Ни для кого не секрет, что в настоящее время большинство SEO-специалистов и SEO-компаний для расчета стоимости продвижения сайта по определенному списку слов используют систему Wordstat — статистику запросов Яндекса (
Если раньше система Яндекс Wordstat пользовалась большим доверием у оптимизаторов и отлично справлялась с задачей определения спроса на ключевые слова, то в марте 2009 года ситуация изменилась. 26 марта 2009 г. в выдаче сервиса wordstat.yandex.ru произошли большие изменения, которые значительно усложнили работу с сервисом. Рассмотрим эти изменения и вытекающие сложности подробнее.
1. Теперь в wordstat.yandex.ru выводится «хвост» по запросу, в котором есть слова во всех словоформах. При этом значения спроса для каждого запроса «хвоста» отличаются от значений для этого же запроса, если перейти по указанной в системе ссылке.
2. Цифры, которые выдает Wordstat, совершенно неправдоподобные. Это становится ясным, если сравнить спрос по отдельному запросу в Wordstat с числом, которое отображается в самом низу страницы выдачи Яндекса после ввода данного слова в строку поиска.
Если, например, ввести в поисковую строку Яндекса слово «лампо», то в самом низу страницы отображается число вводов этого слова за месяц:
3. Помимо слов во всех формах, в «хвосте» содержится большое количество запросов, вводимых с ошибками, а также запросов, не имеющих вообще никакого отношения к исходному запросу. Например, на первом скриншоте видно, что для запроса «лампа» в хвосте есть слова «лампо» и «лампи» с огромным, по показаниям Яндекса, «грязным» спросом.
4. После последовательного ввода нескольких запросов в
5. «Хвост» можно просмотреть только до двадцатой страницы. Не очень удобно, согласитесь. Особенно если вы выбираете словосочетания в тематике «недвижимость».
6. Если перед вводимым в Wordstat словом поставить восклицательный знак, то «хвост» запроса меняется, и изменяются все числовые значения. Гипотеза о том, что постановка восклицательного знака перед запросом позволяет измерить спрос точного вхождения, не подтверждается. Например, если поставить восклицательный знак перед словом не в начальной форме, то в хвосте остаются только слова запроса во введенной словоформе (введем запрос «!купила»).
Видим, что цифры, стоящие напротив запросов в хвосте, вовсе не означают, что это грязный спрос запроса в данной словоформе. Если перейти по ссылке любого запроса из хвоста, то в полученном хвосте этого запроса будут слова и в других словоформах. Поэтому находить очищенный спрос для данной конкретной словоформы по числам напротив каждого запроса в хвосте нельзя.
7. Попытаемся вычислить чистый спрос для запроса «идти». Исследования показали: для того чтобы получить хвост только с этим инфинитивом, необходимо в строке ввода запроса вычесть все другие словоформы (формы слова во всех падежах, склонениях, спряжениях, числах, лицах и родах, а для глаголов — еще и все формы причастий и деепричастий).
8. В целом, если предположить, что в строке «Что искали со словами...» показывается суммарный спрос запросов, содержащих слова введенного запроса, то это число отличается от суммы спроса «хвоста».
Совершенно очевидно, что для одного и того же запроса не может быть двух разных значений неочищенного спроса, а цифры спроса не могут быть различными для одного и того же запроса, отображаемого на двух разных страницах.
Вероятно, все неудобства сервиса Wordstat являются временными и связаны с расширением возможностей Яндекса или с недостатком технических ресурсов. Со своей стороны хотелось бы предупредить пользователей о том, что воспринимать цифры Wordstat как истину в последней инстанции не стоит, т.к. Вы можете купить продвижение по среднечастотному запросу (исходя из спроса, выдаваемого Wordstat), а на деле окажется, что это запрос с миллионным спросом. Доверяй, но проверяй, как говорится.