Как все начиналось
Ширак рассматривал проект Quaero как ответ Европы на вызов американского глобализма в лице Google и Yahoo.
Проект объединил европейские телекоммуникационные корпорации (Deutsche Telecom, France Telecom и Tomson), компании, имеющие собственные наработки в области обработки разных типов информации в интернете (Bertin Technologies, Exalead, Jouve, Vecsys), исследовательские институты (Inria, Inra, CNRS, Clips/Mag, RWTH-Aahen и Университет Карлсруэ), контентом должны были заниматься INA и телекомпания «Studio Hamburg». Предполагалось, что новый поисковик будет не только искать текстовую информацию, но и осуществлять поиск изображений и аудиофайлов, переводить с одного языка на другой. Также Quaero будет адаптирован для различных аппаратных платформ, в том числе персональных компьютеров, мобильных устройств и даже интерактивного телевидения.
Однако вскоре возникли серьезные разногласия среди участников проекта. Немецкий канцлер проиграл последние выборы, а новое немецкое руководство, лояльное США, не спешило возобновить участие в консорциуме. Не последнюю роль сыграли и расхождения в понимании основных направлений развития проекта, и в декабре 2006 года Германия официально вышла из проекта Quaero.
Провал или кризис роста?
Многие эксперты выражали сомнения в состоятельности проекта. Приведем в кратком изложении критику проекта, которую обобщил в своей статье французский эксперт Лоик Ле Мер.
1) Централизация и закрытость. Мало централизованных проектов имели успех. Веб является децентрализованным по своей сути. Например, Firefox или Wikipedia являются плодом тысяч участников и пользователей.
2) Quaero настолько засекречен, что в итоге Ле Мер не нашел никого, кто объяснил бы ему, о чем идет речь. Отзывы и критика пользователей очень помогают развитию проектов. И в естественном отборе проектов решающее слово, прежде всего, имеют пользователи.
3) Среди участников проекта нет фирм, внесших в последнее время серьезные инновации в веб.
4) В проекте участвуют только Франция и Германия, другие страны не присоединились к проекту.
5) Не определены конкретные сроки выполнения задач проекта. Проект нацелен против Google, но будет ли Google существовать через пять лет?
6) Недостаточное финансирование. Google получил доход более 2 млрд. долларов за последние 4 месяца. Куда Quaero собирается идти с 260 млн. евро?
7) Проект в основном финансируется государством, что ведет к его бюрократизации и к слабой отдаче от вложений. Напротив, Google функционирует как огромная сеть стартапов, в которой каждый сотрудник может свободно реализовать свой потенциал.
Каждый может сам решить, насколько для него убедительны эти аргументы.
Централизации и бюрократизации противопоставляется сетевой принцип и спонтанное развитие. Хорошо, идеал, получается, – Википедия. Как раз она сейчас пытается создать поисковую систему на основе принципов децентрализации и сотрудничества пользователей, которая тоже пытается бороться с Google. Я написал об этой инициативе Википедия a в своем блоге, и сразу увидел комментарий пользователя bashnie: «ни черта у них не получится». Что ж, я согласен, конкурента Google у европейцев не получится. Кстати, запуск вики-поисковика переносится уже в третий раз. Дело в том, что сервисы веб 2.0 - это питательная среда для любого проекта. Они - дух интернета, который дышит, где хочет, и без него все омертвеет. Но, в то же время, пункты управления интернетом - во многом поисковые системы. И eще, многое зависит от ситуации, в которой ты находишься. Одно дело, когда ты лидер, – и другое, когда ты бросаешь вызов лидерам. В этом случае нужна воля, концентрация ресурсов и фундаментальные научные разработки.
В свете этого актуальным и глубоко верным я считаю мнение пресс-секретаря отечественной поисковой системы Яндекс. Вот что сказал Михаил Ушаков в январе 2006 года, комментируя идею европейского Google: «Наконец-то поисковую машину осознали как часть национальной культуры… Результат пока не ясен. Очевидно, что для создания хорошей поисковой машины недостаточно просто денег (собственно, у крупных компаний, участвующих в этом проекте, деньги, наверное, были и без государственных субсидий), нужна идея. Будем надеяться, что выделяемые средства не у йдут на поддержку бюрократии, а станут стимулом для научных исследований в этой области. Потом на основе разработанных идей кто-нибудь - не обязательно государство - сделает что-нибудь новое и интересное, чем реально будут пользоваться европейцы».
Франция, стремящаяся сохранить культурную самостоятельность, проявила политическую волю. Были сконцентрированы ресурсы и начался поиск главных научных идей. Определение научных идей поставило вопрос о корректировке политической задачи, и здесь начались разногласия. Дело в том, что французская сторона хотела создать классический поисковик и сосредоточить усилия на мультимедийном поиске, чем сейчас занимается Google c его Универсальным поиском (бить врага на его территории, как говаривал один исторический песонаж). Германия хотела сосредоточить усилия на развитии семантического поиска, в частности, чтобы определять результаты поиска, подбирая схожие по смыслу выражения. Новый канцлер Германии г-жа Ангела Меркель по образованию физик, и, очевидно, быстро смогла оценить ситуацию. Соответственно, германское правительство не захотело вступать в прямую конкуренцию с Google, а решило вести научные разработки в области анализа текста, чтобы реализовать идею семантического поиска. Это работа на перспективу, так как в настоящее время не все эксперты считают возможным создание глобальной сети, в которой осуществлялся бы семантический поиск. Однако, на мой взгляд, работа с опережением - единственно правильный подход.
Совсем недавно авторитетный разработчик поисковых систем, с 2005 года работающий в Google, Луис Монье, дал интервью. В интервью г-н Монье утверждает, что семантический веб появится не ранее, чем через 10-20 лет. Это означает, что практически эта задача решаема и Google активно этим занимается. Семантический поиск позволит в очень существенной степени повысить релевантность результатов.
Что касается мультимедийного поиска, то он, наоборот, по некоторым оценкам экспертов, часто понижает релевантность результатов и затрудняет выбор пользователя. Когда я познакомился с Универсальным поиском Google, у меня сразу возник вопрос: чем уравновесить этот поиск, который все-таки является поиском «вширь»? Развитие исследований в области семантического интернета, возможно, «уравновесит» эту тенденцию, которая, при однобоком развитии, ведет в тупик.
Германский проект семантического поиска получил название Theseus. Разработку проекта возглавила компания «Empolis Gmbh», являющаяся филиалом медиа корпорации Bertelsmann. В проекте участвуют такие немецкие гиганты, как Siemens, SAP и Fraunhofer Gesellschaft. Представитель Министерства экономики Германии Хендрик Люхтмайер объяснил, что цель немецкого проекта не стать соперником Google, но, скорее, помочь компаниям, работающим над технологиями поиска и над сетями будущего. Отметим, что прагматическая позиция Германии диссонирует с национальными стремлениями Франции, которая по-прежнему, в одиночку, развивает проект Quaero, ставя задачу «убить Google». Германия получила бонус от Европейской Комиссии в 120 млн. евро на четыре года на развитие проекта Theseus, а Франция получила от Агентства промышленных инноваций 250 млн. евро на развитие проекта Quaero.
Некоторые выводы
Несмотря на некоторый «кризис роста» в европейском поисковедении, все идет своим чередом. Пока Германия и Франция работают параллельно. Проект Theseus может стать источником свежих идей, и в перспективе на этой основе два европейских лидера смогут снова объединить усилия.
Другой вариант развития событий: разные группы европейских корпораций используют перспективные идеи Theseus и Quaero для развития собственных проектов. Эта тенденция уже нашла свое воплощение. В Европе идет работа еще над одним поисковым стартапом. В январе 2007 года Европейская Комиссия инвестировала 11млн. евро в проект европейской мультимедийной поисковой системы FAROS (Platform for Search of Audiovisual Resources Across Online Spaces). 13 партнеров из 9 стран - Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Франции, Италии, Норвегии, Великобритании и Швейцарии - участвуют в этом начинании. Этот проект не является альтернативой Quaero, а решает скорее актуальные проблемы аудио- и видеопоиска.
И в заключение вернемся к высказываниям пресс-секретаря Яндекса Михаила Ушакова. Вот что он сказал еще: «Наконец-то поисковую машину осознали как часть национальной культуры. В России именно так и получилось: Google стоит на третьем месте с 5% поискового трафика, на втором месте находится Rambler с 25%, а лидирует «Яндекс» с 60% трафика. То есть отечественные поисковики в разы опережают заморского конкурента». Сейчас ситуация обостряется. В последнее время Google и MSN активизировали свое присутствие в России. Вопрос о поисковой системе как части национальной культуры встает со всей остротой. И в этом плане опыт Европы важен для нас.