Ситуация на digital-рынке изменяется стремительно, но общие закономерности уже можно проследить и сделать какие-то выводы и прогнозы. CEO компании Sape Сергей Панков и руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape Александр Шестаков поделились своим видением дальнейшего развития событий.
Уход брендов с российского рынка и новые возможности
Первое, что бросается в глаза сейчас – значимое падение рекламных бюджетов. На это влияют и санкции, и падение рубля, и паническое состояние рынка. Большинство западных брендов использует в своих формулировках фразу «приостановили работу», говоря о рынке РФ. Это значит вопрос полного ухода с рынка еще не принят окончательно и незначительная надежда на возобновление рекламы есть.
Вместе с тем уход западных компаний открывает возможности для китайских и российских брендов занять освободившуюся нишу, возможен рост активности от них, но он точно не перекроет падение.
Уже сейчас наметился тренд на увеличение активности китайских брендов на российском digital-рынке. Правда, есть несколько критичных случаев, в которых замена ушедших брендов в принципе невозможна. Например, нечем заменить процессоры AMD и Intel.
Много разговоров связано с уходом популярных digital-сервисов, таких как AppStore или GooglePlay, но тут всё, на самом деле, не так страшно. Создать свой локальный аналог – на базе существующего сервиса, например, Яндекс, или с нуля, более чем возможно. Все жизненно важные приложения там будут.
Изменения в каналах рекламы
Если одни возможности закрываются, всегда происходит перераспределение сил и средств на другие инструменты. Запретили рекламу в Google? Бюджет перетечет в Telegram. Аудиторию, уникальную для популярных западных соцсетей, будут «доставать» через инфлюенс-маркетинг. С рынка уходит YouTube? На его аудиторию будут воздействовать через тот же Telegram или, например, Яндекс.Дзен.
Пытливый ум всегда находит пути обхода. Даже сейчас мы видим, что в социальные сети просачивается реклама, которая по правилам там запрещена.
Скорее всего, доля Telegram/Viber будет увеличиваться, а бизнес-сообщество переберется в Telegram, и он постепенно превратится в полноценную социальную сеть. Если кризис перекрывает какие-то каналы, бюджеты будут уходить в другие.
Устойчивые направления на рынке
Есть на digital-рынке и сегменты, более устойчивые к кризису. В первую очередь – все, работающие в модели перформанс-маркетинга и ABM (Account Based Marketing): контекст, таргетированная реклама, адресные коммуникации.
В ближайшее время можно ожидать рост маркетинговой активности на ряде направлений, например, локального туризма или общепита. Для производителей товаров, аналогичных уходящим с рынка, сейчас самое время напомнить о себе потенциальным покупателям.
Тем не менее, в целом падение рынка будет сильным, даже если на отдельных направлениях это будет не так заметно. Многое будет зависеть от дальнейшего развития событий.
IT-отрасль в условиях кризиса
Многие компании были не готовы к изменениям, какое-то количество проектов закроется. Это приведет к уменьшению числа вакансий и росту конкуренции в IT-сфере.
Следует ожидать роста спроса на наши «мозги» за рубежом. Они всегда были в цене, поэтому можно предположить более активное сотрудничество специалистов с иностранными компаниями. Тем более, что о каких-либо санкциях в этом направлении мы пока не слышали.
Стоит ждать «оттока мозгов» и возросшего объема релокации профессионалов. Обстановка и падение роста доходов этому способствуют.
Эксперты компании Sape и наши коллеги по российскому digital-рынку будут продолжать делиться с вами аналитикой и рекомендациями в рамках проекта #ТочкаОпоры. Следите за хештегом в социальных сетях Sape и на сайте SEOnews, задавайте ваши вопросы и предлагайте новые темы для обсуждения.