Управление проектами: 50 терминов, которые должен знать каждый менеджер

Даже «Википедия» не всегда может дать понятный ответ, что значат те или иные аббревиатуры или термины. Особенно, если речь про такие сложные сферы, как, например, управление проектами. 

Специально для менеджеров и интересующихся мы подготовили небольшой словарь из наиболее распространенных терминов, так или иначе связанных с работой над проектами. 

Agile 

Это философия, которая способствует гибкой, быстрой и эффективной подготовке новых продуктов, максимально отвечающих потребностям аудитории. 

Agile помогает решить 2 важные задачи бизнеса: 

  1. Сократить время вывода продуктов на рынок. 
  2. Ускорить принятие решений на уровне команд и выше. 

Почитайте также Agile-манифест, чтобы лучше понимать принципы этой философии. 

Agile-менеджмент 

Это метод управления проектами, основанный на agile-философии. 

Он используется разработчиками программного обеспечения и продуктовыми/проектными менеджерами. При этом методе проект разбивают на этапы, которые требуют периодического пересмотра задач в зависимости от фидбэка клиента/потребителя. 

Agile-менеджмент привносит итеративный стиль и гибкость в управление проектами, уделяя особое внимание удовлетворенности клиентов и совместной работе. 

AIDA (Attention, Interest, Desire, Action, внимание, интерес, желание, действие) 

Модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, которые ведут к целевому действию: покупке, переходу на сайт и так далее. 

Сначала необходимо привлечь внимание клиента к себе (товару/услуге/событию), затем заинтересовать его, вызвать желание обладать тем, что вы предлагаете, а уже после подтолкнуть его к действию. 

Применяется в продажах, написании текстов, при составлении рекламных объявлений, email-рассылок и так далее. 

B2B (Business to Business, от компании к компании) 

Это направление бизнеса, в котором компания продает товары или услуги другим предприятиям. 

Примеры: Google, Brandson. 

B2C (Business to Consumer, от компании к клиенту) 

Это направление бизнеса, в котором компании продают товары или услуги напрямую покупателям. 

Примеры: Apple, Юность. 

Базовый план проекта 

Утвержденный план проекта перед началом фактической работы. 

Именно с ним сравнивается текущее исполнение проекта, прогнозируемые показатели, рассчитанные на основе информации о ходе выполнения, и итоговые результаты. 

Все отклонения (по содержанию, началу, завершению, длительности, стоимости) по проекту фиксируются относительно этого плана. Это позволяет избежать ситуации, когда ваш план всегда является актуальным и нет понимания, не было ли каких-то лишних трат или всё было сделано в срок. 

Бэклог 

Полный список задач, которые надо выполнить в рамках проекта в порядке приоритетной очередности. 

Bottleneck (бутылочное горлышко/узкое место) 

Это ограничение в цепочке процессов, из-за которого снижается темп и общая производительность глобального процесса. 

В качестве «бутылочного горлышка» могут выступать заинтересованные стороны со слишком большим списком задач для утверждения, или, например, перегруженные процессы. 

Бренд 

Совокупность представлений потребителя о компании, ее продукции, своем опыте взаимодействия с ней, которые создают ценность, за которую он готов заплатить больше. 

Brainstorm (мозговой штурм) 

Это обдумывание идей одним или несколькими людьми в попытке придумать или найти решение задачи. 

Этот метод генерации творческих решений чаще всего используют в группах для свободного обмена мыслями и поиска новых идей на их основе. 

CAC (Customer Acquisition Cost, стоимость привлечения клиента) 

Это показатель, который демонстрирует общее количество затрат на продажи и маркетинг. 

Считается CAC так: 

  1. Стоимость затрат на рекламу + зарплаты + комиссионные + бонусы. 
  2. Полученная сумма / количество привлеченных клиентов за тот же период. 

Например, если за месяц вы потратили 300 000 ₽ на зарплаты и маркетинг и при этом привлекли 30 новых клиентов, то затраты на привлечение одного клиента составляют 10 000 ₽. 

CPA (Cost per Action, цена за действие) 

Это модель оплаты рекламы в интернете, при которой рекламодатель платит за каждое конкретное действие, совершаемое пользователем. 

Маркетологи применяют CPA, чтобы рассчитывать затраты на каждое действие, к которому они подводят клиентов. 

CPL (Cost per Lead, цена за лид) 

Модель оплаты рекламы в интернете, при которой рекламодатель платит за каждый полученный лид. 

CPI (Cost Performance Index, индекс выполнения стоимости) 

Показатель эффективности проекта по стоимости. 

Рассчитывается по формуле: освоенный объем / фактическая стоимость. 

CPM (Critical Path Method, метод критического пути) 

Метод пошагового планирования проекта. 

Критический путь определяет основные элементы, необходимые для выполнения задачи. Помогает повысить эффективность за счет устранения ненужных и отнимающих время действий. При необходимости на критические задачи можно выделить больше ресурсов, чтобы ускорить завершение проекта. 

Подробнее об этом методе можно прочитать тут

CR (Conversion Rate, коэффициент конверсии) 

Количество пользователей, которые выполнили целевое действие на одной из страниц сайта, например, зарегистрировались, подписались на рассылку и т. д. 

CRM (Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентом)

Софт, который позволяет компании отслеживать весь процесс взаимодействия с настоящими и будущими клиентами. 

В СRM есть возможности: 

  • упорядочивать и отслеживать контактную информацию клиентов;
  • отслеживать переписки, телефонные разговоры, сделки; 
  • рассылать персонализированные электронные письма; 
  • вносить встречи в календарь и многое другое. 

Главная задача CRM – помогать менеджеру максимально быстро получать всю информацию о текущих или потенциальных клиентах. 

CTA (Call to Action, призыв к действию) 

Элемент коммуникации, призывающий клиента к действию: покупке, подписке, заполнению анкеты. 

По форме CTA представляет сплав текста и дизайна. Его применяют практически везде в маркетинге: на сайтах и билбордах, в рассылках, на флаерах и т. д. 

CTR (Clickthrough Rate, показатель «кликабельности») 

Процент пользователей, которые продвигаются от одного этапа маркетинговой кампании на сайте к другому. 

Выражается соотношением количества реальных кликов на странице к количеству элементов, в принципе доступных для клика (просмотренные страницы, отправленные письма и т. д.). 

Dependencies (зависимости) 

Взаимосвязи (или зависимости) в управлении проектами – это процесс, при котором задача, условие или событие зависят от завершения предыдущей или последующей задачи. 

Зависимости задают приоритетное направление отношений между задачами и их порядка для поддержания стабильного рабочего процесса. 

Мы интегрировали возможность настройки связей между задачами в Shtab. Доступно 2 режима «Блокирует» и «Заблокирована»: 

Диаграмма Ганта 

Инструмент управления проектами, который иллюстрирует план проекта. 

Обычно диаграмма состоит из 2 частей:

  • в левой части – список заданий; 
  • в правой – временная шкала с полосами, которые изображают работу. 

Диаграмма RACI (Responsible, Accountable, Consulted, Informed) 

Диаграмма, которая отображает уровень участия человека в проекте. 

Благодаря RACI (ее еще иногда называют матрицей распределения ответственности) каждый четко понимает роли и обязанности. 

Эта диаграмма поощряет общение и определяет вовлеченность, поэтому действия на временной шкале проекта перемещаются соответственно без путаницы. 

Подробнее про диаграмму RACI можно почитать тут

EVM (Earned Value Management, метод освоенного объема) 

Способ измерения производительности и прогресса проекта. 

Управление проектом требует количественной методологии для оценки прогресса проекта. Его исполнение измеряется с помощью определения плановой стоимости выполненных работ (освоенного объема) и его последующего сравнения с фактической стоимостью выполненных работ (фактической стоимостью). Прогресс же измеряется сравнением освоенного объема с плановым. 

Руководители проектов используют эти показатели для прогнозирования проекта и корректировки возникающих отклонений. 

Канбан-доска 

Инструмент для управления проектами и визуального отображения выполняемых и завершенных задач, а также тех, которые только ожидают выполнения. 

Канбан-доска позволяет выделять задачи цветом, распределять их по статусам и приоритетам, обозначать им дедлайны и так далее. 

Этот инструмент предоставляет информацию, которая помогает менеджерам оптимизировать рабочий процесс, находить проблемные места и устранять их.

Кейс (кейс-стади) 

Это подробный рассказ о проекте заказчика и о том, как, какие задачи и с помощью каких инструментов были решены исполнителем. 

Хороший кейс содержит не только описание, но и некую проблему или противоречие, строится на реальных фактах, сопровождается цифрами и практическими решениями. 

Ключевые вехи проекта (Project Milestones) 

Это важнейшие события проекта, выполнение которых является необходимым условием для достижения результатов. 

Обычно их отображают в виде схемы или таблицы со взаимосвязями и сроками выполнения. 

Вехи – это инструмент, который позволяет отслеживать ход реализации плана проекта. Они помогают мотивировать команду и держать ее в курсе событий, позволяя каждому видеть прогресс и оценивать приоритеты. 

KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) 

Показатели, благодаря которым можно отследить качество и эффективность проделанной работы, отдельных специалистов или команд. 

Управление проектами требует четкого определения целей или задач. Например, 

  • увеличить выручку до 100 млн ₽ по итогам года (для отдела продаж);
  • поднять конверсию на 7% в течение месяца (для маркетологов). 

Имея перед собой подобные числовые метрики, легко оценить эффективность мероприятий по их достижению. 

LTV (Lifetime Value, показатель ценности жизненного цикла клиента) 

Показатель, который отражает объем прогнозируемой прибыли, получаемой компанией от клиента за весь период взаимодействия с ним.

LTV рассчитывается следующим образом: 

  • подсчитайте доход от клиента за определенный промежуток времени;
  • вычтите из этой суммы валовую прибыль; 
  • полученный показатель разделите на коэффициент оттока клиентов данного типа. 

Например, в год клиент приносит вам 10000 ₽. Из них 70% – валовая прибыль. Коэффициент оттока для данного типа клиентов составляет 16% в год. С такими показателями LTV будет равен 43 750 ₽. 

Mindmap (ментальная карта) 

Это метод визуализации данных, помогающий структурировать информацию и находить взаимосвязи между ее частями. 

Представьте себе дерево с несколькими ветвями – примерно так и выглядит mindmap. Этот инструмент можно использовать как для планирования проекта или визуализации идей, так и для выстраивания взаимосвязей между задачами и подзадачами. 

Миссия компании 

Смысл существования компании помимо материального дохода. 

Это понятие отражает ценность компании для общества. В миссии отражают отношение компании к отрасли или социуму, географическое положение, ее деятельность, характер услуг или продуктов, клиентов и многое другое. 

Хорошая миссия является коммерческим аргументом, то есть способом оправдать цену продукта для аудитории. 

Product Manager 

Специалист, который курирует весь жизненный цикл продукта: от стратегии и бюджетов до коммуникации с потребителями. 

Этот цикл он делит на этапы/отрезки, за которые обычно отвечает проектный менеджер. 

Project Manager 

Это человек, на которого возложена ответственность за планирование и руководство частями проекта, отслеживание факта, что сроки, бюджет и результаты остаются в центре внимания. 

Проджект использует ресурсы для максимальной эффективности, снижения затрат при одновременном увеличении доходов. Конкретные обязанности PM зависят от характера их отрасли и типов проектов. 

Project Life Cycle (жизненный цикл проекта) 

Процесс следования проекта от планирования и начала работ до логического конца. 

Как правило, любой проект состоит из пяти фаз: 

  1. Инициация. 
  2. Планирование. 
  3. Исполнение. 
  4. Контроль. 
  5. Завершение. 

Четкое понимание фаз этого цикла позволяет менеджерам и руководителям максимально эффективно контролировать проекты. 

ROI (Return on Investment, доход от инвестиций) 

Показатель продуктивности, который используется для оценки эффективности и прибыльности инвестиций. 

Рассчитывается по формуле: Доход вложений – Размер затрат / Размер инвестиций * 100% 

Если показатель ROI ниже 100%, то инвестиция неэффективна для компании. ROI достаточно легко измерить для большинства маркетинговых инструментов (например PPC). 

Подробнее про ROI можно прочитать тут

SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) 

Инструменты для вывода сайта на первые строчки поисковых запросов. 

Задача SEO – сделать сайт заметным для пользователей. Отображение в поисковых системах зависит от названия страниц, ключевых слов (ключей), тегов на изображениях, структуры внутренних ссылок, внешних ссылок и т. д. 

Яндекс, Google и другие поисковики, помимо перечисленного, учитывают структуру и дизайн сайта, поведение юзеров и другие внешние факторы, которые определяют его место в списке результатов поиска. 

Scope 

Это содержание проекта, то есть концепция проекта, где описана его цель, шаги для ее достижения, целевая аудитория, имеющиеся ресурсы, планируемый объем работы. 

Scrum 

Это agile-метод управления проектами, который делит проекты на небольшие сегменты – спринты. 

Спринты обычно длятся от двух недель до месяца. У каждого спринта есть своя цель, по которой и оценивают результаты. Следующий спринт начинается только после завершения предыдущего. 

Главная особенность Scrum – гибкость. Всегда можно внести новые идеи в проект или любые необходимые изменения прямо по ходу работы. Метод позволяет на протяжении пути проверять эффективность и ценность проделанной работы. 

Спринт 

Фиксированный период длиной от одной до четырех недель для разработки в жизни проекта или его части. 

Спринты нужны для разбивки сложных проектов на небольшие задачи. Вместо долгой работы сразу над всеми аспектами проекта, команда дробит его на небольшие итерации. Это повышает управляемость проектом и позволяет выпускать высококачественные продукты быстрее. А еще это делает команду гибкой и помогает быстро реагировать на возможные изменения. 

Стейкхолдер 

Это лицо, группа или организация, заинтересованные в мероприятиях проекта или участвующие в них на любом уровне. 

Стейкхолдеры могут влиять на работу компании как положительно, так и отрицательно (например, если это конкуренты). Поэтому важная часть системы управления проектами – выстраивание стратегии работы с заинтересованными лицами: выявление всех возможных заинтересованных сторон, оценку их влияния на проект и продумывание того, как удовлетворить их интересы. 

SWOT-анализ 

За аббревиатурой SWOT скрываются слова Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats, то есть сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. 

Менеджеры или руководители проектов анализируют эти ключевые факторы, чтобы лучше оценивать текущую ситуацию и понимать потенциальные риски и возможности. 

Таймлайн 

Хронологический порядок ключевых событий и задач проекта, обеспечивающий их выполнение по расписанию. Проще говоря, это график проекта. 

Он фиксирует и сообщает о сроках, зависимостях задач, конкретных задачах и прогнозируемой продолжительности задач различным заинтересованным сторонам. 

Task Management (управление задачами) 

Это процесс управления всеми задачами в рамках проекта – от наблюдения за командами, работающими над определенными частями проекта, до организации деталей и сроков выполнения отдельных задач. 

Таск-трекер (таск-менеджер) 

Сервис для управления проектами и отдельными задачами. 

Например, Shtab позволяет организовать совместную работу команды любого масштаба и направления в одном окне. Кроме того, сервис можно использовать и для индивидуальной работы. Вы можете настроить отображение списка задач на свой вкус, обозначить дедлайны, делиться карточками даже с незарегистрированными пользователями. 

TF (Total Float, общий временной резерв) 

Общее количество времени, на которое может быть отложена запланированная задача без просрочки даты завершения проекта или нарушения таймлайна. 

Вычисляется с помощью метода критического пути и определяется разницей между ранним финишем и поздним финишем. 

Управление рисками 

Процесс поиска, выявления, оценки, реагирования и управления рисками, которые могут повлиять на проект. 

Этот процесс исследует, как проект может изменить свои цели и результаты из-за подверженности рискам. Процесс документирует ожидаемые узкие места и способы их преодоления. 

Риски могут варьироваться от перебоев в обслуживании до перераспределения ресурсов. 

Цель 

То, что достигается посредством реализации проекта. 

Это либо полное решение задачи, либо существенное ее выполнение. Хорошая цель реально реализуема, включает числовые метрики и ограничена в сроках. 

Use Case (кейсы использования) 

Все способы, которыми пользователь может использовать продукт или услугу, важные для проекта. 

UX (User Experience, опыт клиента) 

Опыт, который получает клиент за весь период отношений с компанией: от знакомства с брендом до взаимодействия с компанией, совершения покупки и даже рекомендации ее товаров или услуг другим людям. 

Чтобы этот опыт был как можно более позитивным для клиента, необходимо думать, как пользователь. 

Waterfall 

Линейная методология управления проектами для последовательного (поэтапного) процесса завершения проекта. 

Waterfall требует завершения одного этапа для перехода к следующему. Этапы или фазы перетекают друг в друга, как вода, стекающая по водопаду. Эта методика менее гибкая, чем Scrum, но во многих сценариях она более логична и эффективна (например, при запуске рекламной кампании). 

WIP (Work in Progress, работа в процессе) 

Статус задачи, который означает, что над ней в настоящее время еще работают, но вскоре она будет завершена.

(Голосов: 9, Рейтинг: 5)