26 Августа 2016 в 11:51

Специфика работы SMM-специалиста внутри компании

1 6494
Екатерина Тулянкина
Руководитель отдела SMM и управления репутацией,
«Ашманов и партнеры»

Современная должность «сммщик» для многих нечто широкое, расплывчатое, новомодное.. и все же, что это такое? Cммщик понятие очень общее, под которым часто подразумеваются разные специалисты: контент-менеджер, специалист по таргетированной рекламе, модератор, постер, администратор сообщества и т.п. Но такая трактовка касается агентств и компаний с большим числом проектов (например там, где под каждое направление создают отдельные сообщества).

Если говорить про inhouse в небольших компаниях, как правило, берут человека, который объединяет в себе все функции и ведет один проект в соцсетях, привлекая по необходимости специалистов на аутсорсе (удаленщиков).

Этот вариант самый распространенный, его и рассмотрим.

Плюсы inhouse-специалиста

Преимущества inhouse-специалистов (как это должно быть в идеальной ситуации):

● они досконально знают продукт, который продвигают;

● у них налажены коммуникации со всеми необходимыми лицами в компании;

● отсутствует дополнительное звено, которое есть в цепочке «заказчик – менеджер заказчика – агентство – менеджер агентства»;

● у них больше свободы действий.

В реальности далеко не всегда так, поскольку существуют подводные камни, о которые ваш сммщик может не раз споткнуться, и ваша задача предупредить это.

Социальные сети – площадки, которые должны постоянно обновляться актуальным контентом. Не успели среагировать на какое-то событие в течение нескольких часов? Реакция уже почти бессмысленна. То есть, смм-специалист в компании – это человек, который всегда держит руку на пульсе: он должен органично встроиться во все информационные потоки, коммуницировать с внутренними и внешними сторонами, находить инфоповоды, идеи, удачные кадры, интересные истории и подавать их под правильным соусом в представительства бренда в соцсетях.

По опыту многих компаний, которые однажды решают «а давайте мы начнем присутствовать и продвигаться в соцсетях», первая попытка (для многих – и последняя) проходит через следующие стадии:

● Энтузиазм. «Ура, давайте все вместе это сделаем! Соцсети – это важно!»

● Попытка стартовать. Срыв всех сроков, потому что у всех есть более важные дела.

● Смм-специалист все еще пытается ходить по кабинетам и писать письма. От него все отмахиваются.

● Разочарование в первых результатах, прекращение работы или стагнация и переход в режим «как-то ведется – и ладно».

Этапы и структура работы

Что нужно, чтобы не случилось все вышеописанное?

Первым этапом работы смм-специалиста должна быть разработка и презентация вам стратегии присутствия и стратегии продвижения вашей компании в соцсетях. Как и любая другая стратегия, эти документы должны содержать:

● анализ поведения конкурентов;

● описание целевой аудитории;

● изучение медиапотребления каждого из сегментов целевой аудитории;

● описание поведенческих характеристик целевой аудитории;

● обзор возможностей каждой из площадок;

● позиционирование компании в социальных сетях, которое не будет противоречить единому позиционированию бренда;

● форматы присутствия бренда в социальных сетях;

● рубрики контента с описанием, кому они будут интересны, зачем они бренду, какой месседж они будут нести;

● инструменты продвижения;

● оценочные показатели эффективности и прогноз по их достижению в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Как только смм-специалист защитит стратегию перед руководством компании, отделом маркетинга и PR, а также согласует ресурсы на ее реализацию, сразу необходимо приступить к описанию бизнес-процессов (регламента работы сммщика inhouse). Зачастую кажется, что это элемент глубокой бюрократии, совершенно бесполезный и ненужный, но это не так: к сожалению, отношение к собственному продвижению внутри компании зачастую неприоритетное, тем более, если оно требует каких-то дополнительных непрофильных действий сотрудников разных отделов. Регламент работы позволит им планировать свое время, быть ответственными за задачи и сроки их выполнения.

После согласования регламента работ смм-специалист готовит форму отчетности для руководства и/или отдела маркетинга и PR. Как правило, отчетность строится на следующих форматах:

● еженедельная краткая сводка, которая содержит в себе количественные показатели: сколько постов разместили, сколько реакций получили, какой бюджет был потрачен на продвижение, сколько новых участников присоединились к сообществу;

● ежемесячный подробный отчет, который содержит в себе не только количественные, но и качественные показатели: вовлеченность, описание аудитории, показатели охвата, ctr, конверсия вступления и пр. Ежемесячный отчет должен содержать в себе статус выполнения задач, которые были поставлены на месяц, а также шаги на следующий период.

Смм, как и диджитал вообще, это сфера, где постоянно меняется все или что-то: появляются новые инструменты, публикуются новые кейсы, выкладываются исследования и т.д. В агентствах сммщик растет постоянно: коллективный обмен опытом, обучение и другие формы взаимодействия хорошо подстегивают в профессиональном плане, то есть стагнировать ему просто никто не позволит. Если же специалист в одиночку занимается смм в компании, у него есть большая опасность увязнуть в болоте и отстать от рынка. Чтобы избежать этого, стоит организовать регулярный обзор и обсуждения российского и международного рынка социальных медиа, а также отправлять специалиста на профильные конференции, бизнес-завтраки, тренинги и пр. Обращайте внимание на проактивность вашего сммщика: если он работает стандартными методами, не стремится пробовать новое – это тревожный звонок.

Еще одна обязанность смм-специалиста внутри компании – администрирование сообществ бренда в социальных сетях: чистка спама, ответы на вопросы пользователей, вовлечение пользователей в диалог. Хороший сммщик погружен в проект полностью: он знает или стремится узнать о продвигаемом продукте и вашей компании – все, способен самостоятельно ответить на большинство вопросов от подписчиков или скоординировать получение ответа от лиц, отвечающих за ту или иную область. Сммщик должен быть хорошим коммуникатором: умение завязывать дискуссии, поддерживать интерес, общаться в уместном ключе – то, что нужно такому специалисту. Отдельным плюсом будет авторский стиль. Как показывают последние события на рынке (речь про Кубаньжелдормаш) – авторский стиль в сообществах брендов способен привлечь массу людей. Хорошо пишет? Есть авторский стиль? Высок уровень грамотности? Это то, на что стоит обращать внимание в принципе.

Метрики и KPI

Итак, мы описали основные задачи и структуру работы смм-специалиста inhouse, а теперь давайте подробнее обсудим метрики и KPI, на достижение которых непосредственно влияет перечисленная выше работа смм-специалиста.

KPI могут меняться в зависимости от цели, с которой вы приходите в соцсети, но конечной целью практически всегда являются продажи – через лояльность, через рост охвата, через правильное таргетирование и выстроенную коммуникацию.

На какие показатели стоит ориентироваться, чтобы оценивать работу сммщика:

● Количество подписчиков

o рост числа подписчиков;

o снижение стоимости подписчика (понятно, что рано или поздно будет достигнуто предельное значение, стоит определить среднее значение и ориентироваться на него);

o снижение количества отписавшихся (отписываться все равно будут, но нужно обращать внимание на колебания показателя);

o конверсия вступления в сообщество.

● Активность аудитории

o ядро сообщества (наиболее лояльные и активные подписчики) должно расти;

o с ростом сообщества коэффициент вовлеченности не должен падать, в идеале – должен увеличиваться;

o должно быть меньше негативных действий – скрытий постов, жалоб и т.д.;

o трафик на сайт из социальных сетей должен расти;

o качество трафика из социальных сетей также должно быть не ниже среднего по сайту – следите за показателями отказов, длительностью сессии, возвратами, конверсией;

o должна расти доля посещений сообщества из закладок и групп.

● Лояльность аудитории

o скорость реагирования на комментарии внутри сообщества;

o тональность комментариев внутри сообщества;

И последнее, что хочется посоветовать компаниям, которые ведут работу в социальных сетях своими силами:

● стройте мотивацию смм-специалиста на достижении показателей эффективности;

● будьте готовы выделять бюджет на систему аналитики социальных сетей, которой сможете в любой момент самостоятельно воспользоваться для проверки результатов;

● регулярно заказывайте аудит присутствия вашего бренда в социальных сетях у агентств, которые специализируются на smm, чтобы не упустить возможности и не допустить фатальных ошибок.

1 комментарий
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
  • Гость
    2 месяца назад
    интересная статья, как и арт-бюро событий
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться

Отправьте отзыв!
X | Закрыть