Мир находится в постоянном движении, а в последнее десятилетие темпы выросли настолько, что можно сказать, будущее уже наступило. Компании, которые хотят оставаться гибкими и ежедневно повышать свою эффективность, должны постоянно отслеживать и стремиться внедрять актуальные технологии в области цифровизации.
О том, на какие тренды будущего стоит обратить внимание уже сейчас и тестировать в контуре собственного бизнеса, рассказывает Сергей Ковтун, генеральный директор Notamedia.Integrator.
Что следует пересмотреть до шага вперед в будущее
IT-инфраструктура многих компаний формировалась в течение последних 20-ти лет и в большинстве случаев до сих пор основана на системах, которые называются «легаси» или унаследованными/устаревшими системами. Часто эксперты справедливо указывают на необходимость перехода на более современные решения (с уточнением, что если вас устраивает, как все работает, можно повременить), так как «легаси» по большей части заточены под работу офлайн-процессов и не могут поддерживать операции, которые перманентно обрабатывают большое количество запросов (что необходимо для функционирования современных сервисов).
Когда нагрузка растет, а возможности системы остаются теми же, что и были 10 лет назад – появляется высокий риск приостановки операционной деятельности. Для бизнеса это чревато значительными финансовыми потерями, так как операционная деятельность – это в первую очередь цепочка создания ценности продукта или услуги. Именно она формирует конкурентное преимущество в виде способности делать больше, быстрее и качественнее в сравнении с конкурентами.
Признаки, по которым можно распознать такую систему (как внутреннюю, так и внешнюю):
- монолитная архитектура, все части которой неразделимо связаны между собой и исключают безболезненное добавление новых возможностей;
- система разработана с помощью устаревших технологий, например, какая-то из ее частей написана на языке Ruby, который на сегодняшний день непопулярен;
- система не заточена под кросс-функциональное взаимодействие с другими приложениями.
В идеале «легаси» требует переработки, монолит желательно «распилить» на самодостаточные сервисы и постепенно осовременивать. Да, это затратно во всех смыслах, но предиктивно (настанет момент, когда это придется сделать). Второй, более простой вариант для решения проблемы «здесь и сейчас» – это использование in-memory платформы, которая может выступить промежуточным слоем между вашей информационной системой и сторонними приложениями. Такое решение позволяет увеличить скорость работы внутренних систем как минимум в 50 раз, но не исключает общую модернизацию в дальнейшем.
Спрос на интерактив там, где когда-то правили сухие Excel-таблицы
Разобравшись с технической частью, можно смело перейти к объектам внедрения, но сперва важно понять, почему именно эти решения являются будущими. Тренды в области цифровизации на сегодняшний день неразрывно связаны с визуальной привлекательностью и интерактивом. Когда бизнес переходил в цифру, параллельно активно развивались социальные сети и нативный маркетинг, которые со временем приучили пользователя к «фаст-фуд» контенту и «диалогу» с брендами в развлекательном формате. Из этого, например, возник спрос на интранет-порталы, которые дублируют механику, а в некоторых случаях и интерфейс соцсетей для большего вовлечения персонала (а значит и большей продуктивности).
Согласно исследованию Ion Interactive и Content Marketing Institute, 79% маркетологов считают, что интерактивный контент более эффективен в привлечении внимания к контенту, а 91% пользователей более лояльны к интерактиву, чем к сухому изложению фактов. Поэтому не удивительно, что пользователь, который привык, что с ним общаются не с позиции безусловного авторитета, а дружеской рекомендации, постепенно начинает искать и вовлекаться в аналогичные механики во всех сферах жизни.
Как яркий пример – образовательные онлайн-платформы или приложения с привлекательными интерфейсами и геймификацией. Очевидно, если каждый день большинство людей выбирают приложение для изучения английского с системой накопления бонусов и ассистентом-маскотом, а не учебник – сухие Excel-таблицы и коммуникации исключительно по почте, в контуре рабочей рутины, будут вызывать все больше негативных эмоций.
Как мы уже говорили ранее, стабильность операционной деятельности – залог ценности продукта, его конкурентоспособности. Цепочка операционной деятельности в свою очередь складывается из специалистов, ответственных за отдельные процессы, а значит именно от степени удовлетворенности и удобства для работы отдельно взятого человека зависит эффективность организации.
BI-аналитика: работается проще, когда тебе нравится то, что ты видишь
Смысл BI-аналитики в том, чтобы и бизнес в широком смысле, и конкретные руководители могли сразу наглядно видеть рабочие индикаторы и показатели своей операционной деятельности. В этом плане BI-аналитику можно разделить на две категории:
- визуализация текущей деятельности отдела, направлении или даже проекта;
- ключевые показатели критически важны для работы всей компании.
Сила визуализации в том, что она позволяет наглядно и понятно увидеть многие вещи, которые до этого пришлось бы описывать текстом. Но проблема с текстом в том, что сам по себе текст дает слабое представление о самом предмете. В любом случае человек, когда читает, визуализирует то, что там написано. И на основе прочитанного делает какие-то выводы. Но в случае нехватки или недостатка знаний или исходных вводных может для себя неправильно визуализировать информацию и прийти к неверным выводам. В этом плане аналитика убирает барьер между текстом и человеком и сразу представляет данные в очевидном и наглядном виде, когда не нужно самому обладать всей полнотой информации и можно сразу посмотреть на финальный результат.
С другой стороны, постоянная визуализация бизнес-данных и их непрерывная аналитика положительно сказывается на динамике работы управления компании в целом. Если руководитель видит, что его действия приводят к позитивным изменениям и приносят сразу ощутимый и визуально наглядный результат, то это сразу дает положительную обратную связь и упрощает управление в принципе. Но не обязательно использовать только те инструменты, которые предоставляют визуализацию в режиме реального времени. Даже если система аналитики позволяет видеть что-то в разрезе дня или даже недели – это всё равно лучше, чем отсутствие такого представления в принципе.
ИИ как ассистент руководителя и «подслушано» для HR
В среднем руководитель тратит 1-2 часа в день на контроль выполнения поставленных задач и оценку результатов проделанной работы. Большое количество таких, на первый взгляд, микропроцессов легко превращается в ком рутины, а когда выполнение каких-то процессов им становится – риск допущения ошибки или сгоревшего дедлайна повышается из-за человеческого фактора.
Чат-боты уже не являются какой-то новинкой, но если в недалеком прошлом их использовали исключительно как ремайндеры и сборщики контактов, то сейчас они могут стать полноценным ассистентом руководителя и автоматизировать сразу несколько процессов.
Приведу в пример лишь некоторые функции, которые чат-бот может забрать на себя, тем самым облегчив жизнь руководителя, и кратно сократить управленческие риски:
1. Распределение бюджета.
Согласование расходов, которые касаются выплат подрядчикам, овертаймов и аналогичных финансовых операций можно передать ИИ. Руководитель может больше не беспокоиться о микроменеджменте и не отвечать самому себе на вопросы: кому, куда, зачем, когда, за какую стоимость, есть ли необходимость и т д. Чат-бот на основе ИИ может с легкостью оформлять запросы и следовать типовым формам.
В поддержку данной функции (приоритетно желательно) должна работать сквозная аналитика для топ-менеджмента на вашем корпортале и обеспечивать доступ к прозрачной управленческой отчетности, в том числе расчету cash flow. Даже вне контура вопроса о чат-ботах, компания, которая внедрила сквозную аналитику, может видеть в режиме «здесь и сейчас» минимальную прибыль к концу года, а в долгосрочной перспективе – точки роста.
2. Проведение опросов и исследований.
В этом случае освобождаются руки не только руководителя, но и HR-отдела. Часто сотрудники игнорируют уведомления от подразделений, ответственных за поддержание корпоративной культуры и сбор аналитики по «настроениям» внутри команд. Регулярные уточняющие вопросы/уведомления пользователю, которые могут ненавязчиво приходить сотруднику под маской того же маскота-ассистента, будут восприниматься лояльнее, чем от коллеги.
Помимо того, что вы можете делегировать рутинные задачи ИИ, он также может (при вашем желании) собирать статистику по межличностным взаимодействиям сотрудников (особенно актуально в режиме удаленной работы, но не только). Что также предупреждает риск подрыва операционной деятельности и преждевременного выгорания. За счет анализа интонаций сотрудников в сообщениях, количества коммуникаций и их качества руководитель может наглядно увидеть, как декомпозировать команды и выделить наиболее продуктивных/активных членов подразделений. В перспективе скрытые лидеры могут занять руководящие позиции, ведь именно ИИ более беспристрастно и быстро способен определять и оценивать по-настоящему эффективных менеджеров (в то время как на «приближение» в реальной коммуникации могут потребоваться годы). Однако стоит помнить, что ИИ не заменяет руководителя – не стоит делать выводы, а особенно об увольнении, только на основании отчетов.
Базы знаний и knowledge-management
Последний, но не по значению тренд – менеджмент знаний внутри компании. Когда «летопись» изменений или актуальных процессов недоступна для ежедневного использования укоренившимися или новыми сотрудниками, им приходится буквально ходить по отделам за актуальной информацией.
Такая история дорого обходится хотя бы по следующему ряду показателей:
- ценное время сотрудников тратится на поиск необходимой информации, а не на выполнение задач, ориентированных на результат;
- оперативное принятие решений постоянно откладывается в силу уточнений/поиска деталей;
- запуск организационных процессов, таких как обучение и прием на работу занимает более недели, а погружение в повестку «новобранца» превышает испытательный срок.
Для того, чтобы избежать подобных проволочек, достаточно внедрить wiki- внутри компании, где будут собраны не только шаблоны типовых документов, но и наблюдения, а также лайфхаки от сотрудников для преемников или новичков:
Цифровая инфраструктура in house в ближайшем будущем
На самом деле сложно давать адекватные прогнозы с горизонтом 10 лет и более – технологии развиваются настолько быстро, что даже через 5 лет ситуация может поменяться совсем в другую сторону. Но если попробовать представить, как может выглядеть цифровая инфраструктура в будущем, то можно дать примерно такую оценку:
- ИИ и чат-боты на основе LLM и нейросетей будут играть всё большую роль для получения новых знаний, в том числе о том, как работает компания, как она устроена и по каким принципам действует. Возможно также, что они будут использоваться даже для онбординга новых сотрудников, как виртуальные ассистенты в больших компаниях.
- Внутреннее общение всё больше будет перемещаться в чаты и корпоративные порталы – смотря какие требования к приватности будут у компании в целом.
- Активно будет развиваться своя инфраструктура – серверы, API, хранение данных и их обработка. Это связано как с цифровым суверенитетом, так и с диверсификацией рисков от внезапного отключения сервисов.
- Телефон станет основным рабочим инструментом, а ноутбуки и компьютеры будут использоваться для тех задач, где критична большая диагональ экрана. Это уже происходит во многих областях офисных задач, но в будущем такое разделение станет лишь сильнее.