеса от ссылочной группы факторов. В то же время тИЦ, как хостовая ссылочная метрика, оставался единственным показателем, который и используется в формуле ранжирования, и доступен широкой публике от первоисточника.

В этом было и пока есть (еще неделю) определенное противоречие. Мол, ссылки не важны, но смотрите-ка на тИЦ, который определяется чисто ссылками и их показателями.

Теперь же Яндекс смещает акценты внимания владельцев сайтов на поведенческие показатели: ядро аудитории, удовлетворение потребности пользователей на проекте, вероятно, и прочие.

Будем смотреть, с каким именно показателем будет коррелировать новый ИКС и искать закономерности, это может рассматриваться как исследовательская задача для Пиксель Тулс. Показатель тИЦ неплохо коррелировал с логарифмом от общего числа уникальных ссылочных доноров сайта.

SEO станет ровно таким, каким оно уже является сейчас. Сам алгоритм ранжирования никак не меняется, по крайней мере это не анонсируется. Просто будет доступен новый показатель (моном), он будет выведен на «приборную панель» и может анализироваться SEO-специалистами. Если будет корреляция с ранжированием, то на него будут обращать внимание при работе, но не факт.

Фактически, Яндекс просто вместо одного «залежавшегося» показателя выводит в публичный доступ другой. Про тИЦ было ивестно, что это слабый и хостовой, но фактор ранжирования. Про ИКС пока такой информации нет.

Михаил Шакин, автор блога Shakin.ru

Все давно шло к тому, что такой параметр оценки сайтов, как тИЦ, уйдет в прошлое. Он изжил себя.

Яндекс очень правильно сделал, что придумал новый параметр качества сайтов ИКС. Я считаю, что такой параметр должен быть у каждой поисковой системы, чтобы владельцам сайтов было на что опираться. Иначе многие сторонние сервисы придумывают свои показатели, которые часто не имеют ничего общего с реальностью.

Если ИКС будет основан на большом количестве факторов и его будет сложно накрутить, кроме как действительно работая над сайтом, развивая его качественно, то это будет замечательно.

Думаю, после отмены тИЦ SEO никак не изменится. Просто по интерфейсам различных сервисов и программ можно будет видеть, как быстро их разработчики реагируют на отмену тИЦ и появление нового показателя ИКС.

Время поиска уязвимостей в алгоритмах и накруток давно ушло.

Сейчас нормальное SEO основано на улучшении технических составляющих сайта, удобства для посетителей, конверсии и повышении качества информации. А это как раз то, что сами поисковые системы рекомендуют.

Олег Шестаков, основатель Rush Agency & Rush Analytics

Нововведение интересно – люди хотят видеть какую-то приведенную метрику успеха и качества своего сайта. Люди любят «пузомерки». Новая метрика будет более комплексная и от того более релевантная. Раньше тИЦ в основном использовался как определяющий фактор при покупке ссылок. Есть вариант, что появятся какие-то новые биржи по торговле ссылками, да и выжившие игроки добавят эту метрику. Фактически это ничего не изменит – рынок линк-торговли в РФ уже давно мертв.

SEO никак не поменяется. Новая метрика качества сайта не может ничего кардинально поменять на рынке, если она не влияет на ранжирование. Яндекс пока не заявлял, что ИКС будет хоть как-то влиять на ранжирование. ИКС может эффективно применяться как при оценке сайтов как актив – при покупке. Раньше тИЦ показывал, есть ли хоть сколько-нибудь качественные ссылки на сайт, а ИКС будет показывать, насколько сайт реально популярен у пользователей. Такая метрика намного более важна для оценки инвестиционной привлекательности сайта.

Александр Алаев, генеральный директор веб-студии «АлаичЪ и Ко»

Это ожидаемо. Вспомните, когда отменили PR? Его просто перестали обновлять в публичном доступе, а сама метрика осталась. Давно это было. А теперь давайте вспомним, когда последний раз был «ап тИЦа» (не могу поверить, что это выражение ушло в историю и больше его не будет, ведь я застал еще те времена, когда «ап тИЦа» случался стабильно раз в неделю, это 2005 г.), да никто не скажет, когда он был. Больше года назад тИЦ просто стал не нужен, не актуален. Только не следящие за отраслью люди еще интересуются, как поднять тИЦ, а почему ноль и т.д. Так что я не оцениваю это событие как нововведение, это было известно давно – тИЦ потерял смысл, когда Яндекс.Каталог закрыли, потому что это было единственное место, где ранжирование сайтов шло по тИЦ.

Как изменится SEO? Тоже никак не изменится. Тут корреляция с тИЦ такая же, как с погодой на Камчатке. Яндекс один показатель заменяет другим, по их словам, более объективным и полноценным. Так что если раньше люди могли меряться тИЦками, то сейчас будут мериться ИКСами – для этой цели оба показателя одинаково хорошо подходят. Как мне сейчас видится перспектива – по изменениям ИКСа можно будет оценивать подход к работе над сайтом: растет – значит нормально делаем, падает – значит что-то не так. Но и то это не точно. Ведь цель бизнеса не нарастить ИКС, а все же прибыль получать.

Так что я мог бы не писать предыдущие два абзаца, просто сказав, – «господа, ничего не изменится вообще».


Сергей Людкевич, независимый консультант, автор блога ludkiewicz.ru

Яндекс уже давно отошел от идеи использования ссылок как меры значимости сайта. Поэтому параметр тИЦ и канул в лету. Обходиться же совсем без пузомерки, похоже, менеджеры Яндекса считают неправильным. И вместо тИЦ нам теперь презентуют новый параметр качества сайта, основанный уже на других критериях. Это логично и ожидаемо.

[Если говорить об изменениях в SEO] Да особо ничего не изменится. Несмотря на то, что ссылки как таковые в Яндексе теперь играют очень малую роль, а покупные ссылки вообще как минимум бесполезны, а как максимум вредны, сеошники продолжают их закупать. И если раньше ценообразование на ссылки привязывалось к тИЦ донора, то теперь оно привяжется к новой пузомерке. В любом случае, и та, и другая привязка имеют мало общего с реальным ссылочным весом. Какая разница, на основе чего сливать ссылочные бюджеты клиента в трубу?


Артур Латыпов, преподаватель в seo-kursy.com, руководитель интернет-агентства SEO Интеллект

Это хорошая новость, нововведения всегда вызывают интерес. ТИЦ, как параметр, давно устарел, пора на что-то его менять. Посмотрим, будет ли как-то коррелировать новый параметр с позициями, трафиком, поведенческими данными и др.

Уходит целая эпоха, связанная с тИЦ, будем скучать.

SEO уже достаточно давно изменилось в сторону работы над качеством сайта и информации. Думаю, сервисы будут использовать новый параметр для оценки доноров, анализа конкурентов и других параметров. Сам подход к продвижению вряд ли изменится, будет плюсом, если ИКС будет отражать качество работы над сайтом, это упростит беглый постанализ работ.

А в блоге Sape вы можете ознакомиться с мнением Юрия Софина, ведущего аналитика Wizard.Sape, а также Александра Шестакова, руководителя сервисов PR.Sape и LM.Sape и не только.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)