В данной статье я расскажу влияние юзабилити (удобства использования сайта) на ранжирование: планка, которую постарался взять (но не взял. сразу) Яндекс 26-го января 2010 года. К сожалению сколько бы не пытались юзабилити-компании популяризиризировать эту тему, заниматься юзабилити в России (на мой взгляд) так и остается коммерчески непопулярным (здесь я не имею ввиду улучшение интернет-магазинов или веб-интерфейсов). Всё дело в том, что бизнесу очень сложно осознать и подсчитать экономическую выгоду от внедрения улучшений удобства сайта (а юзабилити-экспертам еще сложнее гарантировать увеличение конверсии, чем SEO-компаниям ТОП 3). Данная статья является первой ласточкой про то, каким должен быть веб-сайт, привлекательный для поисковых систем: факторы юзабилити, которые могли бы учесть в ранжировании поисковые системы сейчас и в будущем.
Итак, существует три подхода оптимизаторов к исследованию алгоритмов поисковых систем:
1. Исследование конкурентов в ТОПе
Для этого применяется как внутренних факторов у сайтов конкурентов так и исследование внешних, например ссылочный бюджет по конкретному ключевому слову на конкретного конкурента в Sape:
Ниже анализ внутренних факторов сайтов конкурентов в ТОПе:
2. Эксперименты с тестовыми площадками
Это когда для исследования отдельных факторов и сохранения «чистоты эксперимента» seo-компания имеет тестовые площадки. К примеру SEO-компании нужно выяснить какой средний % ключевого слова должен быть в тексте. Она берет размещает на своих 10 (одинаковых по параметрах) сайтах тексты с разным % содержанием ключевого слова «выращивание страусов» и смотрит после нескольких апдейтов какой из сайтов оказался выше.
Аналогично могут делаться эксперименты по проверке работоспособности доноров. С какого-либо сайта, который нужно проверить (донора), покупается ссылка ключевым словом «валенки самара оптом» на соответствующий текст. И смотрится эффект. Базы «работающих» доноров накапливаются и обновляются.
А ссылки на «хороших донорах» закупаются для клиентских проектов.
3. Прогнозирование путей решения поисковыми системами своих основных задач для того, чтобы приводить продвигаемый веб-сайт в их соответствие
Продолжаю речь о третьем подходе прогнозирования решения своих задач поисковой системой и приведение своего веб-сайта в соответствие к ним. Рассмотрим следующую задачу: т.к. бОльшая часть обывателей не может отличить вкус Кока-колы от Пепси, также выдачу Google (если вставить ее в дизайн выдачи Яндекса) большинство обычных пользователей не могут различить (и наоборот) по релевантности. Я здесь не имею ввиду улучшения Яндекса в поиске региональных сайтов. А неплохо бы, если бы поисковая система выдавала не только релевантные сайты, но и удобные! Не правда ли? Неудобство сайта (а точнее не следование основным условностям сайтостроения) пользователь замечает сразу. Ниже 2 примера по технологии Eye Tracking, которые мы тестировали. Метод Ай-Трекинга дает понимание? что пользователи видели (в дырках), а что нет (черный фон).
Ниже тестировался сайт другого банка. На котором пользователям на наш взгляд «бросилась в глаза» другая информация.
Еще в прошлом году своим клиентам на продвижение при вопросе «влияет ли дизайн сайта на место в поисковой системе» я отвечал: поисковая система видит только код (и текст) и на дизайн она не обращает внимания:
Здесь я немножко расскажу про асессоры. Асессоры (от лат. «судьи»): отдел пользователей, тестирующих релевантность выдачи, обучающих алгоритмы ПС Яндекс. Работает с 2004 года. Кстати, асессоры появились в Google раньше. Если асессор может оценивать релевантность, то, в отличие от робота, юзабилити ему оценить гораздо проще, чем роботу.
Ниже перечислены все основные мною выделенные задачи поисковой системы:
Что может робот учесть в юзабилити дизайна («оболочки»)
Влияние скорости загрузки сайта (без учета скорости доступа в интернет у пользователя)
Наличие ссылки в логотипе (картинка logo.jpg или logo.gif) на главную страницу.
Наличие нижнего меню. Ссылки: «На главную» (также в подвале) и возможно, «наверх»
Наличие телефона с кодом города (контактов, например e-mail или адреса офиса) в шапке и в «подвале» сайта (поисковая система может это оценить, если телефон текстом), либо наличие изображения названного как tel.gif или tel.jpg.
Наличие h1 (заголовка) на странице
Юзабилити контента:
Структурирование и дизайн текста (контента). Здесь я выделил некоторые правила, которые ПС несложно будет учесть:
Объем текста и % ключевых слов (5% и выше — это СПАМ). Спам неудобен пользователю.
Наличие промежуточных заголовков в тексте (h2, h3).
Наличие абзацев (
, ) не реже, чем через каждые ~1000 символов.
Другие теги структурирования: , , (курсив).
Возможно полезно наличие гипер-ссылок с текста куда-то еще.
Наличие ссылок с этой страницы на нее же никак не влияет.
Полезно: наличие в тексте изображений (с альт-текстом!), таблиц, видео роликов (не обязательно), цитат.
Наличие подчеркивания у ссылок.
Типографирование текста: например отлично делает бесплатный сервис http://typograf.ru/
Ниже пример работы сервиса:
Ниже перед вами 2 сайта.
Спросите себя: как проехать в офис компании? (где контакты) В каком городе все это находится? Ниже другой сайт:
Учет поведенческих факторов и кликов по ссылкам в выдаче
Другой момент, который могут учесть (и уже учитывают ПС: Себрант осторожно высказывался) — учет поведенческих факторов и кликов по ссылкам в выдаче
Эта задача связана с задачей юзабилити следующим образом: если конкретный пользователь зашел в выдачу и кликнул на какой либо сайт, к примеру из 1-й десятки и... вернулся, следовательно, по большинству причин (в зависимости от тематики: чем дороже товар, тем больше сайтов пользователь оценивает!), значит либо:
Пользователь не нашел нужный ТЕКСТ на сайте.
Пользователю попался «кривой» и «неудобный» сайт.
Таким образом, если пользователи после клика по конкретному сайту возвращались в выдачу, значит ему можно присвоить ПОНИЖАЮЩИЙ коэффициент! (попросту «ПЕССИМИЗИРОВАТЬ»!).
Заключение
Факторы юзабилити, которые могут влиять и уже влияют на ранжирование СУЩЕСТВУЮТ.
Поисковые системы постепенно ЗАСТАВЯТ владельцев делать удобные сайты.
Внедрять любые дополнительные факторы юзабилити ПС будут очень осторожно.
Достаточно сформулировать РЕЗУЛЬТАТ, к которому стремятся поисковые системы, а решения этих задач — их проблемы.
Ниже представлена презентация с доклада, прочитанного мною на РИФ+КИБ 2010:
Успехов ВСЕМ, Ваш Муркетолог
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772
Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом.
"Пользователь не нашел нужный ТЕКСТ на сайте.
Пользователю попался “кривой” и “неудобный” сайт. "
Возникает бональный вопрос и бональный пример!
Я хочу купить телефон. Я пройду и 20 сайтов, чтобы выбрать наиболее подходящие условия, НО это не значит, что меня не устроило в предыдущих сайтах их юзабилити или меня перекинуло не на ту страницу, которую я запрашивал и это нужно учитывать
Несколько смущает следующая надпись "Для этого применяется как внутренних факторов у сайтов конкурентов так и исследование внешних, например ссылочный бюджет по конкретному ключевому слову на конкретного конкурента в Sape" А картинка из SeoPult'a ничего не перепутали ?
не, в написании текстов Вы не школьник, рекламу пишете отлично, только опыта в SEO то нет.
Ваши методики - как и методики Гробового по воскрешению мертвых, без практического опыта.
"Сео конторы он хаит правильно, они берут завышенную цену за непонимание клиента."
да пусть хаит, причем по д...
не, в написании текстов Вы не школьник, рекламу пишете отлично, только опыта в SEO то нет.
Ваши методики - как и методики Гробового по воскрешению мертвых, без практического опыта.
"Сео конторы он хаит правильно, они берут завышенную цену за непонимание клиента."
да пусть хаит, причем по делу!
Просто не люблю людей, которые сами ЭТОГО делать не умеют, но критикуют других, которые и ЭТО умеют делать и бизнес на ЭТОМ.
Жесть, сколько читаю Ваши публикации (слава Богу что случайно натыкаюсь, а не подписан), столько и можно прослеживать кучи дерьма в сторону совершенно определенных компаний.
Хотя давайте на самом деле узнаем - а кто Вы? :) какие заслуги у Вас? кроме как хождение по конференциям и разбрасывание фекалий в чужую сторону?
КТО ВЫ?? :) Какой у Вас опыт в SEO и юзабилити, чтобы такое писать??
Сео конторы он хаит правильно, они берут завышенную цену за непонимание клиента.
Ты не понимаешь, но деньги есть + 40%
Нет времени вникать + 20%
Непонимаешь и денег нет - ПЖ.
Слишком умный - ну вот и делай сам...
Кто это вы? Какие именно гарантии? На то, что у в отчете по юзабилити будет не меньше 60 страниц текста (как у БууэДБД)?
К примеру перед вами сайт (см. выше) по наращиванию ногтей у собак чау-чау. в котором есть услуга где все на одной странице и телефон (правда не в шапке). Вас просят сделать юзабилити и дать гарантии на увеличение конверсии. Юзабилити - это консалтинг. А увеличение конверсии зависит от того, кто и как произвел ВНЕДРЕЖ рекомендаций. Клиент хоче...
Кто это вы? Какие именно гарантии? На то, что у в отчете по юзабилити будет не меньше 60 страниц текста (как у БууэДБД)?
К примеру перед вами сайт (см. выше) по наращиванию ногтей у собак чау-чау. в котором есть услуга где все на одной странице и телефон (правда не в шапке). Вас просят сделать юзабилити и дать гарантии на увеличение конверсии. Юзабилити - это консалтинг. А увеличение конверсии зависит от того, кто и как произвел ВНЕДРЕЖ рекомендаций. Клиент хочет от вас, чтобы вы ему гарантировали увеличение конверсии (к примеру на 30%) после внедрения. Интересно, как вы собираетесь заранее отвечать за качество работ других людей? Это похоже когда спрашивают гарантии на разработку сайта. Большинство дизайн-студий пальцем у виска покрутят "первый раз слышим, никто до вас не спрашивал". Или: ну если у вас что нибудь в течении полугода "сломается", мы починим. Но никто не будет гарантировать его конверсию.
Конечно, можно внедрять систему запутанных договорных гарантий наподобие как это делается в SEO, но на практике сомневаюсь, что это будет эффективно продаваться.
Другой пример: компания СеоДрим. Отлично описана услуга юзабилити аудита. Но сайты они (как и Юзабилитилаб) просто не делают. Внимание вопрос: как может улучшить (а иногда и переделать полностью) сайт компания, которая не занимается разработкой сайтов?
Наконец подсчет конверсии - больная тема. А считать звонки без погрешности большинство компаний не умеют. Я уже не говорю про сезонность, качество трафика, клиент сервис и другие факторы, влияющие на конверсию.