Статья на правах рекламы
Эксперты в области экономики пытаются переосмыслить воздействие экономического кризиса на развитие разных отраслей, но пока даже нет единого ответа на вопрос, долгой ли будет ремиссия. Однако уже сейчас можно делать определенные выводы, в частности, о влиянии кризиса на веб-индустрию.
Прежде всего, не может не радовать тот факт, что сфера IT, по многочисленным отзывам экспертов, продолжала расти и в период кризиса: на рынке появлялись новые игроки, стабильно рос спрос на некоторые виды услуг. Но все же кризис внес определенные коррективы в развитие отрасли и, прежде всего, — в формирование цен на услуги. В данной статье мы попытаемся обобщить данные нескольких источников, чтобы выяснить наиболее яркие тенденции.
Создание сайтов
Достаточно стабильное развитие этой сферы даже в кризисный период было обусловлено, прежде всего, объективными причинами — ростом количества интернет-пользователей и увеличением влияния Интернета в обществе. Однако всеобщая тенденция к экономии проявилась и здесь. В условиях кризиса, дефицита корпоративных бюджетов и всеобщей паники, владельцы компаний стремятся урезать расходы и отказаться от всех услуг, от которых напрямую не зависит жизнедеятельность компании. Однако создание сайта — это та услуга, откладывать которую действительно нецелесообразно. Заказчики сайтов начинают более внимательно подходить к выбору исполнителя, делают запросы в большее, чем раньше, количество компаний и тщательнее изучают прайс-листы. В кризисных условиях заказчики хотят сделать сайты по более низким ценам и за свои деньги получить максимум в качественном и количественном отношении. Веб-студии, которые, как и все участники рынка, чувствуют влияние панических настроений, ради собственного выживания делают шаг навстречу заказчику.
По данным компании CMS Magazine1, с начала 2008 года средняя цена на разработку корпоративного сайта неуклонно снижается: если в 2008 году среднестатистический сайт стоил 173 150 рублей, то в первом квартале 2009 года его стоимость была уже 165 482 рубля, во втором она снизилась до 145 903 рублей, в третьем — упала до 132 536 рублей.
В таких условиях в выигрыше оказались более гибкие веб-студии, которые смогли перестроиться и предложить клиенту достаточно качественный продукт по более низкой цене. Также относительно неплохо перенесли кризис компании, изначально ориентированные на создание сайта эконом-класса, например, компания «Фабрика сайтов», цены которой варьируются от 3999 рублей за сайт-визитку до 15999 за создание интернет магазинов, и прочие. С другой стороны, многие веб-студии одновременно сделали ставку на качество, чтобы удовлетворить растущие потребности заказчиков, что, по мнению экспертов рейтинга ведущих веб-студий Рунета Tagline2, привело к повышению качества оказываемых услуг и уровня взаимодействия с клиентом. По информации того же источника, объем рынка веб-разработок в 2009 году вырос.
Продвижение
В области поискового продвижения ситуация выглядит несколько более противоречивой, так как на данную сферу повлияло сразу несколько факторов. С одной стороны, SEO-сфера чувствовала те же панические кризисные настроения, что заставляло некоторых исполнителей демпинговать цены. Однако кризис оказал и положительное воздействие на SEO-рынок: все больше заказчиков осознают, что поисковое продвижение — наиболее выгодный способ рекламы. В кризис многие компании, стремясь сэкономить средства, пересмотрели свои рекламные бюджеты и перенаправили средства именно на продвижение. Одновременно увеличивается сложность самой технологии продвижения, что обусловлено постоянным усложнением поисковых алгоритмов, а это, в свою очередь, не может не вызвать роста стоимости услуг.
Колебания цен на рынке SEO всегда были заметными, и это подтверждают данные компании «ВебПроекты»3, которая следит за тенденциями развития SEO-сферы с 2005 года. Если в 2005 году среднемесячная цена услуг компании по продвижению составила 16 000 рублей, то в 2006 она поднялась до 42 000. В 2007 стоимость упала до 25 000, в 2008 — снова поднялась, несмотря на кризис, до 30 000 рублей. Подобные колебания «ВебПроекты» объясняют конкуренцией между компаниями, заставляющей снижать цены, освоением новых тематических низкоконкурентных ниш и выходом на рынок новых игроков с низкими ценами. Затем к факторам влияния присоединился и пресловутый кризис. Согласно данным проекта «Рейтинг Рунета»4, в 2009 году средний чек за продвижение за месяц в Москве составил 35 000 рублей. Если объединить данные двух статистик, то получится следующее:
По сравнению с данными «ВебПроектов» налицо рост цены. Однако тут необходимо упомянуть еще одну тенденцию рынка IT: значительное расхождение цен в столицах и регионах. Так, по данным «Рейтинга Рунета», среднемесячный чек на продвижение в Петербурге в 2009 году составил 22 000 рублей, а в регионах и того меньше — 15 000. Поэтому необходимо учитывать, что сравнение дает приблизительный результат.
Тем не менее, резкого падения цен в любом случае не было. Многие эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка веб-разработок и увеличение объемов продаж. Оправдаются ли их надежды, покажут данные за 2010 год.
Источники:
- CMS Magazine: http://research.cmsmagazine.ru/i_2009/.
- Рейтинг ведущих веб-студий Рунета Tagline: http://2009.tagline.ru/news/digest2009.html.
- «ВебПроекты»: http://www.webprojects.ru/researches/seo2008/#7.
- «Рейтинг Рунета»: http://www.ratingruneta.ru/seo/research2009.