UI – это пользовательский интерфейс, а UX – опыт пользователя. На самом деле этим понятиям уже больше 70 лет. Но только в последнее время им стали уделять должное внимание.
Интерфейс и опыт – взаимосвязанные термины. UX отвечает за пользовательские эмоции, адаптивность, функциональность продукта. UI – это визуализация интерфейса с сохранением единого стиля и логики, а также взаимодействие пользователя с продуктом.
UI/UX эволюционируют. Регулярно появляются новые тенденции, которые иногда в корне меняют предыдущие представления. Их нельзя игнорировать – особенно при работе в высококонкурентных нишах. Самое время поговорить о 14 ключевых трендах, которые будут определять развитие UI/UX в 2021 году.
Поведенческие исследования
Тестирование и анализ пользовательского опыта обретают еще большую важность в 2021 году. Многие бренды много внимания уделяют оптимальному опыту – усредненному показателю. Но проблема создателей продукта в том, что они не являются его пользователями. Следовательно, не могут предусмотреть все проблемы, с которыми может столкнуться человек. Нужно проанализировать, какой именно будет поддержка пользователя, если он ошибся в своих действиях и не получил ожидаемого опыта.
Один из вариантов – использование специального программного обеспечения, которое воспроизводит пользовательские сеансы. Таким образом, можно видеть, на каком именно этапе человек допустил ошибку.
creativebloq.com
Использование такого метода – необходимость. Ведь так можно не только анализировать проблемы пользователей, но и тестировать дизайнерские решения. Запуск сайта, онлайн-магазина, приложения или интерактивного инструмента – это только первый шаг. Оценить, насколько все удалось, можно только после: когда вы увидите, как используют продукт.
Улучшение процесса адаптации
Этот принцип используют в мобильных приложениях, но на самом деле у него более широкий потенциал. Речь идет о начальных экранных страницах со всплывающими подсказками. Они значительно упрощают работу, особенно для людей, которые никогда до этого не сталкивались с продуктом.
creativebloq.com
Отличный тренд, который стоит внедрить на сайте. Четкая и быстрая инструкция в самом начале пользовательского пути – именно то, что избавит от ошибок и разочарования. Адаптация пройдет быстрее и клиент получит тот опыт, на который рассчитывал.
Анимированный пользовательский интерфейс
Этот принцип полезен для улучшения взаимодействия с клиентами. Анимация направляет клиента и раскрывает потенциал интерфейса эффективнее, чем статические графические элементы.
tubikstudio.com
Ожидается, что в этом году больше брендов проведут тестирования, попробовав добавить в интерфейс анимированные кнопки и другие элементы вместо стандартных всплывающих окон или баннеров. Те же кнопки имеют большой потенциал, так как они визуально указывают пользователю на произошедшее действие. Это может увеличить эффективность – особенно в мобильных приложениях.
Темный режим
Да-да, эта тенденция не нова, и тренд сохраняется уже как минимум 3 года. Темный режим для ценителей предлагают самые известные продукты и крупные бренды: будь то Instagram, Android или Google.
Темная тема сохранит актуальность и в этом 2021 году. Вот несколько причин:
- на темном фоне проще выделить нужные дизайнерские элементы;
- ультрасовременный внешний вид;
- для устройств с OLED- / AMOLED-экранами существенно экономится ресурс аккумулятора;
- при плохой освещенности нагрузка на глаза меньше.
У темной темы большой потенциал развития как на мобильных, так и на десктопных устройствах. Если есть сомнения, можно добавить в приложение кнопку активации темного режима, а после исследовать, какой процент пользователей выбрал новую возможность, а сколько предпочло старый светлый дизайн.
medium.com
В Apple пошли дальше. В устройствах этой компании доступна настройка автоматической смены режимов. Можно указать свой вариант или выбрать типовое решение – например, включение темного режима ночью.
3D-разработка вместо 2D-решений
«Плоские» изображения и другой контент пора оставить в прошлом. Современные понятия успешного пользовательского опыта и интерфейса основаны на принципах нестандартности. Например, трехмерные объекты: изначально их использовали только в игровой индустрии, а сейчас они распространились на мобильные приложения и сайты.
Развитие трехмерных эффектов может сделать пользовательский интерфейс более информативным и интересным. В качестве примера можно привести функцию обзора на 360 градусов. Он относится к другой категории, но выполняет ту же функцию, что и 3D-объекты: делает предметы более реалистичными.
sessions.edu
Трехмерные эффекты могут быть разными. Кому-то достаточно использовать тени под текстом, чтобы сделать буквы визуально более объемными. Кто-то создает объемные элементы визуальной айдентики – например, генерирует в сервисе Logaster. А кто-то может протестировать AR или VR технологии, чтобы дополнить дизайн пользовательского интерфейса анимированной графикой.
Дизайн для скорости
Хотя часть человечества и продолжает воевать с технологией 5G, она активно развивается и влияет на тенденции – в том числе в области пользовательского опыта и дизайна.
Скорость интернета значительно выросла. В связи с этим современные приложения и сайты нуждаются в пользовательском опыте, который обеспечивает мгновенную загрузку.
Это порождает противоречие. С одной стороны, благодаря высокой скорости вы можете позволить себе больше элементов интерфейса. С другой, увеличение количества деталей снижает скорость.
Что делать? Именно в такой ситуации важен подробный анализ темперамента целевой аудитории. Изучите пользователей и добавьте в дизайн только те детали, которые имеют неоспоримую ценность и не имеют определяющего влияния на скорость загрузки. Можно пользоваться бесплатными инструментами (например, GTmetrix), чтобы определить время загрузки страницы и найти причины, замедляющие работу проекта.
Синхронизация устройств
Очень мало пользователей имеют только один гаджет. Обычно у среднестатистического клиента несколько устройств в постоянном использовании. Следовательно, вы нуждаетесь в UX-дизайне, который одинаково эффективен на разных операционных системах и платформах. При этом функциональность на разных гаджетах должна быть синхронизированной, с единой логикой действий.
netflixparty.com
Если вы считаете, что пользователи ограничиваются смартфоном, планшетом, ноутбуком или настольным компьютером, вы можете ошибаться. Этот список далеко не полный. Есть еще гаджеты, которые находятся в повседневном использовании. Например, носимые устройства и умные часы.
Следовательно, UI/UX дизайн следует сосредоточить на развитии для всех типов устройств пользователей. Ожидается, что тренд на носимые технологии в 2021 году станет основополагающим. Поэтому стоит быстрее работать в этом направлении, чтобы не упустить тенденцию.
Мобильные приложения с дополненной реальностью
Этот тренд – не новинка в дизайне мобильных приложений, но в 2021 году откроются новые возможности для инноваций. По ожиданиям, глобальный доход от потребительских приложений, поддерживающих технологию AR, увеличится вдвое – до $6,2 млрд.
Что делает дополненная реальность? Она расширяет возможности UX-дизайна для мобильных устройств, обеспечивает более широкое восприятие для пользователей. С ее помощью устраняются физические преграды для взаимодействия пользователя с приложением. Следовательно, опыт коммуникации с брендом полностью меняется.
Интегрируя в физическое пространство виртуальные элементы дизайна, разработчики дают пользователям возможность углубленно взаимодействовать с продуктом, а не просто «видеть и читать».
У дополненной реальности – колоссальный потенциал, особенно для брендов, которые занимаются онлайн-продажами, работают в сфере образования, масс-медиа или развлечений. Виртуальная примерочная, интерактивные инструменты для обучения, воспроизведение интересных моментов – идей масса.
doodlelens.app
Революционная асимметрия и «неправильные» макеты
Принято считать, что человек стремится к симметрии. Но стоит оглянуться вокруг: повсюду асимметричный дизайн. Даже тело человека не идеально симметричное: например, длина рук немного отличается.
Асимметрию можно и нужно использовать в интерфейсах веб-приложений и мобильных программ. Причины использования зависят от общей дизайнерской стратегии. Например, асимметрия понадобится для достижения баланса и гармоничности или для создания преднамеренного ощущения «хаоса».
Если выбран первый вариант, асимметричный дизайн базируется на пробелах, четких линиях, контрастных цветах. Если нужно внести ощущение «случайности», стоит делать акцент на нетрадиционных цветовых сочетаниях, необычных композициях, «случайных» объектах.
Правильный выбор асимметрии, вопреки первоначальным ожиданиям, приводит к упорядочиванию контента. Он раздвигает границы восприятия, делает бренд уникальным.
wholydose.com
Нетрадиционная типографика
О том, что типографика важна, знают практически все современные дизайнеры приложений. Ежегодно появляются новые тенденции, меняющие размеры и типы шрифтов, а также варианты расположения их на страницах.
В 2021 году в типографику добавят значительную долю «безумия». Например, актуальными станут гигантские надписи, которые будут частично или полностью закрывать изображения.
Буквы, которые перетягивают на себя все внимание или выходят за границы экрана – вполне нормальное явление для этого года. Размер и качество становится важнее количества: важно передать смысл через лаконичность.
В UI/UX-дизайне 2021 года допускаются разные варианты гарнитуры (в том числе и с засечками), контрастные сочетания цветов и общая дисгармоничность. Все это – для привлечения внимания и мотивации пользователей.
hugeinc.com
Генеративный дизайн
Это еще одна потенциальная тенденция для UX/UI. Это программы, способные анализировать огромные массивы однородных данных, находя общие характеристики и создавая на основе предоставленной информации новые данные.
Уже есть несколько десятков таких инструментов, функционирующих на базе алгоритмов. Их можно использовать для разработки макетов, выбора стилей, контроля доступности и решения других задач, которые раньше требовали максимума времени и минимума творческих усилий.
Бесконтактное взаимодействие
Эта тенденция начала развиваться после пандемии: новые правила взаимодействия между людьми сделали ее актуальной во всем мире. Речь идет о разных способах работы с устройствами без прямого касания к ним. Это различные голосовые интерфейсы и варианты управления воздушными жестами.
Голосовое взаимодействие стало перспективной тенденцией еще до 2020 года: его называли перспективным в 2019 году. Дополнив дизайн голосовым пользовательским интерфейсом, компания может значительно расширить охват. Вариантов применения много: вплоть до разработки голосовых чат-ботов и виртуальных помощников, работающих на основе искусственного интеллекта.
Техника управления жестами, скорее всего, в будущем заменит сенсорные экраны. Сейчас уже есть решения, заставляющие устройства функционировать с помощью движения в воздухе, без прямого касания. В качестве примера – технология бесконтактного управления от европейского люксового автобренда DS Automobiles. Демонстрация системы показала, что жесты работают в 3 раза точнее, чем управление через сенсорный экран:
В августе 2020 года Apple получила патент, в котором описаны достаточно интересные возможности для будущих моделей AirPods Pro. Среди них и возможность управления беспроводными наушниками с помощью «жестов в воздухе».
Удаленные и виртуальные решения
И опять-таки, речь идет об опыте, полученном человечеством в 2020 году. В современном мире – новая волна удаленной жизни (когда все актуальные вопросы решаются онлайн, без личного присутствия).
Одно из подтверждений – подорожание акций Zoom на 600% за год. Этот инструмент и аналогичные пользуются колоссальным спросом. И нет никаких предпосылок, что этот спрос упадет. Наоборот: развитие подобных инструментов приведет к созданию полнофункциональной экосистемы под условным названием «виртуальный офис».
Одна из идей – проведение рабочих встреч с применением VR-технологий. Причем для участия не нужно использовать очки и гарнитуру. Вот как это реализовали в Spatial:
Следует сказать, что мир шел к этому много лет – и шел бы еще лет 10, если бы не пандемия. Потребности увеличились, и развитие технологий втиснулось в рамки нескольких месяцев.
В новых условиях обрел вторую жизнь формат питч-дек. Он идеально подходит для онлайн-коммуникаций. И естественно, находятся инструменты, обеспечивающие современные условия для разработки презентаций. Так, в 2020 году презентационный стартап Pitch получил дополнительные 30 миллионов долларов финансирования.
Искусственный интеллект в UI/UX
Пользовательский интерфейс и опыт пользователя формируют специалисты. Конечный продукт напрямую зависит от их действий и рабочих возможностей. Вот почему современные тренды направлены не только на пользователей, но и на разработчиков.
Если говорить в целом, все современные инструменты для работы с интерфейсами концентрируются вокруг таких целей:
- снижение рутинности при использовании:
- синхронизация действий дизайнеров и разработчиков;
- комфортная среда для разработки;
- возможность работать над совместными проектами удаленно.
Все это в сумме формирует одну из главных тенденций современного дизайна пользовательских интерфейсов. Она направлена на упрощение работы для дизайнеров благодаря появлению технологий и инструментов нового поколения.
К примеру, компания Adobe анонсировала обновление Photoshop версии 22.0, включающее огромное количество инновационных возможностей на базе искусственного интеллекта от Nvidia. В частности, это набор инструментов для редактирования изображений, работающих на базе «нейронных фильтров».
Цветовые переменные и представление компонентов – обновленные опции приложения Sketch. Благодаря им разработчикам проще сохранять однородность цвета и работать с компонентами.
Figma поспешила обновить функции для распределенных команд, которые делают удаленное сотрудничество еще проще с помощью шаблонов и виртуальных контактов. Обновление графического редактора Pixelmator включает функции машинного обучения и редактирования изображений с применением графического процессора.
Заключение
Активное развитие UI/UX в 2021 году даст много возможностей тестировщикам. Брендам придется работать одновременно в нескольких направлениях – от внедрения темной темы до трехмерной визуализации элементов. Каждое глобальное изменение требует взвешенного анализа, ведь на кону – позиции в конкурентной нише, репутация и коммерческие показатели.