Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
19 Марта 2007 в 03:09

"Скучный копирайтинг "

Россия +7 (495) 139-20-33
2 5166
Подпишитесь на нас в Telegram

Однажды я бродил по корпоративным сайтам в поисках информации. Прочитав первый абзац на главных страницах двух из них, я страшно разозлился. Я точно помнил, что писал практически такой же текст, но этих компаний у меня в клиентах не было. Бросившись в папку с работами, я обнаружил, что никто ничего не воровал. Просто фразы были шаблонные, и на вышеупомянутых сайтах авторы случайно сложили из этих фраз конструкции, которые когда-то сложил и я.

М-да. - подумал копирайтер Ярослав. - Пора что-то менять”.

Нет ничего хуже штампов и шаблонов. Обнаружив за собой грешок в этом направлении, я незамедлительно проникся важностью проблемы его устранения. Решено - клиенты получают только свежие, увлекательные тексты без набивших оскомину клише.

Первый же клиент, которому я написал классный и цепляющий (по моему субъективному, разумеется, мнению) текст, прислал его обратно с кучей правок и замечаний. Изучив объекты недовольства заказчика, я понял, что их устранение сделает текст все тем же скучным и пресным набором привычных фраз.

Ну уж нет, нас голыми руками не взять.

Составил я большое письмо, в котором попытался объяснить клиенту, что нужно как-то выделяться, людям надоело читать одно и то же, да еще и в аналогичной подаче.

Поправил все, переписал в соответствии с замечаниями. Заказчик в восторге - я в унынии. Наивным романтиком в жестоком мире коммерции и рекламы меня, конечно, не назвать, но все же я надеялся на то, что клиенты проникнутся идеями, которыми проникся я - копирайтинг в Рунете нужно делать живее и ярче.

Лирическое отступление

Один мой знакомый занимается созданием и размещением наружной рекламы. Однажды я гостил у него в офисе, на меня напал один из регулярных приступов креативного недержания, после чего я вывалил на бедного товарища целый поток идей, касаемо того, как сделать наружку более яркой, цепкой и агрессивной.
Он посмеялся надо мной. Не над моими идеями, они действительно были неплохими, и он даже не пытался это отрицать. Он просто предложил мне попробовать убедить хотя бы одного из его заказчиков в том, что такие идеи действительно сделают наружку более эффективной. И рассказал мне массу историй. Вкратце опишу одну из них.
Довольно богатому и нескупому на наружку клиенту было предложено оснастить все его билборды электронными табло с указанием температуры воздуха и точного времени. Ничего супер-креативного и вызывающего - просто довольно удачный ход для привлечения внимания аудитории, которая после просмотра информации о температуре вполне ожидаемо сделает пресловутый контакт с билбордом. Установка таких табло обошлась бы клиенту в 15 долларов за один билборд. Всего билбордов с его рекламой в городе было около 50 штук, за каждый в месяц он платил не менее 300-400 долларов США. Очевидно, что разовые затраты в 750 баксов не играли для этого бизнесмена никакой роли. А эффект мог получиться очень даже неплохим.
Ничего не получилось. Клиент ответил на предложение примерно так: “Никто такие табло не вешает. С какой радости я их буду вешать? Раз не вешают – значит, оно не нужно”. Попытки объяснить ему, что подобные вещи и эффективны, потому что свежи (если все будет завешано такими табло, кому они будут нужны?), не увенчались успехом. Вот вам и свежие тренды.
С тех пор мне все же удалось привить некоторым клиентам тягу к интересным и увлекательным текстам, которые посылают в пешее эротическое путешествие сухой конторский тон и доставляют читателям удовольствие. Многих же заказчиков только предстоит этому обучить. Но есть один нюанс…

Снять давно усевшегося на иглу шаблонных фраз и текстов клиента с этой иглы очень непросто. Резкие движения приводят к мгновенной защитной реакции, и человек еще больше закрывается в этом плане. Как-то раз я понял, что не всегда чувствую, какой вариант текста предложить клиенту. Где можно пытаться покреативить, а где лучше дать то, что обычно устраивает всех, и прививать смелость действий порционно.

Однажды меня осенило...

Большинство клиентов я получаю по рекомендациям. Но ощутимый поток дают и сайты. Их у меня два. Первый - это www.kevindark.com. Второй - www.adonico.com. На kevindark.com текстам уже несколько лет. По-хорошему, их давно пора переписать и отредактировать, но это уже дело такое. Речь не об этом. При всех своих недостатках эти тексты мне нравятся как раз своим духом. Они немного наглые, некоторые усматривают на них даже налет хамства и самолюбования. Иногда мне на почту даже приходят письма, авторы которых называют меня “наглым Нарциссом” и клянутся, что никогда у меня ничего не закажут. Ну и предрекают мне гореть в копирайтерском аду без клиентов и заказов.

Тексты на втором сайте характеризуются более сдержанным стилем, в лучших традициях “причесанного” копирайтинга. Есть, конечно, интересные моменты, но в основном текстами этот сайт особо не отличается от других проектов в индустрии.

В зависимости от того, какой сайт стал связующим звеном между мной и клиентом, можно практически безошибочно определить, готов клиент к экспериментам или нет. Если его привлек нестандартный текст, он с большой долей вероятности хорошо отнесется к такому и для своего проекта. А если зацепило привычным, этого заказчика нельзя кантовать, демократизировать его нужно бережно. В этом свете появилась идея, которую можно начинать предлагать клиентам с достаточным бюджетом - делать один сайт для консерваторов, а другой для тех, кто ценит хороший стиль и живой юмор.

Многие клиенты не хотят новизны. Не хотят выделяться. Не хотят пробовать и экспериментировать.
Но валить все проблемы на клиентов было бы неправильно в корне. Как я уже сказал в самом начале текста, проблему я отнес на свой счет. То, что заказчики безоговорочно принимали вполне заурядные, с точки зрения стиля, тексты, сыграло свою роль, но они и не обязаны прививать копирайтеру тягу к свежим решениям и незамыленным конструкциям. Убивать в себе штамповщика копирайтер должен сам. В каждом тексте. Нужно избавляться от набивших оскомину “мы обеспечиваем”, “благодаря этому”, “именно поэтому”. Нужно безжалостно расправляться с никому не нужными паразитами “как правило”, “зачастую”, “вероятнее всего” и пр.

Да, кстати. В этом свете все более архаично начинает выглядеть принцип оплаты за символы. Все эти “как правило” и “зачастую” увеличивают количество символов, заказчик платит за них, а платить там не за что. В большинстве случаев выброс этих слов и словосочетаний делает текст более удобным для восприятия. Правда, альтернативы я предложить пока не могу. Почасовая оплата? Есть нюансы и недостатки. Просто называть стоимость "от балды", прикинув сложность задачи и затраты времени на нее? Уже лучше, вот только непонятен принцип ценообразования для клиента, это многих отпугнет.В этом направлении еще нужно подумать. А пока выдавливать, выдавливать, выдавливать боязнь экспериментов и тягу к шаблонам из себя и из клиентов.

2 комментария
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
  • Дэн Шорин
    55
    комментариев
    0
    читателей
    Дэн Шорин
    больше года назад
    Ярослав, требования к тексту зависят от того, куда этот текст должен пойти - на главную страницу популярного сайта или в дальний угол пятнадцатого промосайта. Проще говоря, рассчитан текст в основном на робота или на живого клиента. Или же для публикации на бумаге.
    Когда я пишу на бумагу либо для крупного сайта , штампы естественно убиваются. Когда для промо, рассчитанного на роботов - оставляю. У роботов нет чувства юмора, они не умеют скучать. =)
    -
    0
    +
    Ответить
  • Олег Сахно
    483
    комментария
    0
    читателей
    Олег Сахно
    больше года назад
    В промосайтах, даже, можно немного пошалить ;)  вставив в текст, например, "... эх, жаль, этот текст никто не прочтёт..." :)
    -
    0
    +
    Ответить

Отправьте отзыв!
X | Закрыть